2020
Ликвидация компании
30 января 2020 года Avast объявила о закрытии и последующей ликвидации компании Jumpshot, через которую производитель антивирусов продавал данные сотен миллионов клиентов. Это приведёт к сокращению сотен рабочих мест, однако Avast обещает «максимально сгладить для них последствия этого решения».
Главная задача Avast — обеспечивать безопасность своих пользователей в сети и предоставлять контроль над их конфиденциальностью, — говорит генеральный директор Avast Онджей Влчек. — Любые действия, которые ставят под угрозу доверие пользователей, являются неприемлемыми для Avast. Приватность наших пользователей является для нас важнейшим приоритетом, поэтому мы решили действовать оперативно. Мы решили закрыть Jumpshot после того, как стало очевидно, что некоторые пользователи подвергают сомнению соответствие предоставления данных Jumpshot с нашей миссией и принципами, которые являются для нас основополагающими. |
Jumpshot будет полностью оплачивать счета своих поставщиков в обычном порядке за предоставляемые продукты и услуги. Также Jumpshot будет своевременно уведомлять своих клиентов о прекращении предоставления услуг передачи данных.
Несмотря на ликвидацию Jumpshot, других продуктов Avast это не коснется, а пользователи, как утверждается, не увидят никаких изменений.
Согласно заявлению Avast, компания Jumpshot действовала «строго в рамках закона» и в соответствии с Общим регламентом по защите данных (GDPR), однако специалистов и клиентов все равно смутил факт продажи истории браузеров пользователей третьим лицам.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций
30 января 2020 года акции Avast подешевели на 9% после заявления о закрытии Jumpshot. За неделю котировки просели на 25% из-за скандала вокруг сбора и продажи данных клиентов Avast.[1]
Уличение в сборе и продаже данных пользователей
В конце января 2020 года стало о том, что Avast собирает и продает крупным корпорациям детальные данные об активности своих пользователей в интернете. Для этого бизнеса производитель антивирусов учредил дочернюю компанию Jumpshot.
Журналисты PCMag и Motherboard провели собственные расследования, которые показали, что Avast собирает большие объемы данных, включая истории браузера, информацию о просмотре отдельных видео на YouTube, местоположение пользователей в любой момент времени, а также полную история кликов. Например, можно посмотреть в какие интернет-магазины заходил человек, как по ним путешествовал, на чем задержался, прежде чем совершил покупку в каком-то конкретном магазине. «Покупатели» могли приобрести сведения о кликах пользователей на различных сайтах.
Среди тех, кто покупает данные клиентов Avast, фигурируют следующие компании: Google, Yelp, Microsoft, McKinsey, PepsiCo, Sephora, Home Depot, Conde Nast и Intuit.
Проводившие расследование репортёры утверждают, что благодаря сотрудничеству с этими и другими компаниями Avast заработала миллионы долларов. Так, в 2019 году. за доступ к этим данным компания Omnicom заплатила Avast $2,07 млн.
В Avast утверждают, что Jumpshot не получает «личную идентификационную информацию, включая имя пользователя, адрес электронной почты или контактные данные», а клиенты всегда могут отказаться от предоставления своих сведений.
Jumpshot предлагает своим клиентам доступ к пользовательскому трафику со 100 млн устройств, включая компьютеры и телефоны. Таким образом, клиенты компании (от крупных брендов до онлайн-магазинов) могли проанализировать, что и где покупают пользователи.
Выводы исследователей основаны на анализе утечек, контрактов и других документов компании.[2]