2022/07/17 15:54:17

Музыка в России в XVIII веке

.

Содержание

Основная статья:

1702: Немецкая труппа Кунста даёт музыкальные представления на Красной площади

В 1702 году в Москву прибыла заурядная по уровню профессионализма труппа антрепренера Иоганна Кунста, которая на Красной площади в специально построенной по такому случаю «комедийной хоромине» несколько лет давала драматические и музыкальные представления на немецком языке. Затем в развитии подобных выступлений последовал длительный перерыв (1706–1731 гг).

1710: "Борис Годунов" Маттезона - первая в истории опера на русский сюжет

Авторы Название Комментарии
1 Иоганн Маттезон Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон (нем. Boris Goudenow) Первая в истории опера на русский сюжет (1710, Гамбург). Вероятно, интерес автора к русской теме был связан с победой армии Петра I в битве при Полтаве. Опера не была поставлена на сцене до 2005 г.

Попытки найти в сюжете оперы историческую правду обречены на неудачу.

Либретто:

Царь Федор Иоаннович смертельно болен. Сторонники Бориса Годунова считают, что правление на Руси должен унаследовать он. Но некий зарубежный принц Йозеннах, обольщающий сразу двух девушек из влиятельных боярских семей, княжну Ольгу и дочь Годунова Аксинью, надеется с помощью одной из них захватить русский трон. Однако замысел злокозненного принца разоблачен. На царство венчают Годунова, а три близкие ко двору пары устраивают свое будущее.

1731: "Каландро" Дж.Ристори - первая комическая опера, поставленная в России

Опера венецианского композитора Дж. Ристори «Каландро» — одна из первых опер-буфф (на либретто С. Паллавичино), поставленных при русском дворе в XVIII в. Премьера оперы состоялась в Дрездене в сентябре 1726 г., по распоряжению Марии Йозефы в резиденции в Пильнице. Постановка имела успех и была повторена два года спустя на карнавальном сезоне. Она так понравилась прусскому кронпринцу — будущему Фридриху Великому, — что «он выпросил себе партитуру». Спустя еще несколько лет в декабре 1731 г., во время пребывания дрезденской труппы в России, она прозвучала в Москве, на сцене Кремлевского театра, став первой итальянской оперой, представленной при русском императорском дворе в царствование Анны Иоанновны.

1735

Первый период работы Франческо Арайи в России

Представитель неаполитанской оперной школы. С 1729 оперы Франческо Арайи шли в разных городах Италии.

Первый российский оперный композитор - неаполитанец Франческо Арайя - появился в Петербурге в результате заочного соревнования со своим старшим собратом, знаменитым Николо Порпорой. Практически одновременно с обоими композиторами была достигнута договоренность о приезде в Россию, но с Арайей был также подписан контракт. Так описывает в письме Антиоху Кантемиру этот конкурс на замещение новой должности при русском дворе гофмаршал граф Левенвольде, тогдашний "министр культуры":Доходы российских поставщиков ИТ-услуг за год выросли на 2,6% и достигли 549,3 млрд рублей 321 т

«Я уже давно имел бы честь сообщить вам о себе, если бы пришел раньше ответ, который я ожидал в Италии от Арайя; наконец, с последнею почтою я получил его, но, к несчастью, не такой, какого бы мне хотелось. Решительно нет средства честно отделаться от этого господина. Так как контракт его уже был подписан, то он думает, что потерпит его репутация, если он отступит от данного ему слова, таким образом, дела нельзя поправить. Я очень сожалею об этом, потому что лишаюсь в настоящее время всякой возможности думать о г. Порпора».

В 1735 Арайя во главе итальянской оперной труппы приехал в Петербург, где работал до 1738 г. Опера Арайи "Сила любви и ненависти" ("La Forza dell'amorе е dell'odio", 1734) - первая опера-сериа, поставленная в России (1736, придворный театр, Петербург). За ней последовали "Притворный Нин, или Узнанная Семирамида" ("La Finto Nino о la Semiramide riconosciuta", 1737) и "Артаксеркс" (1738).

Доменико Далл'Ольо начинает работу в Петербурге

Доменико Далл'Ольо - композитор и скрипач, родился в Падуе, Италия. Вероятно, он был учеником Джузеппе Тартини либо после 1721 года, когда Тартини был назначен маэстро капеллы в базилике Святого Антонио в Падуе, либо, возможно, после 1726 года, когда Тартини основал свою скрипичную школу.

В 1732 году Далл'Ольо был назначен скрипачом в базилику Святого Антонио, но в 1735 году он покинул Падую, чтобы отправиться в Россию со своим братом Джузеппе, виолончелистом. Оба брата почти 29 лет оставались в Санкт-Петербурге на службе императорского двора. Он является учителем скрипки и другом Петра Бирона. В судебных протоколах часто упоминается деятельность Доменико как скрипача-виртуоза и композитора, а также как участника придворных интриг.

Далл'Ольо первым написал две синфонии на русские темы "Казак" и "Русская".

Для отдыха он любил мастерить музыкальные инструменты – скрипки и лютни. Он умер в Нарве, Эстония, на обратном пути в Италию.

Авторы Название Комментарии
1 Доменико Далл'Ольо Синфония "Казак" 1740-е гг. В это время супругом Елизаветы Петровны был гетман Разумовский, что сделало все малороссийское модным.

1736: «Сила Любви и Ненависти» - первая опера-сериа, поставленная в России

«Сила Любви и Ненависти» («La Forza dell'amorе е dell'odio»), музыка Франческо Арайи, либретто Франческо Прата - первая опера seria, поставленная в России, Санкт-Петербург, 1736 год. Первое либретто было переведено Тредиаковским. В некоторых источниках эту оперу называют по имени главного героя «Abiazare» (Абиазар»).

1737: "Притворный Нин, или Узнанная Семирамида" - первая большая опера-сериа, написанная в России

"Притворный Нин, или Узнанная Семирамида" ("La Finto Nino о la Semiramide riconosciuta") Франческо Арайи — Пьетро Метастазио, первая большая опера seria, написанная в России в 1736 году, и поставленная в Санкт-Петербурге в 1737 г.

1739: Тимофей Белоградский

Если говорить о предтечах стиля "Буря и натиск", то ранние ростки можно услышать уже в первой части Концерта для скрипки Синьора Казака. Исследователь Андрей Пенюгин полагает, что под этим именем в нотах сочинения обозначен русский музыкант Тимофей Белоградский. Концерт был написан в конце 1730-х годов, когда Белоградский был отправлен на обучение из Петербурга в Дрезден.

1743: Елизаветинский сборник партесов

Императрица Елизавета Петровна была обладателем замечательного дишканта (сопрано). Историк Даниил Мордовцев приводил пример, когда Елизавета, будучи принцессой, подписывалась в переписке "первым дишкантистом". Партии первого дисканта она пела в концертах с придворными певчими, которые были предметом её большого интереса и постоянных забот. "Будучи ещё великой княгиней, императрица особенно ревностно относилась к церковной службе и испытывала большое удовольствие от церковной музыки, которой была обучена с юности", - указывал Якоб Штелин в своих "Известиях о музыке в России". Обучение церковному пению считалось обязательным у царских детей ещё с допетровского времени. Штелин сообщал, что во дворце к комнатам императрицы примыкала небольшая капелла, где государыня "участвовала в исполнении труднейших мотетов и концертировала с искуснейшими певцами".

Как писала Юлия Демиденко, ведущий научный сотрудник ГРМ, о репертуаре Елизаветы Петровны можно судить по её нотным книгам, известным по литературе с XIX века, но обнаруженным только в 2018 г. Это 16 томов в серебряных переплётах работы ювелира Никола Дона - сборник партесных концертов на 16, 12, 8 и 6 голосов, а также задостойников и киноников (всего более 70 произведений, написанных русскими композиторами: Василием Титовым, Герасимом Завадовским, монахом Леонтием и иеродьяконом Исавром).

Попавшие после революции из Большой церкви Зимнего дворца в Русский музей, теперь книги хранятся в разных собраниях: 14 - в Русском музее, и ещё две - в Эрмитаже и в Третьяковской галерее.

Богато оформленные тома изготовлены к первой годовщине коронации императрицы, которая отмечалось в 1743 году "трёхдневными торжествами". Во время торжеств, вероятно, состоялся и необычный концерт с участием самой государыни.

1744: Арайя возвращается в Россию

В 1744 Франческо Арайя вновь приехал в Россию. Для петербургской придворной сцены им были написаны (на либретто итальянского поэта Д. Бонекки, служившего при русском дворе) оперы:

  • "Селевк" (1744),
  • "Сципион" (1745),
  • "Митридат" (1747),
  • "Беллерофонт" (1750),
  • "Евдоксия венчанная" ("Eudossia incoronata", 1751),
  • аллегорич. пастораль "Прибежище мира" ("L'asilo della pace", 1748), действие к-рой происходит в русской сельской местности.

Арайя написал музыку к первому оперному либретто на русском языке А. П. Сумарокова "Цефал и Прокрис" (1755, опера исполнялась русскими артистами). Стилистически эта опера не отступает от традиционных штампов итальянской оперы-сериа.

Последняя опера Арайи, поставленная в России, - "Александр в Индии" (1755).

И.-Б. Франкарт «Портрет композитора Ф. Арайи» / из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства

В 1759 г Арайя вернулся на родину. Ещё раз посетил Россию в 1762 г в надежде получить работу при дворе императора Петра III. Среди сочинений Арайи - оратории, кантаты, соната и каприччио для клавичембало и др.

О том, где еще кроме ЦМБ хранятся ноты опер Франческо Арайя, можно прочесть в статье Софьи Кайковой «Франческо Арайя в России (источниковедческий аспект)» в журнале «Musicus», вестник СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.

1746: Ужины во время оперных представлений

Оперные спектакли во времена императрицы Елизаветы Петровны длились часами. Чтобы голод не лишал венценосную слушательницу и её гостей удовольствия от музыки и зрелища оперные представления вполне могли сопровождаться ужином. Например, 21 декабря 1746 года в шесть часов "для всерадостнейшего торжества рождения её императорского величества" исполняли оперу "Милосердие Тита", и в "продолжение оперы её величество изволила кушать вечернее кушание в своей ложе с графинею Гессен-Гомбургскою, с некоторыми статс-дамами и кавалерами в 14 персонах. А их императорские высочества в ложе их императорского величества, что против театра (т.е. сцены), изволили кушать с чужестранными министрами... Опера продолжалась за полночь".

1747: Родился Иван Хандошкин

Будущий основоположник русской скрипичной школы Иван Евстафьевич Хандошкин родился в 1747 году.

1751

Создание первого рогового оркестра

Гофмаршал Семён Кириллович Нарышкин поручает чеху Яну Марешу преобразовать свою "егерскую музыку" в роговой оркестр - уникальное явление русской музыкальной мысли.

Согласно гипотезе музыканта и исследователя Андрея Пенюгина, первым в партитуре рога использовал Томмазо Траэтта, итальянский композитор, работавший в России. Так, в финальной сцене его оперы "Антигона" есть два очень странных фрагмента. Посреди всеобщего ликования появляется небольшой минорный эпизод для трёх голосов. Голоса в партитуре обозначены как Corni di Bosco. Т.е. либо лесные, либо деревянные. Вероятно, речь идёт о деревянных рогах, раструбы которых заключены в резонаторный ящик (такую конструкцию описывал Штелин). Таким образом Траетта мог намекнуть, что счастливый финал Антигоны в либретто Кольтеллини - только маска, скрывающая трагический финал.

Есть упоминание, что при исполнении "Альцесты" Раупаха в 1770-х использовали деревянные рога (видимо, для сцен в аду).

Очевидное использование роговой музыки появляется в партитурах Евстигнея Фомина и Сарти.

Родился Дмитрий Бортнянский

28 октября 1751 года в городе Глухов родился будущий композитор Дмитрий Бортнянский.

Осуждение игры на инструментах в Правилах Феодосиан

Правила Феодосиан 1751 года осуждают поющих песни, играющих в варганы и дудки и участвующих в плясках: `творят сии вси 500 поклонов до земли`. `Песня и пляска от сатаны`, говорят староверы; образовались пословицы:

  • `Бог дал (или: создал) попа, черт скомороха`,
  • `Ни Богу свеча, ни черту дуда!`

Эти сопоставления любопытны, как свидетельство древнерелигиозного значения скоморошьих игрищ и музыки.

В стихе о Страшном суде помещено такое обращение к грешникам: `вы в гусли-свирели играли, скакали, плясали — все ради дьявола`; в стихе о грешной душе сказано, что она под всякия игры много плясывала, самаго сатану воспотешивала.

Лубочные картины проводят тот же взгляд; так в картине, изображающей смерть грешника и истязание его бесами, представлена одна сцена, содержание которой видно из следующей подписи: `И рече сатана (грешнику): любил еси в мире различные потехи, игры; приведите ему трубачей. Беси же начаша ему во уши трубить в трубы огненные; тогда из ушей, из очей, из ноздрей пройде сквозь пламень огненный`.

1755

Рококо в музыке

Рококо (франц. rococo, также rocaille - рокайль, от назв. одноимённого орнаментального мотива; rocaille musicale - музыкальный рокайль) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 в. Возникнув во Франции в эпоху кризиса абсолютизма, стиль Рококо отражал стремление к уходу от действительности в сферу беспечной игры и наслаждения. Искусство рококо, отмеченное чертами интимной камерности, культивировало особый мир хрупких, нежно грациозных или кокетливо скерцозных образов буколического, галантного, салонного характера. Ему присущи прихотливая изысканность линий, дробность рисунка, широкое развитие орнаментально-декоративного начала. В музыке это проявлялось в обильном использовании мелизмов (франц. agrйments, нем. Manieren), которые составляли неотъемлемую часть мелодической линии; фактура отличалась лёгкостью и прозрачностью, господствовал гомофонный склад, элементы полифонии применялись очень экономно и скупо. Для искусства рококо характерен отход от монументальных форм барокко. Термин "рококо" равнозначен определению галантный стиль, писал Ю. В. Келдыш.

Данила Ведерников: Барокко – это размышление о смерти и мимолетности жизни, рококо – размышление о мимолетности и изменчивости человеческих чувств.

Клаус Абромайт: Любое произведение барокко – это высказывание. Любое высказывание рококо – это вопрос.

Цефал и Прокрис - первая опера на русском языке

Авторы Название Комментарии
1 Александр Сумароков - Франческо Арайя Цефал и Прокрис Первая опера, написанная на оригинальный русский текст и исполненная русскими актёрами. 1755 г. Рококо.

Открыт театр в Картинном доме в Ораниенбауме

Основная статья: Картинный дом в Ораниенбауме

1758: Родился композитор Пётр Скоков

Скоков, Петр Алексеевич — русский композитор. Родился в 1758 г. Воспитывался в Петербургской Академии Художеств и обучался архитектуре; с ранних лет выказал необыкновенные способности к музыке, которой и обучался в Петербурге у Луини, а затем был послан на казенный счет для продолжения музыкального образования в Италию (в Болонью), где и обучался музыке в течение двенадцати лет, закончив свое образование у падре Мартини.

Скокову принадлежит кантата, написанная во время путешествия по Европе великого князя Павла Петровича и Марии Феодоровны. В 1788 г. в Неаполе была издана драма с музыкою Скокова под заглавием: "Il Rinaldo. Dramma per musica, rappresentarsi nel Real Teatro di S.Carlo nel di 4 Novembre 1788. In Napoli 1788" (на 22-й стр. этого издания напечатано: "La Musica é del sig. D. Pietro Skokoff Maestro di Capello Russo"); за эту музыку Скоков получил "такую награду, какую дают первейшим и славнейшим сочинителям музыки".

В 1794 г. на чрезвычайном собрании С.-Петербургской Имп. Академии Художеств по случаю назначения "преемником президента" гр. А. И. Мусина-Пушкина был исполнен торжественный хор с музыкой Скокова. Одно время Скоков был капельмейстером императорских театров.

1759: Йозеф Старцер начинает сочинять музыку для балетов в Петербурге

Штарцер Йозеф, Йозеф Иоганн Михаэль Старцер (Josef Johann Michael Starzer) (1726, по другим данным, 1728 – 1787), австрийский композитор, скрипач. С 1752 г. балетный композитор и скрипач в венском «Бургтеатре», одновременно с середины 1750-х гг. в «Кернтнертортеатре».

Сотрудничал с балетмейстером Францем Хильфердингом, поставившим среди прочих его балеты «Амур и Психея» (1752) и «Великодушный турок» (в честь визита в Вену посла Османской империи, 1758).

Йозеф Старцер

С 1759 г. вслед за Хильфердингом переехал в Санкт-Петербург, где сочинял музыку для балетных спектаклей.

29 апреля 1759 года балетной труппой Ораниенбаумского театра Петра Фёдоровича был показан двухактный балет, «Китайская императорская свадьба». Музыку к этому спектаклю написал Йозеф Старцер[1]. В спектакле участвовали придворные дамы и кавалеры.

С 1763 г. капельмейстер, отвечал за организацию придворных концертов, в программы которых включал произведения композиторов берлинской и мангеймской школ, К. В. Глюка.

Среди балетов, поставленных в Санкт-Петербурге:

  • «Победа Флоры над Бореем» (1760, балетмейстер Ф. Гильфердинг),
  • «Суд Парисов» (1761, балетмейстер Ф. Кальцеваро),
  • «Осмеянный деревенский сеньор»,
  • «Месть бога любви» (оба 1762),
  • «Ацис и Галатея» (1764, все – балетмейстер Гильфердинг).

Вернувшись в Вену в 1765 г., сотрудничал с Ж.-Ж. Новерром (балеты «Дон Кихот», 1767/1768, «Рожер и Брадаманта», 1771, и др.), Г. Анджолини (балеты «Сид», 1774, «Монтесума, или завоевание Мексики», 1775, и др.).

Один из основателей и капельмейстеров Венского общества музыкантов (Wiener Tonkünstler-Societät, 1771). Автор инструментальной музыки (симфоний, дивертисментов).

1760: Бум частных оркестров и капелл в Москве

В Санкт-Петербурге центром исполнительской культуры были два придворных оркестра, состоявших из лучших приглашенных музыкантов-иностранцев и самых талантливых отечественных. В Москве, как отмечает исследователь Павел Сербин, бытовала иная модель — здесь доминировали частные оркестры или капеллы. Между 1760 и 1810 годами в старой столице насчитывалось не менее 20 оркестров, обеспечивавших своих хозяев как прикладными музыкальными развлечениями (операми, балетами, танцевальной музыкой), так и сочинениями сугубо интеллектуальными, «абстрактными», исполнявшимися в гостиных и более интимных покоях владельцев. Всё больший интерес вызывали концерты — и публичные, проводившиеся в больших залах города (например Ротонде Петровского театра), и предназначенные для узкого круга слушателей, среди которых были представители аристократических семейств, купцы, иностранцы. В этом кругу мы могли бы встретить меломанов, которые владели игрой на разных инструментах, держали при себе оркестры, нотные библиотеки, нанимали музыкальных учителей для себя, своих детей и крепостных, — одним словом, людей, безусловно разбиравшихся в музыке: глухой к искусству не стал бы вкладывать огромные средства в содержание музыкантов.

Была ли это мода? Отчасти да, но именно благодаря ей возник феномен московских оркестров. Помимо традиционного капельмейстера в этих оркестрах на ключевых позициях работали иностранцы (чаще всего немцы, чехи, поляки или венгры, реже итальянцы и французы); остальные музыканты набирались из крепостных. Закономерен вопрос: можно ли воспитать целый оркестр из людей, насильно привлеченных к музыке? Ответ не столь очевиден. Дело в том, что в оркестры попадали наиболее талантливые мальчики, уже отобранные ранее в качестве певцов, т.е. обучение игре на инструмента происходило не «с нуля». В противном случае крепостные отправлялись на другие работы. Набор певчих (в будущем инструменталистов) производился в регионах, славившихся качеством голосов и музыкальных традиций — Украина (южные регионы Российской империи) и бывшие польские земли. Нередко оркестры становились частью более дорогих и сложных «зрелищ» — крепостных театров.

Среди знаменитых частных оркестров Москвы особенно выделялась капелла Петра Борисовича и Николая Петровича Шереметевых. Документы шереметевского архива свидетельствуют о том, что граф отсылал лучших крепостных в Санкт-Петербург для занятий с виртуозами-иностранцами Первого придворного оркестра. В итоге уже к 1782 году оркестр славился как лучший в Москве. Вслед за ним шла капелла графа Владимира Орлова, сформированная по схожему принципу. Помимо частных капелл в Москве существовали и оркестры при оперных театрах, например оркестр Петровского театра (Театра Меддокса) или оркестр при Воспитательном доме, созданный в начале 1780-х годов Эрнстом Ванжурой. В результате возникшей конкуренции иностранные капельмейстеры переходили от одного владельца к другому, последние старались привлечь лучших иностранных виртуозов (чаще всего первых скрипачей, виолончелистов и гобоистов), появились отечественные капельмейстеры, улучшалось качество игры отечественных инструменталистов. Увы, существовала безобразная с точки зрения свобод человека практика купли-продажи талантливых крепостных — владеющий игрой на инструменте оценивался дороже.

1762: Франц Ксавьер Кёрцль на службе у Кирилла Разумовского в Батурине

Основатель династии австрийских музыкантов Керцелли, Франц Ксавьер Кёрцль, оказался в Российской империи в 1762 году, сначала на службе у гетмана графа Кирилла Разумовского в Батурине, а потом в старой столице. Все четверо его сыновей стали музыкантами. См. ниже.

Русский концерт, Жан-Батист Лепренс
Балалаечник, Жан-Батист Лепренс
Русский танец. Жан-Батист Лепренс, 1782. Офорт, акватинта. Лепренс уехал из России в мае 1762 года.

1764: Сенсация первой французской комической оперы

Французский композитор Франсуа Андре Филидор прославился постановкой в Париже первых опер-комик, в основе которых оказывались забавные истории из повседневности, её героями были не античные боги и древние правители, а простые смертные - селяне и солдаты. Первая подобная опера Филидора, "Блез-башмачник", была поставлена в Париже в 1759 году. Комические оперы композитора быстро завоевали успех; премьеры проходили во французской столице и в Лондоне.

Франсуа Андре Филидор (7 сентября 1726 – 31 августа 1795)

В 1764 году комическая опера Филидора была впервые показана на русской сцене: французская оперная труппа Ж.П.Рено, прибывшая в Петербург по приглашению Екатерины II, представила "Кузнеца" (парижская премьера состоялась 22 августа 1761 года). Показ этой оперы стал сенсацией для публики придворного театра, привыкшей к итальянской опере-сериа. Не все зрители сумели сразу проникнуться эстетикой нового жанра. Современники отмечали: опера "некоторым не понравилась; тому причиною... то, что мы привыкли к зрелищам огромным и великолепным в музыке, ко вкусу итальянскому, а тут, кроме простоты в музыке и на театре, кроме кузниц, кузнецов и кузнечих, ничего не было". Несмотря на первоначальное удивление публики, впоследствии оперы Филидора были очень популярны в России, в 1760-1770-х годах они многократно ставились как в Петербурге, так и в Москве[2].

1765

Приезд Галуппи в Россию и его последующее влияние на церковную музыку

В 1765 году в Россию из Венеции прибыл итальянский композитор Бальдассаре Галуппи. В последствии он оказал некоторое влияние на церковную музыку России прямо через свои хоровые произведения и косвенно, через обучение Дмитрия Бортнянского. Возможно его некоторое влияние и на музыку Максима Березовского.

Луиджи Скьятти начинает работу в придворном оркестре и сочиняет музыку

В 1765 году (а по другим данным в 1760 году) Луиджи Скьятти (итал. Luigi Schiatti) прибыл в Россию и стал работать в группе скрипок в придворном оркестре Екатерины II. Предполагают, что приезд Скьятти в Россию связан с назначением именно в 1765 году капельмейстером придворного оркестра Бальдассаре Галуппи, который подверг резкой критике состояние оркестра и потребовал его немедленного усиления. Однако утверждение, что Галуппи лично пригласил Скьятти для качественного исполнения своих произведений документально не подтверждено.

Скьятти покинул Россию в 1790 году. Скончался около 1805 года. Его произведения были забыты, а значительная их часть утеряна.

1767: Себастьян Жорж появляется в Москве и работает для семьи Разумовских

Утрата большинства частных нотных библиотек привела к тому, что рукописи, существовавшие в одном-двух экземплярах и циркулировавшие между частными капеллами Москвы, погибали в огне пожаров и войн. Московское нотоиздательство в последней трети XVIII века делало первые шаги (в 1771-1774 годах печатником Московского университета Христианом Людвигом Вевером был приобретён новейший наборный нотный шрифт), рынок сбыта печатной музыкальной продукции еще не успел развиться, поэтому оркестровая и камерная инструментальная музыка по-прежнему преимущественно распространялась в рукописях.

Однако «рукописи не горят», и ценой огромных усилий, времени и счастливых стечений обстоятельств исследователю Павлу Сербину удалось найти и восстановить для исполнения несколько десятков камерных, оркестровых и вокально-инструментальных пьес, написанных в Москве в последней четверти XVIII века. Одной из самых ценных находок второй половины 2010-х гг стало творческое наследие композитора, клавириста и предпринимателя Себастьяна Жоржа.

Уроженец немецкого города Майнц Себастьян Жорж появился в Москве не позднее 1767 года и активно работал здесь до середины 1770-х.

В Москве Жорж поселился в Белом городе в Кисловской слободе, где издавна проживали кислошники, поставлявшие к государеву двору соления (кислую капусту, огурцы, квасы). Приходским храмом у них была церковь великомученика Дмитрия Солунского в Никитском монастыре на углу Большой Никитской улицы и Большого Кисловского переулка (1629). Как выяснил Павел Сербин, дом Жоржа был по соседству от владений графа Алексея Кирилловича Разумовского (1748—1822). Эти владения известны сегодня в большей степени как Большой Воздвиженский и Угловой дома Шереметевых.

В начале 1770-х годов Жорж был связан с семейством Разумовских, в архиве которых и сохранились уникальные рукописи его сочинений — трио, квартетов, квинтетов, симфоний и концертных симфоний. Музыка эта, обладающая высокими художественными достоинствами, сравнима с наследием И.Х.Баха (1735-1782). Не исключено, что некоторые капельмейстерские обязанности Жорж исполнял и у Шереметевых, например, есть свидетельства о сочинении им кантаты на день рождения графа Петра Борисовича и бракосочетание Алексея Разумовского с Варварой Шереметевой (обе 1774).

1768: Томмазо Траэтта - оперный реформатор

В 1768 году в должности главного придворного капельмейстера Галуппи сменил Томмазо Траэтта (1727-1779), один из самых видных представителей неаполитанской оперной традиции. Приглашение Траэтты в Петербург сразу же поставило российскую столицу в ряд самых крупных оперных центров, которым не чужды были оперные эксперименты. Подробнее здесь.

1769

Максим Березовский уезжает для получения степени в Италию

В 1769 году композитор Максим Березовский уезжает в Италию для получения степени в Болонской академии падре Мартини.

Родился композитор Алексей Титов

Алексей Николаевич Титов (12 июля 1769 — 8 ноября 1827) — русский военный (генерал-майор) и композитор из рода Титовых.

Титов был композитором-любителем, его дом был одним из центров петербургского музыкального, литературного и театрального мира. Написал много опер, из них некоторые в своё время ставились на русской сцене и игрались в т.ч. в Париже.

Наиболее важные из них:

  • «Пивовар или кроющийся дух»,
  • «Суд царя Соломона» (слова С. Глинки, поставлена при Павле I),
  • «Ям» (слова Княжнина, поставлена в 1805 г.),
  • «Амур-судья, или Спор трех граций» (слова Княжнина, 1805),
  • «Нурзахад» (слова Княжнина, 1807),
  • «Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма» (слова Княжнина, 1809),
  • «Эммерик Текелий» (1812),
  • «Праздник Могола, или Торжество Олимара» (1823),
  • «Минутное заблуждение» (слова С. Глинки),
  • «Наталья боярская дочь» (слова С. Глинки),
  • «Татьяна прекрасная на Воробьевых горах»,
  • «Солдат и Пастух»,
  • «Легковерные»

Часть этих работ, впрочем, приписывают его брату Сергею или им обоим. Именно Алексею, вероятно, принадлежит опера «Вот каковы русские, или Мужество киевлян» (слова Княжнина, поставлена в 1817 г.).

Автор музыки для трагедийного балета «Бланка, или Брак из отмщения» (1803 г).

1770: Родился Даниил Кашин

Даниил Кашин происходил из дворовых генерала Г. И. Бибикова, который предоставил ему возможность учиться у Джузеппе Сарти и затем в 1799 году отпустил на волю. Год рождения исследователями указывается по-разному; в Исповедных ведомостях «церкви Воскресения Христова, что сложена Новая» за 1793 год указан «дворовой генерала Бибикова Г. И. Данила Никитин, 22-х лет» — то есть год его рождения был 1770 или 1771.

Кашин работал в Московском университете, где проводил грандиозные концерты с участием огромного хор (до 300 человек) и оркестра. В 1805-1809 гг Кашин издавал музыкальный журнал, в котором были опубликованы песни, посвященные императрицам (они, как и партии в операх Мартин-и-Солера, также исполнялись Е.Сандуновой).

В библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова хранятся ноты "Военной Песни" Даниила Кашина, изданные в 1813 г.

Военная Песнь ["Защитника Петрова града"] в честь Генералу Графу Витгенштейну посвященная Храбрым воинам ево Данилом Кашиным [для голоса, хора и ф-п.]. Петая Г-м Зловым в Публичном Концерте. - St.Petersbourg: Chez Dalmas, Editeur de musique, [1813]. - 7 с.; илл.; 34,8х26см. - н.д. 541 Инв. № 213804

Примечания: 1) датировано по: Первое прибавление к СПб. вед. - 1813. - 8 апреля (№28). - С.ЗП; 2) иллюстрация (титул, л.) - портрет гр.Витгенштейна (в профиль) в окружении военных атрибутов, которого аллегория славы увенчивает лавровым венком.

В конце жизни Кашин издал три больших сборника своих обработок народных песен.

1772

Иван Керцелли в Москве

Иван (Иоганн Йозеф Каласантиус) Керцелли, старший брат Михаила Керцелли, уже в 1770-е годы стал востребованным в Москве капельмейстером и проработал в столице в общей сложности 55 лет. Как отмечает исследователь Павел Сербин, судьба наследия Ивана Францевича сложилась не лучшим образом: большинство его сочинений пропало, а исследователи XX века характеризовали музыку композитора не иначе как не представляющую художественной ценности, что удивительно, так как его фрагментарно сохранившиеся пьесы практически не были доступны для изучения. Между 1772 и 1800 годами Иван Керцелли сочинил и поставил не менее 20 сценических произведений: комических и лирических опер, интермедий и прологов исключительно на русские либретто московских драматургов и литераторов (В.Майков, Н.Николаев, В.Колычев и В.Левшин). Все керцеллиевские оперы были чрезвычайно популярны и шли на сценах столичных и провинциальных театров. Из этих сочинений до нас частично лишь четыре, в том числе интермедия «Деревенской ворожея», изданная в довольно неудачном клавирном переложении в Москве (1778). Увертюра к ней несомненно представляет интерес как образец раннего русского симфонизма и стиля «буря и натиск» на отечественной почве. Неистовые «адские» образы соседствуют с яркими, хорошо запоминающимися лирическими темами. По конструкции увертюра напоминает итальянскую оперную симфонию, так как в разработке присутствует небольшое, но самостоятельное Andante. При этом Керцелли использует самый прогрессивный для конца 1770-х вариант сонатной формы. Остаётся лишь гадать, что именно побудило композитора написать столь серьёзную «глюкистскую» пьесу к незатейливой комической интермедии.

В начале XIX века Иван Керцелли стал главным капельмейстером Петровского театра (будущего Большого).

Родился Николай Леонтьев

В 1772 г родился дипломат, инженер и композитор Леонтьев Николай Николаевич.

1776: Джованни Паизиелло - главный капельмейстер двора. Расцвет оперы-буффа

В начале сентября 1776 г в Петербург прибыл композитор Джованни Паизиелло, назначенный главным капельмейстером Екатерины II.

1777

Родился Степан Давыдов

Основная статья: Давыдов Степан Иванович

Родился Гавриил Рачинский

Основная статья: Рачинский Гавриил Андреевич

В 1777 году в Новгород-Северском (Российская империя) родился будущий скрипач и композитор Рачинский Гавриил Андреевич.

Постановка в Москве оперы Д.Зорина "Перерождение"

8 января 1777 г на в Москве прошло представление оперы "Перерождение" на либретто М.А Матинского и музыку Дементия Алексеевича Зорина в постановке труппы, которая ещё не имела своего помещения. С Красного пруда ее переводят в дом Воронцова на Знаменке, где и прозвучало впервые «Перерождение».

Себастьян Жорж переезжает из Москвы в Санкт-Петербург

В 1777 г в Санкт-Петербург переехал московский капельмейстер Себастьян Жорж. В 1778 году он открыл в столице лавку по продаже нот, всевозможных музыкальных инструментов и ... вина. Жорж также занимался обучением оркестров и любителей клавира, сочинял музыку, в т.ч. концертную симфонию, предназначенную для необычного состава солистов – две флейты, две скрипки, альт и виолончель с оркестром. Пьеса пользовалась популярностью и входила в собрания нотных библиотек многих частных капелл.

1778

Опера "Алкид" Бортнянского в Венеции

Авторы Название Комментарии
1 Дмитрий Бортнянский Алкид Опера-аллегория. Первая постановка: Венеция, 1778 г

Иоганн Генрих Фациус обосновался в Москве

Виолончелист Иоганн Генрих Фациус обосновался в Москве с 1778 г. Сочинял и публиковал музыку в России. С 1780 г получил место в капелле графа Шереметьева.

1780

Открытие Большого Петровского театра англичанина Меддокса в Москве

Основная статья: Большой театр

После своей неудачной попытки строительства театра по поручению императрицы Екатерины II, князь Урусов передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр. Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой. Подробнее здесь.

Себастьян Жорж возвращается в Москву

В 1780-1783 гг. Себастьян Жорж, уезжавший ранее в Петербург, снова оказался в Москве, где активно сочинял и служил капельмейстером в Петровском театре. После длительного путешествия по Европе (1783-1792) музыкант с семьей вернулся в Россию.

Квинтет для двух флейт, двух скрипок и баса Жоржа пленяет свободой одновременного использования пяти облигатных партий. Первая часть, полная грации и изысканной мелодики, хранит следы влияния северо-немецких композиторов. Вторая демонстрирует интересный синтез сонатной формы и постбарочных полифонических форм. Финал стилистически находится между сочинениями Боккерини и венских композиторов, но строится при этом на интонациях русских плясовых. Другая пьеса Жоржа — Концертная симфония для двух флейт, двух концертирующих скрипок, альта и виолончели с оркестром. Она представляет собой модернизированный вариант барочного concerto grosso, где смешиваются черты уже классической симфонии и виртуозного инструментального концерта. Солирующие инструменты взаимодействуют преимущественно парами, перекликаясь с тутти оркестра. Любопытно и то, что части симфонии исполняются без перерыва, плавно перетекая друг в друга, а Adagio, навеянное «российской песней», фактически является вступлением к остроумному финальному рондо.

1781

Авторы Название Комментарии
1 Василий Пашкевич Скупой (комическая опера) 1781 г на либретто Я. Б. Княжнина.

1782

Авторы Название Комментарии
1 Василий Пашкевич Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санкт-петербургский гостиный двор (комическая опера) Премьера 26 декабря 1782 года. 1-я редакция 1782 — не сохранилась, 2-я редакция 1792 г.
2 Пётр Скоков La bella Girometta Опера. 1782 год.

Эрнст Ванжура и Михаил Керцелли в Москве

Биография композитора Эрнста Ванжуры представляет отдельный интерес: чех по происхождению, австрийский военный, любитель музыки и самородок-клавирист Ванжура получил пост капельмейстера в городке Шклове у бывшего фаворита Екатерины II графа Семёна Зорича. На деньги Зорича был построен оборудованный по последнему слову техники театр, собран отличный оркестр. В 1779 г замеченный Екатериной Ванжура перебрался в Санкт-Петербург. Ванжура изумлял придворную публику различными фокусами за фортепиано (в т.ч. поворачиваясь спиной к инструменту, играя локтями) и игрой вместе с Антоном Фердинандом Тицем в квартете. Получив одобрение двора на открытие театра при Московском воспитательном доме, композитор переехал в старую столицу. Именно здесь им были написаны симфонии на национальные темы, исполненные оркестром учителей Воспитательного дома и их учениками. Около 1782 года в Москве из-под его пера вышла остроумная симфония на темы шести русских песен. Спустя много лет, в 1798 году, Ванжура переоркестровал, переработал и опубликовал свои симфонии начала 80-х. Издание стало первой публикацией оркестровых симфоний в России. Но Русскую симфонию исследователю Павлу Сербину удалось обнаружить и в раннем, более удачном варианте 1782 года (копию этого первоначального «московского» варианта вывез в Европу концертировавший в России в 1784 году английский скрипач Джон Адам Фишер). В симфонии Ванжура использовал темы шести русских песен: «Что во городе было во Казани» (I часть), «Как у нашего широкого двора» (II часть), «Земляничка ягодка», «Белолица круглолица», «За святыми воротами» и «У речки птичье стадо» (III часть), причём последнюю из песен оркестровал так называемой «турецкой музыкой» (треугольник, барабан и тарелки).

В начале 1780-х годов Жоржу и Ванжуре довелось много общаться в Москве с Маттиасом Стабингером — итальянским флейтистом-виртуозом, который, приехав в Москву, стал на некоторое время капельмейстером Петровского театра, сменив на этой должности Жоржа. После непродолжительного путешествия на родину Стабингер вернулся в Москву, вновь заняв пост в Петровском театре, и посвятил себя сочинению опер и ораторий, многие из которых сохранились. Среди инструментальных сочинений композитора особенно интересны три миниатюрных флейтовых концерта, написанных в первый московский период для собственного исполнения. Концерт ре мажор — лучший; он представляет собой классическую последовательность виртуозного Allegro, траурной медленной части и жизнерадостного рондо на тему в духе русского «казачка».

Через суд англичанин Мэдокс, владелец Петровского театра в Москве, добился привилегии на театральную деятельность в старой столице и закрытия театра, работавшего под руководством Ванжуры, который был вынужден уехать в Петербург.

Заметным музыкантом своего времени в Москве стал скрипач и `professore del violino’’ Михаил Францевич (Иоганн Михаэль) Керцелли. Он был одним из четырех сыновей-музыкантов работавшего при Разумовских и Трубецких московского капельмейстера Франца Ксавьера Керцелли (Кёрцля), переехавшего в Россию из Вены в 1762 году. В конце 70-х Михаил был отправлен отцом для совершенствования в Вену, возможно к Гайдну. В то же самое время в австрийской столице учился другой русский «пенсионер» — Антон Тиц, и Керцелли вполне мог музицировать с ним в квартете. По возвращении в Москву Михаил, признанный одним из «наилучших здесь виртуозов», концертировал, открыл музыкальное училище (1783) и занимался обучением роговых оркестров. В конце 1778 — начале 1779 года Михаил опубликовал в Вене дуэты для двух скрипок (посвящённые дипломату князю М.Голицыну) и шесть квартетов для двух концертирующих скрипок, альта и виолончели. Ре-минорный квартет, окрашенный в сумрачные тона, тематически перекликается с опубликованными в 1781 году квартетами и рукописными квинтетами Антона Тица, а также с квартетами Гайдна. Напряжённое, драматичное allegro сменяется более уравновешенным по настроению рондо в духе менуэта. Две скрипки постоянно соревнуются друг с другом; их партии фактически равноценны, что отличает квартеты Михаила Керцелли от многих сочинений его современников.

1784: Сарти приезжает в Россию и сменяет Паизиелло в должности придворного капельмейстера

В 1784 году Джузеппе Сарти был приглашён на смену Паизиелло в Санкт-Петербург в качестве придворного капельмейстера Екатерины II.

1785: Проект Потёмкина по созданию консерватории в Екатеринославле во главе с Иваном Хандошкиным

Основная статья: Потёмкин и музыка

1785 годом датирован проект первой российской консерватории Григория Потёмкина, который писал Екатерине: «Как в Екатеринославском университете, где не только науки, но и художества преподаваемы быть имеют, должна быть консерватория для музыки, то приемлю смелость Всеподданнейше просить об увольнении туда придворного музыканта Хандошкина с пожалованием за долговременную его службу пенсии и с награждением чина мундшенка придворного». Выбор князя мог быть продиктован их душевной схожестью с Хандошкиным. Его музыку отличали редкая оригинальность, глубина чувств, порывистость и асимметрия, а именно таким и был Потемкин. К сожалению, Иван Хандошкин, судя по всему, фактически не участвовал в недолгой истории Екатеринославской музыкальной академии (возможно, сам проект был приурочен к поездке императрицы на юг России, которая, из-за эпидемии холеры, была отложена).

1786: Опера Екатерины II и Евстигнея Фомина "Новгородский богатырь Василий Боеслаевич"

Авторы Название Комментарии
1 Екатерина II, Фомин Евстигней Новгородский богатырь Василий Боеслаевич (опера) Премьера 27 ноября 1786 года в Санкт-Петербурге.

1787

Авторы Название Комментарии
1 Василий Караулов Три вариационных цикла Опубликованы в "Альбоме князя Борятинского" 1787 г.
2 Дмитрий Бортнянский Сын-соперник, или Новая Стратоника (опера) Премьера 11 октября 1787 года
3 Евстигней Фомин и Николай Львов Ямщики на подставе, или Игрище невзначай Опера, 1787 г.

Опера "Февей" Екатерины II и Василия Пашкевича

В 1787 году на сцене театра Шереметевых в Останкине была поставлена комическая опера "Февей` либретто для которой написала императрица Екатериной II на основе "Сказки о царевиче Февее", посвященной в 1782 году ее внуку, будущему властителю Александру I. Государыня наделила принца Февея различными добродетелями и благородными чертами, которыми должен обладать правитель государства.

По просьбе императрицы музыка к опере была написана композитором Василием Пашкевичем. Пронизанная русскими народными мелодиями и поэтическими строками Тредиаковского, опера стала уникальным симбиозом культурных традиций.

`Царевич Февей просит родителей отпустить его в чужие края, но царь с царицей не желают отпускать царевича и решают женить его на лидийской царевне Данне. Приезжает царевна. Царь и царица благословляют молодых и ведут их к венцу`.

1788: Опера Евстигнея Фомина "Американцы"

Авторы Название Комментарии
1 Евстигней Фомин, Иван Крылов Американцы Опера, написанная в 1788 г. на либретто 19-летнего Ивана Крылова, и впервые поставленная в 1800 г. Увертюра - "Концертино", 2001 г., остальные номера - Оркестр Большого театра, дир. Владимир Андропов, 1988 г

1789

Авторы Название Комментарии
1 Я.Б.Княжнин, Ж.Астаритта "Притворная сумасшедшая" (комическая опера) 1789 г.

1790: Опера «Начальное управление Олега»

Авторы Название Комментарии
1 Дмитрий Бортнянский Концертная симфония для фагота, арфы, фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели си бемоль мажор 1790 г.
2 Сарти, Каннобио, Пашкевич Начальное управление Олега Опера на либретто Екатерины II. Премьера в октябре 1790 г.

1792

Родился Иван Рупин

Иван Алексеевич Рупини (Рупин) (1792—1850) — русский певец (тенор) и композитор, собиратель и аранжировщик русских народных песен.

Йозеф Фодор прибыл в Петербург

Йозеф Андреас Фодор (нидерл. Josephus Andreas Fodor; 21 января 1751, Венло — 3 (15) октября 1828, Санкт-Петербург) — нидерландский скрипач и композитор венгерского происхождения. Брат Карела Антона Фодора, отец певицы Жозефины Фодор.

Учился в Берлине у Франца Бенды, затем в 1780-е гг. жил и работал преимущественно в Париже. В 1792 г. прибыл в Россию как скрипач придворного оркестра и провёл в Санкт-Петербурге всю оставшуюся жизнь до 1828 г. Написал по меньшей мере девять скрипичных концертов, многочисленные сольные пьесы, дуэты, трио, квартеты.

Иоганн Гесслер приезжает в Петербург

В 1792 г. немецкий музыкант и композитор Иоганн Вильгельм Гесслер переехал в Петербург. Два года, проведенные Гесслером в столице Российской империи, ознаменовались участием его в ряде концертов, выступлений на вечерах "Музыкального общества" и композиторской деятельностью, принявшей теперь иное направление: Гесслер стал сочинять `русские песни`, написал кантату на день бракосочетания великого князя Александра Павловича (1794 г.) и др. В то же время он занимался и преподаванием музыки.

1794

Гесслер переезжает в Москву и остаётся в ней до самой смерти

В 1794 г. немецкий композитор Иоганн Гесслер переселился в Москву, где он стал "одним из энергичных пропагандистов сочинений немецких классиков"[3]. Племянник И.Х.Киттеля, одного из последних и самых преданных учеников И.С.Баха, хорошо знавший Ф.Э.Баха, Моцарта и Гайдна, пианист, органист и композитор, И.В.Геслер давал в Москве уроки музыки и выступал с концертами. Иоганн Геслер прожил в Москве до самой своей смерти в 29 марта 1822 г.

Игнатий Дубровский принят в Первый придворный оркестр

Основная статья: Игнатий Дубровский

1795: Усадебный театр Шереметева в Останкине открылся оперой «Взятие Измаила» Осипа Козловского

В 1795 году усадебный театр Шереметева в Останкине открылся оперой «Взятие Измаила» Осипа Козловского, которая рассказывает о штурме турецкой крепости в 1790-м во время Русско-турецкой войны.

1796: Утонул в Неве Фёдор Дубянский

4 августа 1796 г утонул в Неве композитор Дубянский Фёдор Михайлович.

1797

Скончался Василий Пашкевич

9 марта 1797 в Санкт-Петербурге скончался Василий Алексеевич Пашкевич — русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы.

Авторы Название Комментарии
1 Леонтьев Николай Николаевич Дуэт для двух скрипок 1797 г.
2 Дмитрий Бортнянский Вечерняя заря Около 1797 г. Музыка для военной церемонии.

Фейхтнер переезжает в Петербург на должность концертмейстера Первого придворного оркестра на замену Тица

Основная статья: Фейхтнер Франц-Адам

Стабильно размеренная жизнь немецкого композитора Фейхтнера в Митаве мало способствовали мыслям о переменах. Однако грянул 1795 г. Курляндия потеряла независимость, герцог отбыл доживать свой век в Германию, а его служащие оказались без работы. Какое-то время Фейхтнер размышлял, куда направить свои стопы, возможно, собирался переехать в Италию (по неподтвержденным сведениям Грова, он побывал там около 1796 г.). Но в итоге Фейхтнер предпочёл перебраться в Петербург, где оказался в конце 1797 г. Фейхтнер попал в Россию будучи уже опытным, умудренным жизнью музыкантом. Конечно, в Петербурге о нем знали, иначе вряд ли пригласили бы 56-летнего артиста на престижное место придворного камермузыканта и концертмейстера первого (оперного) оркестра (Фейхтнер был, по-видимому, старшим по возрасту из всех когда-либо приглашенных на царскую службу зарубежных мастеров).

В Петербурге Фейхтнер трудился в атмосфере вполне благоприятной для творчества. Известно, что после смерти матери Павел Первый стремился убрать с глаз долой ее приближенных, что коснулось и музыкантов. Место уехавшего в Дрезден любимого квартетиста Екатерины Августа Тица и занял Франц Фейхтнер.

1798

Родился Алексей Львов

Алексей Федорович Львов родился 25 мая (5 июня по новому стилю) 1798 года в богатой семье, принадлежавшей к высшей русской аристократии. Его отец, Федор Петрович Львов, был членом Государственного совета. Музыкально образованный человек, он после смерти Д. С. Бортнянского занял пост директора придворной Певческой капеллы. От него эта должность позже перешла к сыну.

Композитор Иван Юнкин

Основная статья: Юнкин Иван

Иван Юнкин - русский композитор, вероятно из крепостных, работавший на рубеже XVIII-XIX вв. Известно одно его сочинение - Цикл «Шесть русских песен с вариациями для двух скрипок».

Композитор Франц Ксавер Блима работает в Москве

Блима (Blyma) Франц Ксавер (1770 (место рожд. неизв.) - кон. 1811 или нач. 1812 (по др. данным - май 1822), Киев) - русский композитор, скрипач, дирижёр. По национальности чех. В 1790-х гг. работал в Москве капельмейстером Петровского театра, позже - на Волыни в капелле графа М. Комбурлея.

Популярностью пользовалась комическая опера Блима "Старинные святки" (1798, пост. 1800, Москва). Либретто написал А.Ф.Малиновский, работавший в МАКИД (Московском архиве Коллегии иностранных дел). В конце XVIII века сам А.Ф.Малиновский слыл в московском обществе видным драматургом и переводчиком французских и немецких пьес. Для Московского публичного театра (Петровского) он переводил, а затем издавал отдельными публикациями и включал в `Собрания некоторых театральных сочинений...` (М., 1790) пьесы популярных в России авторов Л.С.Мерсье, Бутье де Монвеля и А. Коцебу. С 1780-х годов пьесы в его переводе при содействии Н. П. Шереметева ставились на сцене московского театра.

Блима также принадлежат две симфонии - "Большая симфония" (изд. 1797, исп. 1799, Москва), 2-я (изд. 1803) одна для Дурасова, другая для Александра Первого; скрипичные пьесы ("Попурри" с орк. ор. 12; "Песня с вариациями" для скрипки и баса ор. 10) и др.

1799: Родился Алексей Верстовский

18 февраля (1 марта) 1799 в дворянской семье в имении Селиверстово (Тамбовская губерния) родился Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор и театральный деятель.

Исследователи

Литература

Исполнители

Ансамбли

Барочные певицы

Сопрано:

  • Вера Чеканова
  • Елизавета Свешникова
  • Юлия Хотай
  • Елене Гвритишвили
  • Любовь Шаромова
  • Людмила Фраёнова

Меццо-сопрано:

  • Анастасия Бондарева
  • Дарья Телятникова

Мистификации

  • Гольдштейн Михаил Эммануилович в 1950-х выдумал украинского композитора XVIII века Овсяннико-Куликовского для популяризации собственной музыки. Гольдштейн является автором ещё нескольких "произведений русских классиков": альтового концерта Хандошкина, сонаты для виолончели Бородина, "Листка" из альбома Глазунова и "Экспромта" Балакирева.

CD с музыкой XVIII века