Федеральное агентство
воздушного транспорта

Росавиация

Компания

Государственные и социальные структуры
С 1964 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
125993, ГСП-47, Ленинградский проспект, 37, корпус 2.

(499) 231-50-09
(499) 231-55-35

200px

Персоны (13)     работают сейчас - 6    работали ранее - 7

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Глухов Роман МихайловичМоскваКонсультант отдела информационно-аналитического обеспечения
Кочерова Татьяна АлександровнаМоскваНачальник управления
Нерадько Александр ВасильевичМоскваРуководитель
Потемкин Андрей АлександровичЗаместитель руководителя
Романова ВалентинаМоскваЗаместитель начальника управления регулирования перевозок
Ядров Дмитрий ВикторовичМоскваРуководитель

Продукты (2)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

Цифровой паспорт (5 проектов)

Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.

СМ. ТАКЖЕ (72)

Активы

Конечные собственники

+ Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Росавиация образована в рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[1] (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 № 649, от 14.11.2005 № 1319, от 23.12.2005 № 1522, с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 № 295, от 27.03.2006 № 261).

Формально Росавиация является вновь образованным органом, однако фактически создана на основе ранее существовавших структурных подразделений Минтранса России и специализированных федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших государственное управление в сфере воздушного транспорта.

Вместе с тем, Росавиацию нельзя считать преемником Государственной службы гражданской авиации Минтранса России, так как ее функции в настоящее время распределены между тремя федеральными органами исполнительной власти: Росавиацией, Ространснадзором, и Минтрансом России (Департамент государственной политики в области гражданской авиации).

Деятельность

Основными функциями Федерального агентства воздушного транспорта являются:

  • Координация исполнения федеральных инвестиционных программ в сфере авиации;

  • Оказание услуг по обеспечению работы воздушного транспорта (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации);

  • Лицензирование эксплуатантов и их допуск к полетам на внутренних и международных линиях (выдача сертификатов эксплуатанта);

  • Сертификация организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов;

  • Курирование деятельности государственных учебных заведений в сфере авиации.

История

2024

31 электронная госуслуга, сертификация по одному документу. Глава Росавиации рассказал о цифровизации ведомства

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) оказывает более 70% услуг в цифровом формате. Об этом 1 августа 2024 года глава ведомства Дмитрий Ядров доложил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину.

По словам Ядрова, Росавиация оказывает в общей сложности 43 государственные услуги. Из них 31 предоставляются полностью в цифровом виде через Единый портал государственных услуг. При этом 10 государственных услуг полностью оптимизированы. До конца 2024 года планируется оптимизировать еще 21 услугу, тогда как 17 услуг будут оптимизированы более чем на 50%. В рамках цифровизации ведомства ведется работа по сокращению количества подаваемых документов и ускорению обслуживания пользователей.

Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым 1 августа 2024 г.

В качестве примера Ядров привел сервис по оформлению сертификата летной годности. Благодаря цифровизации срок оказания этой государственной услуги уменьшился на 70%, тогда как количество подаваемых документов сократилось на 50%. Процесс сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту ускорился на 60%, а количество подаваемых документов уменьшилось с пяти до одного. По направлению аккредитации сертификационных центров и лабораторий удалось сократить срок оказания государственной услуги на четыре месяца. Сертификация разработчиков и изготовителей авиационной техники (в частности, новых самолетов) ускорилась на два с половиной месяца.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам 10.3 т

Оптимизационные работы также ведутся в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Сроки оказания государственной услуги по учету беспилотников сократились на 50%, тогда как количество необходимых документов уменьшилось с восьми до одного. В области международных перевозок для российских авиакомпаний срок оказания государственной услуги сокращен на два с половиной месяца.[1]

В центральном офисе Росавиации прошли обыски по делу о незаконном выводе 59 воздушных судов за рубеж

7 февраля 2024 года в центральном офисе Росавиации прошли обыски по делу о незаконном выводе за рубеж воздушных судов, в том числе Ил-76 и Ми-8.

Как пишут «Известия» со ссылкой на два источника, близких к правоохранительным органам, обыски прошли в кабинетах и. о. начальника управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петра Козырева. Один из собеседников газеты уточнил, что ФСБ изъяла предметы и документы, которые подтверждают незаконность действий сотрудников Росавиации и ряда других лиц.

В центральном офисе Росавиации прошли обыски по делу о незаконном выводе за рубеж воздушных судов

Уголовное дело о халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ) возбуждено в отношении Козырева, Бывалиной и ее бывшего заместителя Анны Жильцовой. По данным «Известий», последнюю уволили в июне 2023 года, одним из поводов стал антивоенный плакат на рабочем месте и негативное отношение к спецоперации РФ на Украине. Кроме того, как утверждается, Бывалина также проходит по другому уголовному делу — о превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ).

Поводом для уголовных дел стала проверка деятельности Росавиации по госрегистрации гражданских воздушных судов и ведению соответствующего реестра. Сотрудники Росавиации, как утверждается, с начала военной операции снимали с регистрации самолеты и вертолеты, нарушая указы президента и постановления правительства. Они выводили суда из госреестра без полного комплекта документов и предоставляли противоречивую и недостоверную информацию о нахождении судов за пределами России.

С такими нарушениями с марта 2022-го по июнь 2023 года из-под российской юрисдикции незаконно выбыло 59 воздушных судов, установил Минтранс. Из них 36 — Росавиация сняла с регистрации в связи с продажей за рубеж. Покупателями 21 воздушного судна стали резиденты государств, не входящих в ЕАЭС, восемь были проданы в «недружественные» страны. Собеседники издания отметили, что смена юрисдикции воздушных судов стала основной причиной для отставки руководителя Росавиации Александра Нерадько в сентябре 2023 года.[2]

2023

Назначение главой Дмитрия Ядрова

15 сентября 2023 года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении Дмитрия Ядрова руководителем Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Прежний глава ведомства Александр Нерадько освобождён от этой должности. Подробнее здесь.

Запрет на использование iPhone сотрудниками

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) запретила своим сотрудникам пользоваться смартфонами Apple на работе. Об этом 31 июля 2023 года сообщил ТАСС со ссылкой на источник в одной из крупных авиакомпаний.

«
Запретили, - сказал собеседник агентства.
»

Росавиация запретила сотрудникам использовать iPhone

По его словам, ограничения также были введены в Государственной корпорации по организации воздушного движения, Администрации гражданских аэропортов, а также в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации.

Государственные органы и компании начали запрещать iPhone на работе после того, как ФСБ сообщила о раскрытии разведывательной акции США с использованием вируса на мобильных устройствах Apple. По данным ФСБ, заражению подверглись несколько тысяч смартфонов американского производителя. Помимо российских пользователей спецслужба также обнаружила вирус на гаджетах зарубежных абонентов, использующих sim-карты, зарегистрированные на диппредставительства и посольства в России. Речь идет о заражении устройств сотрудников дипведомств стран НАТО и постсоветского пространства, а также Израиля, Сирии и КНР.

После этого пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что сотрудники администрации президента также не могут пользоваться мобильными устройствами Apple в рабочих целях. По его словам, все знают, что «эти гаджеты абсолютно прозрачные», и потому их пользование в служебной коммуникации запрещено.

Кроме того, советник президента Южно-Африканской Республики по кибербезопасности Джозеф Пу заявил, что представителям правительств следует прекратить пользоваться устройствами Apple. Он отметил, что нельзя допускать, чтобы представители правительств ходили с iPhone и iPad.[3]

На базе Росавиации начали создавать центры компетенций по беспилотникам

19 мая 2023 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) объявило о создании на базе ведомства и подведомственных организаций центров компетенций по беспилотным авиационным системам. Соответствующее решение было принято на совещании под председательством руководителя Росавиации Александра Нерадько. В мероприятии также участовали руководители структурных подразделений Росавиации и представители подведомственных организаций: ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУП ГосНИИ, ФАУ «Авиарегистр».

Как отметили в Росавиации, к 19 мая 2023 года перед ведомством стоит задача упростить требования к беспилотникам массой менее 30 кг, пересмотрев при этом нормы летной годности для более тяжелых беспилотников, а также оптимизировать сертификационные процедуры.

Росавиация объявило о создании центров компетенций по беспилотным авиационным системам

На совещании также обсудили предложения по формированию федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем». Проект планируется направить на согласование в заинтересованные ведомства.

Как сообщалось, президент Владимир Путин на совещании по развитию отрасли БАС в конце апреля поручил Минтрансу тщательнее проработать тему цифровизации управления движением беспилотников, отметив недостаточность усилий в этом вопросе со стороны Росавиации.

«
Если Росавиация будет работать в том же режиме, как сегодня, как по самолетам рейсовым, то никакого развития беспилотной авиации у нас не будет... Нужно переходить на цифровизацию организации воздушного движения. Если Росавиация в состоянии начать эту работу, то пусть они делают это, если нет – то нам придется создать какую-то параллельную организацию, иначе ничего не получится, - предупредил Путин, обращаясь к министру транспорта Виталию Савельеву.[4]
»

2022

Руководить цифровизацией Росавиации будет сотрудница, о которой ведомство решило молчать, чтобы не навредить репутации

Глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиции) Александр Нерадько в июле 2022 года назначил на должность начальника управления цифровой трансформации и обеспечения Татьяну Кочерову. Об этом сообщает профильный телеграм-канал «Авиаторщина»[5], прилагая копию документа о назначении. Подробнее здесь

Кибератака, в результате которой произошел переход на бумажный документооборот

В конце марта 2022 года Росавиация подверглась массированной кибератаке, в результате которой ведомство вынуждено было перейти на бумажный документооборот. Об этом сообщается в телеграмме главы Росавиации Александра Нерадько (документ есть в распоряжении издания РБК).

Согласно этой телеграмме, отказ от электронного документооборота связан с «временным отсутствием доступа к сети Интернет и сбоем в системе электронного документооборота Росавиации».

«
Порядок документооборота определяется действующей инструкцией по делопроизводству. Информационное взаимодействие будет осуществляться по каналу АФТН (для срочных коротких сообщений), фельдъегерской почтой и почтовыми отправлениями «Почтой России», — говорится в тексте.[6]
»

Telegram-канал «Авиаторщина» со ссылкой на источник в Росавиации пишет, что в результате хакерской атаки уничтожено примерно 65 Тб данных: стерт весь документооборот, файлы на серверах, удалена система «Госуслуг» и потеряны все входящие и исходящие письма за полтора года.

Сам же глава Росавиации Александр Нерадько в комментариях «Московскому комсомольцу» опроверг, что хакерам удалось получить хоть какую-то информацию.

«
Сейчас огромное количество федеральных органов исполнительной власти, многие компании, как с госучастием, так и без госучастия, подвергаются большому числу DDоS-атак. Мы – не исключение. Нам приходится заниматься работой по их отражению. Последняя атака также была отражена, - подчеркнул он.
»

Директор по специальным проектам Angara Security Александр Дворянский в разговоре с «Коммерсантом» отметил, что у организации уровня Росавиации, как правило, создаются резервные копии значимых ресурсов каждые несколько часов в автоматическом режиме. Поэтому система может быть восстановлена в кратчайшие сроки.

2019: Арест начальника правового управления Владимира Мишко

В апреле 2019 г. под стражу были взяты начальник правового управления Росавиации Владимир Мнишко и глава адвокатской коллеги «Межрегион» Сергей Юрьев, их обвиняют в особо крупном мошенничестве на сумму 1 млрд. руб.

В июне 2019 г им продлили меру пресечения до конца сентября.

В ходе дела установлено, что Росавиация одобрила сделку на предоставление «Межрегион» юридических услуг для ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на сумму 378 млн. руб. в 2015 году, а начиная с 2008 года таких сделок было 3 на общую сумму 960 млн. руб.

Вопросы у следствия возникли именно к последней сделке, обоснование и заключение договора, которой и подписывал заместитель генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Никита Данилов.

2015: «Алмаз-Антей» провалил модернизацию единой системы Росавиации

В феврале 2015 года Счетная палата отчиталась о результатах проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета по программе модернизации Единой системы организации воздушного движения РФ на 2009-2020 гг., за которую отвечает Росавиация. Подробнее по ссылке.

Примечания