Название базовой системы (платформы): | Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) |
Разработчики: | Cognitive Technologies (Когнитивные технологии), Cognitive Pilot |
Дата премьеры системы: | 2016 |
Дата последнего релиза: | 2017/05/17 |
Отрасли: | Сельское хозяйство и рыболовство, Транспорт |
Технологии: | Системы видеоаналитики |
Содержание |
2017
Беспилотник проехал 500 тысяч километров
Cognitive Technologies объявила в июне 2017 года о том, что тестовые автомобили, на которых была установлена интеллектуальная система управления C-Pilot компании за последние три года прошли порядка половины миллиона километров.
«Для того чтобы протестировать наши алгоритмы и убедиться в том, что они обеспечивают качество детекции объектов дорожной сцены с показателем близким к 99,999999%, и тем самым гарантируют безопасность участникам движения, автомобилям, на которых установлена наша интеллектуальная система управления C-Pilot, необходимо проехать миллионы километров по различным дорогам, в любых природных и погодных условиях», - сказала президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.
«Только протяженность тестовых маршрутов в миллионы километров дает возможность реальной оценки работоспособности всех наших систем и выявления проблемных зон. Это необходимая проверка для обеспечения возможности применения на дорогах общего пользования. В этом смысле цифра полмиллиона километров является значимым этапом любого тестирования, который демонстрирует зрелость системы», - отметил руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Минкин Юрий.
Из всех тестов на движение в плохих погодных условиях (дождь, снег) пришлось порядка 27% времени. Доля поездок в темное время суток и в условиях недостаточной видимости составила около 18%.
Разработчики отмечают, что из этого расстояния по дорогам России было пройдено порядка 88%. Остальные испытания проходили на дорогах Евросоюза (для проведения тестов использовалось 3 автомобиля), США (5 автомобилей), Китая (1 автомобиль) и Японии (1 автомобиль).
«Известно, что каждый из регионов мира имеет собственные стандарты дорожных знаков, разметки и правил движения. Отличия существуют и в погодных и климатических условиях, и в качестве дорог, и специфике транспортных потоков и окружающего пространства, и в самих участниках дорожного движения. Например, в азиатских и африканских странах перед вашим автомобилем легко могут появиться слоны, коровы и других животные. Мы сейчас выходим на зарубежный рынок интеллектуальных систем управления автомобилем и нам для обеспечения необходимого уровня безопасности необходимо пройти апробацию нашей математики во всевозможных условиях. В ближайшее время нам как раз и предстоит дальнейшее тестирование в Азии и Африке», - сказала Ольга Ускова.
Разработчики отмечают, что на территории России, в силу отсутствия законодательства, разрешающего движение по дорогам общего пользования автомобилям с активной системой управления, тестирование проводилось в пассивном режиме, когда возможность вмешательства интеллектуальной системы управления в процесс движения была отключена. В США активный режим управления применялся в отдельных случаях на территориях, где это разрешено местным законодательством.
Обновление C-Pilot
17 мая 2017 года компания Cognitive Technologies сообщила о выпуске последней версии системы C-pilot - для распознавания основных дорожных знаков.
В прежних вариантах ПО, интеллект беспилотника от Cognitive Technologies справлялся с "наиболее критичными дорожными знаками" из всех их основных классов. Функционал вышедшей версии пополнен возможностью распознавания еще более 40[1]. Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
Это знаки особых предписаний (направления движения по полосам, начало полосы, конец полосы, искусственная неровность и др.), предписывающие знаки (круговое движение и др.), информационные (парковка и др.). В этой версии ADAS повысилась эффективность распознавания объектов дорожной сцены в сложных условиях, в том числе и при их частичном заслонении.
Теперь мы умеем видеть даже частично заслоненных пешеходов и автомобили. Такого результата мы смогли добиться за счет использования нейронных сетей. Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies |
В версии усовершенствован алгоритм распознавания объектов в ночных условиях, резких перепадах освещенности, что используется при движении в тоннелях, во время грозы и других сложных погодных условиях. В ADAS повысилось общее качество детектирования объектов дорожной сцены.
Чем ближе качество распознавания к 100%, тем труднее идет продвижение вверх. Бои идут уже не за 5 или 10%, а за десятые и сотые доли процента, что в итоге и позволяет обеспечить максимальную безопасность дорожного движения. Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies |
В конце августа 2016 года компания объявила о создании собственной интеллектуальной платформы для автономного управления автомобилями C-Pilot. Она может устанавливаться на легковых и других типах автомобилей. Испытания системы ведутся на опытном образце автомобиля Nissan X trail.
Система ИИ для беспилотного зерноуборочного комбайна
Компания Cognitive Technologies анонсировала в апреле 2017 года технологию компьютерного зрения для автоматического вождения зерноуборочного комбайна - Cognitive Agro Pilot.
2016: Начало продаж C-Pilot
Российская компания Cognitive Technologies заявила летом 2016 года о начале продаж интеллектуальной системы автономного вождения C-Pilot. Система предназначена для установки как на легковые авто, так и на другие типы автомобилей. Сognitive Technologies, созданная в 1993 г., в основном занимается разработкой и внедрением ПО для документооборота и распознавания текстов, однако, уже несколько лет разрабатывает системы искусственного интеллекта для грузовой и сельскохозяйственной техники.
Коммерциализация C-Pilot предполагается в двух форматах: ОЕМ (встраивание технологии в системы различных автопроизводителей) и массовые продажи программно-аппаратного комплекса. Сейчас C-Pilot ведет переговоры «с несколькими зарубежными и российскими автопроизводителями» о поставках C-Pilot в формате ОЕМ. Первые продажи системы ожидаются в начале 2017 г[2].
2011
Президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова рассказывает о собственном закулисье: у нее беспилотники, управляемые искусственным интеллектом, мировая премьера, все висит на волоске, но не рвется…[3]
Начиналось все как игра и шутка. Ко мне в кабинет пришли три неформала во главе с будущим режиссером и директором этой вселенской премьеры и, рассредоточившись по пространству кабинета, начали вымогать деньги на феерический проект. Я понимала, что меня берут в кольцо. Я видела, как Василий (самый обаятельный математик на свете, мой институтский товарищ) заходит «со спины», я требовала предоставить хотя бы инвестиционный меморандум. Но моя роль инвестора и продюсера уже была изначально прописана, и не в этом кабинете, а где-то в более серьезных судебных канцеляриях. Так как из троих инноваторов-попрошаек первый был мой муж, второй — закадычный друг с институтских времен, а третий — вундеркинд-студент, которого я сама же воспитала, то все катилось в одни ворота.
Инноватор N1: О.А., предлагаем создать искусственный мозг для беспилотного автомобиля!
Я (все еще развалившись в кресле и весело улыбаясь): Для чего, для чего? (На дворе был 2011 год. Мир еще не знал этих слов.)
N1 (наступая и нависая): Для беспилотного автомобиля. Мы разработали технологию, базирующуюся на имитации работы нейронной системы человека, которая позволит создать искусственные мозги не хуже, чем у профессионального водилы. Нам надо-то чуть-чуть, долларов 20.
Я: Двадцать миллионов долларов?!
N1: Ну не тыщ же. (Нежно тянется к моей руке.)
Я (сухо и четко): Надоели ваши приколы. Покиньте помещение. Не мешайте человеку трудиться!
N2 и N1 (осторожно заходя с двух сторон): Ну, ну, ну. Все очень серьезно. Давай мы тебе кое-что покажем.
Тащат меня в коридор. Там за футбольным мячиком мотается какая-то тележка с камерой и мотором.
Я: И что? Что это?
Инноваторы (хором): Вот. Прорыв. Наша машинка ВИДИТ МЯЧ и играет в футбол. Мы гении. Давай деньги, пожалуйста…
Ну, пришла пора признаться. Там, за кулисами, не было, так и не было тогда ничего по правилам большого бизнеса. Ни инвестиционного меморандума, ни стратегических сессий с консультациями международных экспертов, а была только страсть и желание взять Вселенную «за хвост». Да и что такое 20 миллионов долларов, в конце-то концов? Так, цифры на экране монитора. А тут — новая эра человечества. Автомобиль из объекта превращается в субъект благодаря нашим мозгам C-Pilot. Ну чем не боги? Я была обречена на это финансирование…
В общем, началась подготовка к мировой премьере.
2014 год. Первые шаги с настоящим автомобилем. Сразу — 12-тонный «КамАЗ». Готовим показ главе правительства и министру. Полигон в Нижнекамске. Ноябрь. Ветер, дождь, снег горизонтальный. Погода, при которой американские коллеги из Google паркуют свои беспилотники в гаражи, а нам первых лиц государства катать. За час до мероприятия я подхожу к генеральному конструктору: Василий, отменяем?
Он поднимает на меня красные бессонные глаза. Нет. Я отвечаю. Я сам пойду перед машиной. Я уверен.
Так и было. Журналисты тогда и не поняли, что этот худенький парнишка в резиновых сапогах и заляпанной куртке, который мотался перед беспилотником, — генеральный конструктор новой реальности в автопроме.
Что было за кулисами этого показа: три дня без сна — у группы в 17 человек, один бронхит — мой, один гипертонический криз — у Василия, и очень много драйва — у всех.
2017 год. Европа. Согласование контракта с крупнейшим национальным производителем автомобилей. Требование к искусственным мозгам из России — не больше одной ошибки на 50 часов проезда. Запускаем тестовый беспилотник по выбранным улицам. И буквально сразу — ошибка. Мы не понимаем, что происходит. Не должно, не должно было быть такого. Сердечки наши замирают. Первый международный партнер такого уровня — и сразу ошибка. Мы все внимательно всмат-риваемся в тестовый проезд. И вдруг заказчики начинают ржать и хлопать нас по плечу. Беспилотник распознал памятник как пешехода. Контракт с нами тогда подписали. У европейских ребят отличное чувство юмора.
2 января 2018 года. Мы готовимся к мировой премьере в Лас-Вегасе. Арендуем закрытый полигон у силового ведомства.
Мы сидим на трибуне. Беспилотник на скорости 60 км/ч отрабатывает отдельные упражнения. Сейчас включена только функция определения направления движения. Остальные «мозги» выключены. Но в России не бывает достаточно закрытых полигонов даже в самых силовых ведомствах. Наши люди выше всех табличек «Не влезай. Убьет». Каким чудом этот желтенький микроавтобус оказался на трассе, разбираются до сих пор. А тогда… тогда время потекло очень медленно. Мы видели, как на трассу задом начинает выезжать желтый автомобильчик, мы видели, как на него с хорошей скоростью катит беспилотник, мы знали, что функция распознавания автомобилей отключена, мы смирились с надвигающимся ужасом, но… в этот момент автобот объезжает через бордюр возникшее по ходу следования препятствие… Вы думаете, нам стало легче? Нет, нам стало еще страшнее, так как беспилотник сам решил задачу, которую перед ним никто не ставил! Только через 12 дней мы поняли, как это получилось…
Что умеет C-Pilot
В Cognitive Technologies сообщают, что на сегодняшний день готова система предупреждения водителя. Она помогает следить за ситуацией на дороге, предупреждает об опасности и осуществляет наблюдение за «слепыми зонами». У компании есть несколько тестовых образцов автомобилей, на которых проводится тестирование и обкатка C-Pilot. В частности, испытания проходят на легковом автомобиле Nissan X-Trail. Разработчики систем автономного вождения накатывают более 1 млн км для отладки алгоритмической части и полноценной сертификации.
Помимо программной части C-Pilot включает в себя комплекс сенсоров: оптические камеры, СВЧ-радар, леддары и другие датчики. Вместе они отвечают за комплексное отслеживание объектов дорожной сцены в различных диапазонах спектра. C-Pilot также оснащена высокоточным сенсором позиционирования на базе ГЛОНАСС/GPS и электронным гироскопом. Обработкой информации занимается компактный бортовой вычислитель.
В компании уточнили, что все ПО для системы является собственной разработкой Cognitive Technologies. По разработке сенсоров у фирмы есть несколько технологических партнеров на территории России, которых компания обещает назвать позже. Cognitive Technologies планирует по максимуму использовать в составе C-Pilot комплектующие отечественного производства. В дальнейшем компания собирается поставлять весь программно-аппаратный комплекс самостоятельно.
Инвестиции в проект
По словам директора компании Ольги Усковой, общие инвестиции в проект на ближайшие три года должны составить порядка p750 млн. Из них вложено около p360 млн собственных средств компании. Cognitive Technologies пока что является единственным негосударственным инвестором проекта. Еще p45 млн в разработку C-Pilot вложило на правах предоставления субсидии Минобрнауки России. Cognitive Technologies победила в конкурсе Минобрнауки по теме «Разработка технологии повышения безопасности движения автомобилей на базе компьютерного зрения» в 2014 г.
План развития C-Pilot
Cognitive Technologies планирует развивать C-Pilot в три этапа. На первом (до 2017 г.) компания собирается завершить создание функциональности, позволяющей предупреждать водителя о ситуациях на дороге, которые требуют повышенного внимания: предупреждение схода с полосы, распознавание дорожных знаков, предупреждение о возможном столкновении, мониторинг «слепых зон», предупреждение о наезде на пешехода и т. д.
На втором этапе (2018 г.) Cognitive Technologies надеется реализовать систему активной помощи водителю, предполагающую вмешательство в системы автомобиля (автоматическое подруливание, автоматическое притормаживание, поддержание безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля и т. д. в рамках полосы), при непосредственном контроле дорожной ситуации со стороны водителя.
На третьем этапе (2019-2022 г.г.) разработчики хотели бы доработать технологические компоненты для обеспечения возможности автономного движения в определенных режимах (например, в пробках, на автомагистралях). Завершающей стадией развития проекта должно стать обеспечение возможности полностью автономного движения.
Перспективы Cognitive Technologies на мировом рынке
По словам директора фирмы, в будущем Cognitive Technologies видит себя на мировом рынке. Амбиции компании подстегивает тот факт, что репутация израильской компании Mobileye, одного из ведущих мировых производителей компонентов для автопилотов, пострадала после того, как ей не удалось продлить сотрудничество с Tesla Motors. Американский производитель электрических автомобилей не стал продлевать работу с Mobileye после автокатастрофы, произошедшей в штате Флорида, США, в мае 2016 г. Водитель электроседана Tesla Model S погиб из-за того, что его автомобиль столкнулся с грузовиком, несмотря на включенный автопилот.
По мнению директора Cognitive Technologies, после этого ведущие автопромышленники должны начать искать альтернативу продукции Mobileye, которую и собирается им предоставить российский производитель. Cognitive Technologies настолько уверена в преимуществах своего продукта, что рассчитывает занять 3-5% рынка автономного вождения к 2022 году.
В Cognitive Technologies полагают, что мировой рынок систем автономного вождения развивается достаточно динамично. Компания опирается на то, что аналитики Lux Research прогнозируют его рост с $500 млн в 2014 г. до $10 млрд в 2020 году и $25 млрд. в 2030 г. Allied Marked Research рассчитывают на более высокие показатели рынка – $60,14 млрд к 2020
Участие Cognitive Technologies в проекте "Беспилотный автомобиль КамАЗ"
Подробнее: Проект:Беспилотный автомобиль _КамАЗ
Робототехника
- Роботы (робототехника)
- Робототехника (мировой рынок)
- Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
- Карта российского рынка промышленной робототехники
- Промышленные роботы в России
- Каталог систем и проектов Роботы Промышленные
- Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России
- Карта российского рынка промышленной робототехники: 4 ключевых сегмента, 170 компаний
- Технологические тенденции развития промышленных роботов
- В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
- Сервисные роботы
- Каталог систем и проектов Роботы Сервисные
- Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
- IoT - IIoT - Цифровой двойник (Digital Twin)
- Компьютерное зрение (машинное зрение)
- Компьютерное зрение: технологии, рынок, перспективы
- Как роботы заменяют людей
- Секс-роботы
- Роботы-пылесосы
- Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
- Обзор: Искусственный интеллект 2018
- Искусственный интеллект (рынок России)
- Искусственный интеллект (мировой рынок)
- Искусственный интеллект (рынок Украины)
- В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, производственной сфере, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта
- Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
- Российская ассоциация искусственного интеллекта
- Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
- Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС
- Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
- RPA - Роботизированная автоматизация процессов
- Видеоаналитика (машинное зрение)
- Машинный интеллект
- Когнитивный компьютинг
- Наука о данных (Data Science)
- DataLake (Озеро данных)
- BigData
- Нейросети
- Чатботы
- Умные колонки Голосовые помощники
- Безэкипажное судовождение (БЭС)
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Беспилотные грузовики
- Беспилотные грузовики в России
- В мире и России
- Летающие автомобили
- Электромобили
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
VizorLabs (Визорлабс) (44)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (43)
Вокорд (Vocord) (39)
VisionLabs (ВижнЛабс) (27)
Simetra (ранее А+С Транспроект) (19)
Другие (376)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (9)
Simetra (ранее А+С Транспроект) (6)
VizorLabs (Визорлабс) (6)
VisionLabs (ВижнЛабс) (5)
Талмер (Talmer) (4)
Другие (56)
VizorLabs (Визорлабс) (11)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (8)
Nord Clan (Норд Клан) (4)
Джей Эс Эй Групп (JSA Group) (3)
SteadyControl (2)
Другие (33)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Вокорд (Vocord) (9, 45)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (17, 43)
VizorLabs (Визорлабс) (9, 43)
VisionLabs (ВижнЛабс) (13, 34)
PTV Group (2, 25)
Другие (354, 239)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (9, 9)
VisionLabs (ВижнЛабс) (3, 9)
VizorLabs (Визорлабс) (2, 6)
PTV Group (1, 6)
Ростелеком (3, 5)
Другие (17, 30)
VizorLabs (Визорлабс) (7, 11)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (7, 8)
SteadyControl HoReCa (1, 3)
SteadyControl (1, 3)
VisionLabs (ВижнЛабс) (2, 2)
Другие (18, 19)
VizorLabs (Визорлабс) (4, 13)
SteadyControl HoReCa (1, 7)
SteadyControl (1, 7)
Технологии безопасности дорожного движения (ТБДД) (1, 3)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (2, 2)
Другие (15, 19)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (4, 10)
SteadyControl (1, 5)
SteadyControl HoReCa (1, 5)
VizorLabs (Визорлабс) (2, 3)
Nord Clan (Норд Клан) (1, 3)
Другие (14, 15)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 26
VisionLabs Luna - 25
PTV Visum - 25
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 23
Vocord Traffic - 16
Другие 289
PTV Visum - 6
VisionLabs Thermo (ранее VisionLabs Termo) - 5
Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 5
VisionLabs Luna - 5
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 4
Другие 37
Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 6
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 3
Nord Clan: RDetector - 2
Vmx SILA: HSE - 2
МТС облачное видеонаблюдение - 1
Другие 29
Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 9
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 7
ТБДД: Азимут Комплексы фотовидеофиксации - 3
Vizorlabs Платформенное решение видеоаналитики - 2
Softlogic: SC-iMVS-RM3 Автокомплекс нейросетевого наблюдения для контроля объектов дорожной инфраструктуры - 2
Другие 20