2024/10/12 12:22:24

Религия в Индии

.

Содержание

Основная статья: Индия

Шиваизм и вишнуизм

Все обилие культов индуизма обобщенно сводится к двум главным течениям вишнуизму и шиваизму. Понятие шиваизма охватывает собой и близкородственные ему культы богинь-матерей, или шактийские и тантрические вероучения.

Культовая практика шиваизма во многом восходит к древнейшим культам плодородия и несет в себе значительное количество архаических черт, непосредственно восходящих к эпохе родовых отношений. В ней сохраняются многие типологические особенности, позволяющие реконструировать ряд религиозно-мировоззренческих моделей, которые были выработаны в процессе жизненной практики этнических групп, входивших в состав древнейшего населения Индии.

Вишнуизм же сложился в Индии после прихода ведических ариев, т. е. к началу І тысячелетия до н. э. В известной мере их продвижение по стране шло под знаменем вишнуизма, так как учение об аватарах Вишну, которое можно считать наглядным примером приемов, использовавшихся брахманами для идеологической ассимиляции неарийских этносов, способствовало приобщению местных культов к ведическим формам религии.Станислав Обухов, Т1 Иннотех: Автоматизация меняет функцию закупок 2.3 т

Вишнуизм изначально складывался в среде, где этнически превалировали потомки ведических арьев, и, став одним из существенных компонентов их религии, отразил в себе социально-правовые отношения, царившие в их обществе. Доминировавший и продолжавший интенсивно развиваться в этом обществе строй по модели «варна - каста» нашел в вишнуизме свое идеологическое знамя в памятниках ведической литературы в эпосе и пуранах широко отражены представления о боге Вишну, насаждавшем и утверждавшем строгость варновых границ и вместе с тем что очень важно - равно заботящемся о членах всех четырех варн, если только они не нарушали своей дхармы (в «Рамаяне», например, в книге «Уттараканда» повествуется о том, как Рама - одна из аватар Вишну - отсек голову некоему шудре, который осмелился практиковать строгую аскезу, разрешенную только брахманам).

Но до расцвета империи Гуптов, т. е. до начала V в. н. э., вишнуизм все же продолжал ограничиваться рамками трех первых варн. Вишнуитские тексты, датируемые периодом Гуптов, часто подчеркивают, что и шудры могут исповедовать вишнуизм и что ремесленникам из их варны разрешается изготовлять изображения Вишну, которые должны признаваться иконографическими. Постепенному внедрению вишнуизма в массы низких каст способствовали как учение о том, что бедные и страждущие обретут благоприятное последующее возрождение через свою любовь к божеству и безропотное исполнение дхармы своей касты, так и заложенные в вишнуизме возможности усваивать разнообразные народные культы и суеверия.

Наиболее широкое усвоение культа Вишну народными массами восточно- и южноиндийских этносов связано со средневековым движением бхакти. Будучи по своей сути антифеодальным и антикастовым, это движение проходило под девизом любви к этому богу и всеобщего равенства перед его лицом. Вишнуизм, бывший изначально учением, которое распространяли брахманы ведического толка, т. е. те высшие социальные группы, против которых было направлено движение бхакти, стал знаменем этого движения. Такая видимая парадоксальность объясняется именно высокой степенью адаптивности, приданной вишнуизму учением об аватарах.

В эпоху средневековья достиг максимального расцвета культ Кришны, «бога-пастуха самой демократичной аватары Вишну, которая соединила в себе ряд черт, стимулирующих фанатические проявления беспредельной любви и абсолютного преклонения. Эти проявления нашли свое выражение в самых разных формах и широко отразились в народном творчестве.

Издавна сложившиеся в среде неарийских этносов культы Шакти богинь-матерей, восходящие к древнейшей эпохе формирования земледельческих культов, земледельческой магии и утверждения материнского права (а вместе с тем и ряда ритуальных отправлений, связанных с почитанием женского начала), вошли в вишнуизм, как и в индуизм в широком его аспекте, в форме поклонения богиням супругам или возлюбленным богов. В вишнуизме это приняло характер почитания Лакшми, супруги Вишну, и Радхи, чье постоянное стремление к нему стало символом непрерывно нарастающей любви бхакта к божеству (вишнуитские теологи трактовали эту любовь как не прекращающееся ни на миг стремление человеческой души к слиянию с божественным началом).

Учение вишнуизма издавна делало чужеродную для неарийских этносов религию не только приемлемой, но и легкоусвояемой, и взаимная адаптация в области религиозного мировоззрения протекала наиболее безболезненно именно под его эгидой.

В силу такой исторической окраски, такого гибкого характера вишнуизм стал настолько же значимым учением в индуизме, насколько и доарийский шиваизм. Более того, в целом ряде черт вишнуизма прослеживается не только влияние, но и прямое усвоение шиваизма в разных его формах. Так, в среде бенгальцев, куда вишнуизм проник не раньше Х в. н. э. и где лишь в ХІІ в. обрел форму теологического учения, сформулированного в проповедях вероучителей (например, Рамануджи, создавшего в 1130-1140 гг. группу из 74 учеников-проповедников) и в памятниках литературы (например, в поэме «Гитаговинда», написанной в ХІІ в. на санскрите поэтом Джаядевой), это течение индуизма было буквально насыщено тантризмом в широком спектре его эротических проявлений. Некоторые исследователи считают, что Джаядева был шиваитом и только использовал кришнаитский сюжет для изложения своего эротико-тантрического мировосприятия.

Шиваитско-тантрическое влияние на вишнуизм прослеживается и в более ранний период в широком ареале создания пуран. Так, в «Падмапуране», «Брахмавай- Вартапуране» и «Бхагаватапуране» содержится много таких описаний любовных встреч Кришны с гопи-пастушками и с Радхой, которые носят почти натуралистический характер. Заметное влияние «Брахмавайвартапураны» прослеживается в творчестве поэта-вишнунта Видьяпати Тхакура, жившего в Митхиле в XV в. и писавшего на двух языках враджабули и санскрите, а «Бхагаватапурана» была в XV в. переведена на бенгальский язык и оказала воздействие на устное творчество местных поэтов-бхактов и на содержание кришнаитских песнопений киртанов[1].

Из числа всех проповедников вишнуизма в Восточной Индии самым большим влиянием пользовался Чайтанья (конец XV - начало XVI в.). Он жил в Бенгалии, но под конец жизни уехал в Одишу, где тоже снискал широкую популярность. Он утвердил особый мистико-чувственный культ Кришны, синтезировав в своем учении вишнуитскую философию с оргиастической практикой тантризма, активно способствуя, таким образом, распространению вишнуизма в этнической среде, хранившей древние традиции шиваизма.

Митхила, которая, судя по многочисленным указаниям, содержащимся в «Рамаяне» и «Махабхарате», издревле стала цитаделью брахманов ведического толка, долгое время служила им своеобразным идеологическим оплотом в их наступлении на неведические культы народов Восточной Индии. И только в XII-XV вв. культ Вишну проник в эти области вплоть до Ассама и Манипура, охватив широкие народные массы. Самой популярной аватарой Вишну здесь тоже стал Кришна, и такая форма вишнуизма наряду с шиваизмом сохраняется в этих областях страны и в конце XX века.

В Южной Индии вишнуизм тоже стал распространяться в послегуптовскую эпоху. На основе вишнуитских пуран, созданных в большей своей части в ІІІ-VI вв. («Вишнупурана», «Бхагаватапурана», «Матсья- пурана» и др.), здесь расцвел жанр прославительных песен.

Вишнуизм снискал здесь, как и в других областях Индии, покровителей в лице царей местных государств, что объясняется наличием в пуранах утверждения о присутствии в каждом правителе частицы самого Вишну. Образами таких правителей, почитаемых в вишнуизме, были легендарные цари-аватары Рама и Кришна.

В разной этнической среде эти аватары пользовались разной степенью признания. Так, тамилы, восприняв вишнуизм, стали почитать прежде всего самого Вишну, а затем Кришну, в то время как Рама популярности здесь не обрел и в конце XX века был известен там скорее как «арийский экспансионист», покорявший местные народы огнем и мечом. У народа малаяли вишнуизм укоренился шире всего именно в форме рамаизма, что не исключает и почитания Кришны. Два других крупных дравидоязыч- ных народа каннара и андхра в равной мере почитают обе эти аватары, но, как и у тамилов, предпочтение отдается Вишну.

У народа андхра вишнуизм стал религией некоторых местных правителей еще в V в. н. э., а позднее утверждался здесь при посредстве царей из иноэтнических династий, присоединявших те или иные части территории этого народа к своим государствам; аналогичное положение сложилось и в жизни народа каннара на их землях вишнуизм был связан с эпохой правления династий Западных Ганга и Чалукья.

Распространяясь по стране, вишнуизм входил в непрерывное соприкосновение с шиваизмом. Происходил процесс или взаимной адаптации и синкретического соединения различных культовых элементов (например, возникновение божества Хари-Хара, изображаемого фигурой, одна половина тела которой являет собой Шиву, а другая Вишну), или частичного вытес- нения довишнуитских верований. Шиваитско-шактийские культы у многих групп населения здесь при исследовании практически не могут быть полностью отделены от вишнуитской культовой практики. Но есть и такие группы (обычно касты или объединения родственных каст), которые четко придерживаются или вишнуизма, или шиваизма и выполняют как в обрядовой, так и в повседневной и культурной жизни только предписания данного религиозного направления.

Хроника

2023: Линчевание индуистами двух христианок в штате Манипур

Члены племени куки, исповедующие христианство, в июле 2023 г. вышли на протесты из-за регулярных притеснений со стороны местных властей, уничтожения христианских святынь и церквей приверженцами идеологии хиндутвы.

В ответ на это поддерживаемые военнизированной националистической группировкой «Раштрия Сваямсевак Сангх», спонсируемой правящей партией «Бхаратия Джаната Парти» в Манипуре, члены индуистского племени мейтей начали поджигать районы проживания куки, вынуждая их бежать из своих домов.

После этого в Сети появились ужасающие кадры: толпа мужчин из племени мейтей ведёт двух раздетых догола женщин из клана куки.

Мейтей и куки — два племени, проживающие в штате Манипур. Там уже более двух месяцев проходят массовые беспорядки. Члены этнорелигиозного большинства, поддерживаемого военизированной националистической группировкой «Раштрия Сваямсевак Сангх» сжигают дома, выгоняют и убивают представителей куки.

Это видео снова напоминает о хаосе, который там происходит. Кадры обрываются на моменте, когда люди доходят до поля. Но, зная обычаи мейтей, женщин ждет лишь групповое изнасилование, отсечение конечностей и сжигание заживо, писал канал "Рыбарь".

2022: Исламисты казнят индуса за публичную поддержку высказываний о пророке Мухаммаде

28 июня 2022 г два мусульманина — жителя города Удайпур в штате Раджастан — Рияз Аттари и Гоус Мухаммед жестоко расправились с местным портным Канхайя Лал за его публичную поддержку высказываний о пророке Мухаммаде, сделанных экс-пресс-секретарем правящей партии «Бхаратия джаната парти» (БДП) Нипур Шармой.

Расправа в традициях радикальных экстремистских организаций по типу «Исламского государства» (отрезана голова) и последующие угрозы премьер-министру Индии Нарендре Моди, заснятые на видео, вызвали широкий резонанс внутри индийского общества.

Несмотря на то, что убийцы были задержаны через несколько часов после зверского убийства более 7 тысяч человек вышли на протесты. Индуисты организовали шествия в Удайпуре, Гургаоне, Бангалоре, Джодхпуре, Ахмедабаде, Нью-Дели. Они потребовали от властей быстрых и решительных действий в виде смертной казни для двух мусульман.

Правящая партия призвала граждан дождаться официального суда и не дестабилизировать обстановку в стране на конфессиональной почве. Однако напряжение в Индии сохраняется. Представители «правых» хотят немедленного решения вопроса с распространением радикального исламизма.

В приграничном с Пакистаном штате Раджастан введен повышенный режим готовности силовых структур. А для предотвращения распространения экстремистских видеоматериалов с публичной казнью индийского гражданина и призывов к борьбе с мусульманами полностью отключен интернет.

Политическая программа премьер-министра Нарендры Моди с 2014 года строится на «Хиндутве» — движении, проповедующем превосходство индусов над другими этническими группами в стране. Именно они составляют большинство в избирательной кампании действующей власти.

Члены «Бхаратия джаната парти» находятся в крайне сложном положении. В случае вынесения смертного приговора индийское руководство может столкнуться с гневом не только исламских радикалов, но и обычных мусульман из-за привилегированного, по их мнению, положения индуистов во всех сферах жизнедеятельности.

С начала 2021 года в северных и северо-западных штатах страны периодически проходят демонстрации мусульманского населения из-за притеснения со стороны властей на религиозной почве.

Однако если к этой ситуации индийское руководство в принципе привыкло, так как они возникают не первый год, то при сохранении жизни задержанных правящая партия может столкнуться с куда большими проблемами в виде недовольства индийских националистов.

Примечания

  1. Религия и общественная жизнь в Индии, М. 1983. Н.Р.Гусева. Индуизм и этноареальные формы народного театра и танца