2021/07/09 16:41:15

Использование беспилотных летательных аппаратов для выявления нарушений ПДД в России

Все большее число регионов России берет на вооружение беспилотные летательные аппараты для контроля за соблюдением правил движения на дорогах.

Содержание

2021

Использование дронов для штрафов за встречку на дорогах у Чёрного моря

9 июля 2021 года ГИБДД сообщила о начале использования у черноморского побережья дронов для выявления нарушений, связанных с выездом на полосу встречного движения. Запуск беспилотных летательных аппаратов осуществляются совместно с региональными управлениями Росгвардии.

Как сообщается на сайте Госавтоинспекции, рейдовые мероприятия по выявлению нарушителей ПДД при помощи беспилотников проводятся на участках автомобильных дорог «Анапа-Сукко» и «Юровка-Раевская-Новороссийск». За несколько дней работы пресечено пять нарушений ПДД РФ по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ (выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения) и одно нарушение ПДД РФ по ч.5 ст.12.15 КоАП РФ (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ).

На дорогах у Чёрного моря ГИБДД использует БПЛА для штрафов за нарушение ПДД, связанных с выездом на полосу встречного движения

С помощью дронов полицейские могут фиксировать нарушения ПДД в радиусе нескольких километров. В ведомстве добавили, что летательные аппараты следят за ситуацией на автодорогах регионального и федерального значения. На первом этап БПЛА фиксируют лишь выезд на встречку, однако их функциональность позволяет выявлять и другие нарушения.

Дрон сохраняет видеозапись на жестком диске оператора. Когда инспекторы останавливают автомобиль, водителю показывают запись, которая хранится в «облаке». Это видео впоследствии копируют на оптический диск и приобщают к делу как доказательство к протоколу о нарушении ПДД.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 15.5 т

В Госавтоинспекции также отметили, что выезд на полосу встречного движения является самой распространенной причиной совершения дорожно-транспортных происшествий, при которых пассажиры и водители получают тяжёлые травмы. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде лишения права управления сроком до 6 месяцев или штраф в размере 5 тыс. рублей.[1]

ГИБДД показала, как использует дроны для выявления выезда на встречку

В мае 2021 года ГИБДД по Республике Адыгея рассказала о том, как используются беспилотные летательные аппараты для выявления нарушений правил дорожного движения.

Как сообщается на сайте Госавтоинспекции Адыгеи, использование дронов позволяет контролировать участок дороги протяженностью до 10 км, по 5 км в каждую сторону от патрульного автомобиля. Если аппарат заметит автомобиль, выехавший на встречную полосу, он осуществит «автозахват» и будет следить за нарушителем, пока его не остановят полицейские.

ГИБДД по Республике Адыгея показала, как использует дроны для выявления выезда на встречку

При этом видеозапись, на которой зафиксировано нарушение и путь машины вплоть до остановки, сохраняется на жестком диске оператора беспилотника. При остановке автомобиля запись демонстрируют водителю. Это видео впоследствии копируют на оптический диск и приобщают к делу как доказательство к протоколу о нарушении ПДД. На официальном сайте регионального ведомства появился кадр, демонстрирующий «зрение» беспилотника.

Утверждается, что на участках дорог, где осуществлялось применение беспилотников авиации отряда специального назначения Росгвардии, в период их использования дорожно-транспортных происшествий не зарегистрировано. В результате применения беспилотных летательных аппаратов в январе-мае 2021 года выявлено 45 административных правонарушений, связанных с выездом на полосу встречного движения.

Использование дронов для выявления выезда машин на встречку

В ГИБДД отмечают, что запуски производятся совместно с авиационным отрядом специального назначения республиканского управления Росгвардии по вопросу применения беспилотных летательных аппаратов.

К маю 2021 года ГИБДД использует дроны в разных регионах России уже несколько лет. Ранее в ведомстве также сообщали о возможном применении беспилотного автомобиля для экзамена на получение водительских прав.[2]

Нарушителей ПДД в России начали ловить с помощью дронов

Испытания беспилотников для контроля за соблюдением ПДД на дорогах в некоторых субъектах России начались еще в 2011-2012 гг., однако их применение не носило массового характера и не было регламентировано. В регламенте по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения, выпущенном МВД в 2009 году, и его более поздних версиях использование беспилотников не было прописано.

С 1 апреля 2017 года ожидается вступление в силу нового регламента по надзору за дорожным движением, в котором появилось много нововведений. Проект документа проходил общественные обсуждения в начале года. В нем указывается, что при надзоре за дорожным движением могут использоваться в том числе беспилотные летательные аппараты. Это, и успешные примеры испытаний, имевшие место ранее, создают предпосылки для более масштабного использования этой технологии в борьбе с нарушителями ПДД на дорогах.

Один из первых примеров внедрения беспилотников в деятельность ДПС на постоянной основе – Красноярский край. В марте 2017 года Главное управление МВД региона сообщило, что местная Госавтоинспекция начала контролировать движение на междугородних трассах с помощью беспилотных летательных аппаратов. В Красноярском крае планируется регулярно проводить рейды с использованием такой техники на сложных участках краевых и федеральных трасс, говорят в региональном Управлении МВД.

В ходе рейдов беспилотник с высоты до 500 метров отмечает все, что происходит на дороге и передает изображение в режиме онлайн на наземный пункт управления. Летательный аппарат ведет нарушителя по трассе до момента остановки инспектором ДПС.

Как беспилотные летательные аппараты контролируют движение на скоростных автотрассах в Красноярском крае

Во время первого проведенного рейда камера беспилотника фиксировала нарушения, связанные с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения. За 2 часа спецоперации на трассе Р255 «Сибирь» в Березовском районе автоинспекторы составили 16 протоколов за выезд на встречную полосу движения, зафиксированных с помощью беспилотного «воздушного патруля».

«
Используя беспилотники, инспекторы ДПС имеют возможность оперативно выявить транспортное средство, представляющее угрозу, и пресечь аварийно-опасные нарушения ПДД, - отмечают в Главном управлении МВД по Красноярскому краю.
»

В числе перспективных возможностей беспилотных «воздушных патрулей» - их применение при поисках угнанного автомобиля, особенно спрятанного на закрытой территории, куда нет доступа у правоохранительных органов, или при попытке автомобиля скрыться с места преступления, например, после наезда на пешехода. Для поиска угнанного автомобиля, например, еще в 2012 году беспилотники испытывали в подмосковных Бронницах.

На протяжении последних лет эксперименты и испытания беспилотников для контроля за соблюдением правил движения на дорогах проводили в ряде регионов. Правда, не всех из них впоследствии сообщали, какое развитие в дальнейшем получили эти проекты.

В 2014 году в Тюменской области тестировали беспилотный летательный аппарат для ловли любителей езды по обочине. Рейды проводились на Ялуторовском тракте в районе моста через ж/д переезд и на автодороге Тюмень-Боровский-Богандинский. Езда по обочинам в условиях заторов принимает массовый характер и вызывает общественный резонанс, отмечали в местном УМВД.

В 2015 году беспилотные летательные аппараты в экспериментальном режиме начали привлекать для контроля за движением на Дальнем Востоке: на загородных трассах Хабаровск - Владивосток и Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Камера летательного аппарата с высоты около 300 метров фиксировала все, что происходит на дороге. Только за два вылета летательный аппарат выявил пять автомобилей, совершивших обгон через сплошную линию разметки. Водители, управлявшие теми автомобилями, были привлечены к административной ответственности.

Беспилотник, использующийся в Хабаровском крае

В 2016 году в сезон отпусков на трассе Хабаровск-Владивосток усиливали контроль за безопасностью дорожного движения с помощью беспилотников. Ежегодно в разгар сезона отпусков движение на этой трассе увеличивается в разы, вместе с этим заметно растет количество дорожно-транспортных происшествий, объясняли в УМВД по Хабаровскому краю.

В 2015 году также испытывали беспилотный летательный аппарат для контроля соблюдения ПДД в Республике Адыгея. За сутки испытаний беспилотник помогал выявить десятки нарушителей на федеральной трассе Майкоп – Гузерипль. Основной упор в этом регионе делали на использовании летательного аппарата на выявления фактов выезда на полосу встречного движения и нарушения правил обгона. По словам полицейских, во время движения водители не отличают беспилотный летательный аппарат от птицы.

В управлении ГИБДД по Адыгее тогда же говорили о планах использовать летательные аппараты на всей территории республики. Особенно актуальны они с наступлением сезона отпусков, так в это время как поток автолюбителей-туристов, которые едут в горы, резко возрастает.

Тогда же, в 2015 году, партия беспилотных летательных аппаратов появилась на вооружении ГИБДД в Свердловской области. Перед «выпуском из гнезда» в настоящий рейд аппараты тестировали несколько месяцев. В свой первый практический полет беспилотники позволили выявить сразу несколько грубых нарушений ПДД на одной из наиболее оживленных трасс Среднего Урала. Как это часто бывает в подобных случаях, водители, остановленные нарядом ДПС, сначала заявили о невиновности, но, когда им сообщили о видеофиксации факта нарушения, они его признавали.

В 2016 году эксперимент с квадрокоптером для ловли нарушителей ПДД проводился также в Ставропольском крае. Местные СМИ тогда сообщали, что при выборе места для испытаний сразу стали ясны недостатки квадрокоптера: для работы ему нужно открытое пространство, то есть в условиях плотной городской застройки с воздушными коммуникациями безопасно использовать беспилотник не получится. Однако в районе объездных улиц или междугородних трасс условия для него идеальные.

Первый же вылет беспилотника в этом эксперименте принес результат: камеры зафиксировали, как автомобиль объезжал пробку по обочине. Водитель после этого оплатил штраф. Еще одно испытание провели на федеральной трассе с достаточно интенсивным движением, в районе села, где водители часто объезжают пробку то по встречной, то по обочине. Здесь новое средство принесло положительный профилактический эффект. Водители, замечая беспилотник, парящий над дорогой, снижали скорость и не пытались пересекать сплошные линии разметки.

Читайте также

Примечания