Пассажирские авиаперевозки
Основная статья: Пассажирские авиаперевозки
2024
В аэропорту Петропавловска-Камчатского построили новый терминал за миллиарды рублей
В Петропавловске-Камчатском завершено строительство нового пассажирского терминала международного аэропорта, расположенного в городе Елизово. Проект, стоимость которого оценивается в миллиарды рублей, реализован компанией АО «Крокус Интернэшнл», входящей в Crocus Group. Площадь нового здания превышает 50 тыс. квадратных метров, и его пропускная способность составит 1,145 тыс. пассажиров в час. Об этом сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов на встрече с министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Иреком Файзуллиным, которая прошла 25 октября 2024 года. Подробнее здесь.
За ₽1,6 млрд построен новый терминал международного аэропорта Байкал в Улан-Удэ
В международном аэропорту Байкал города Улан-Удэ завершено строительство нового терминала стоимостью ₽1,6 млрд. По состоянию на 23 октября 2024 года, объект готовится к вводу в эксплуатацию, запланированному на ноябрь. Подробнее здесь.
В Смоленске построят аэропорт для гражданских судов за ₽7,7 млрд
В октябре 2024 года опубликован тендер на строительство гражданского аэропорта «Смоленск-Северный» стоимостью ₽7,7 млрд. Проект реализуется в соответствии с поручением президента России Владимира Путина, данным по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Смоленской области в сентябре 2023 года. Подробнее здесь.
В Ярославле начинают строить аэропорт «Золотое кольцо» за ₽5 млрд
14 октября 2024 года стало известно о строительстве нового международного аэропорта «Золотое кольцо» в Ярославле. Проект оценивается более чем в ₽5 млрд и будет реализован за счет частных инвестиций. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса запланированы на 2027 год. Подробнее здесь.
На защиту российских аэропортов от дронов заложили ₽11 млрд
Правительство России планирует выделить более ₽11 млрд на защиту государственных и частных аэропортов от беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в ближайшие два года. Эти средства предназначены для обеспечения безопасности 11 объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта I категории. Об этом стало известно в конце сентября 2024 года. Подробнее здесь.
На развитие гражданских аэродромов будет выделено ₽166 млрд
Правительство России планирует направить ₽166 млрд на реализацию проекта «Развитие опорной сети аэродромов» в период с 2025 по 2027 год. Решение о выделении средств было принято в рамках формирования федерального бюджета на предстоящий трехлетний период. Об этом стало известно в конце сентября 2024 года. Реализация проекта по развитию аэродромной сети призвана значительно улучшить транспортную доступность регионов России и способствовать экономическому развитию страны в целом.
Как передает «Интерфакс», министерство финансов России сообщило о распределении финансирования по годам: в 2025 году планируется выделить ₽25,8 млрд, в 2026 году — ₽54,5 млрд, а в 2027 году — ₽85,6 млрд. Эти средства предназначены для развития аэродромной инфраструктуры в рамках нового национального проекта «Транспорт».
Проект «Развитие опорной сети аэродромов» является частью более масштабной государственной программы «Развитие транспортной системы», на которую в общей сложности планируется выделить ₽4,8 трлн в течение трех лет. В 2025 году на эту программу будет направлено около ₽1,5 трлн, а в 2026 и 2027 годах — по ₽1,7 трлн ежегодно.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Согласно планам министерства транспорта России и Росавиации, к 2030 году количество гражданских аэродромов в России должно увеличиться с нынешних 228 до 242. Для достижения этой цели сформирован перечень из 129 аэродромов, подлежащих модернизации. На 76 объектах запланированы работы по реконструкции и новому строительству, а на 53 — капитальный ремонт.
Ранее Министерство транспорта России оценивало общий объем финансирования проекта «Развитие опорной сети аэродромов» на период 2025-2030 годов в ₽381,1 млрд. Из этой суммы ₽264,7 млрд планировалось привлечь из федерального бюджета, ₽82,4 млрд — из внебюджетных источников, а оставшиеся ₽33,9 млрд — из региональных бюджетов.[1]
В Петербурге полностью построили новый аэропорт «Левашово» за 41 млрд рублей
В Санкт-Петербурге завершилось строительство нового аэропорта «Левашово», инвестиции в который составили ₽41 млрд. Госстройнадзор в июле 2024 года выдал разрешение на ввод в эксплуатацию четвертой, заключительной очереди объекта. Подробнее здесь
2023
В России появились 3 новых аэропорта-миллионника
В 2023 году в России появились три новых аэропорта с годовым пассажиропоток, превышающем 1 млн человек. На это в конце января 2024 года обратило внимание издание РБК по итогам изучения опубликованной статистики.
К миллионникам добавились саратовский аэропорт «Гагарин», обслуживавший в 2023 году 1,07 млн пассажиров, а также аэропорт Оренбурга (1,04 млн пассажиров). Кроме того, планку в миллион пассажиров впервые удалось преодолеть аэропорту Грозного, который нарастил пассажиропоток на 29,3% по сравнению с 2022 годом.
В то же время в архангельском Талаги показатель снизился до 430 тыс. человек в год. Такой спад объясняется тем, что аэропорт был закрыт с весны до декабря 2023 года. Уточняется, что на взлетно-посадочной полосе проводились технические работы по восстановлению покрытия. Местный небольшой аэропорт Васьково на время заменил Талаги для приема международных и федеральных рейсов.
При этом аэропорты в Иркутске и Казани показали лучший результат по росту числа пассажиров — 44% и 29% соответственно. В пресс-службе казанской авиагавани увидели связь между сменой международных направлений в последние два года и увеличением количества пассажиров.
В 2023 году близки к преодолению отметки в 1 млн пассажиров оказались еще ряд аэропортов. В Благовещенске (входит в АБС) обслужили 914 тыс. пассажиров, в Елизово (Петропавловск-Камчатский, входит в «Аэропорты регионов») — 900 тыс. человек, сообщил представитель холдинга. Более 916 тыс. пассажиров обслужил аэропорт Владикавказа, в Чите (Забайкальский край) было обслужено более 731 тыс. (+26% к 2022 году), сообщил представитель «Новапорта».
Лидером по пассажиропотоку среди российских аэропортов в 2023 году остался «Шереметьево» (36,6 млн человек). На второе место поднялся петербургский аэропорт «Пулково» (20,4 млн пассажиров).[2]
Мишустин выделил 1 млрд рублей на реконструкцию аэропортов в Дагестане и Якутии
В ноябре 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении около 1 млрд рублей на реконструкцию аэропортов в Дагестане и Якутии. Как сообщила пресс-служба кабмина, средства направляются «в качестве опережающего финансирования». Подробнее здесь.
Закрытым из-за военной операции аэропортам выделено 2,6 млрд рублей
Правительство РФ выделило еще более 2,6 млрд рублей на поддержку аэропортов на юге и в центре России. Соответствующее распоряжение от 1 сентября 2023 года подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Указанные средства направлены из резервного фонда правительства аэропортам центральных и южных регионов на частичную компенсацию их расходов из-за продления ограничения полётов. Речь идёт о поддержке аэропортов в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Анапе, Геленджике, Элисте, Липецке, Белгороде, Брянске, Курске, Воронеже и Симферополе, где временно приостановлено обслуживание гражданских авиарейсов.
В мае 2023 года на эти же цели из резервного фонда Правительства было направлено почти 2,5 млрд рублей. Сумма субсидий была снижена в три раза по сравнению с 2022 годом, писали тогда «Ведомости». Один из источников газеты обосновал снижение финансирования тем, что аэропорты за 2022 год не полностью освоили выделенные средства.
В апреле 2023 года Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась в Минтранс с предложением рассмотреть продление субсидии авиаперевозчикам на 100 млрд рублей до октября 2023-го. В Минтрансе и Минфине подтвердили, что рассматривают вариант сохранения господдержки в рамках внутренних перевозок на летний сезон.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает «рациональным подходом» адресные программы поддержки перевозок, ориентированные на социально незащищенные слои населения либо на поддержку туризма. Кроме того, добавляет он, особняком может стоять поддержка флота через субсидии на выкуп самолетов у лизингодателей, техобслуживание и ремонт техники, подготовку персонала.
Эти направления должны быть приоритетными, так как они обеспечивают устойчивость отрасли в целом, - уверен Пантелеев. |
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 1 сентября 2023 г. №2350-р
2022
Рост прибыли на 13,8% до 116,3 млрд рублей
Совокупная выручка крупнейших аэропортов в России по итогам 2022 года составила 116,3 млрд рублей а чистая прибыль — 32,2 млрд рублей. В сравнении с 2021-м эти финансовые показатели выросли на 13,8% и 6,6% соответственно. Об этом 23 мая 2023 года сообщило издание со ссылкой на отчетности компаний по РСБУ.
В публикации отмечается, что суммарная чистая прибыль 27 ведущих российских пассажирских авиакомпаний в 2022-м достигла рекордных 87,8 млрд рублей, что в 2,8 раза выше по сравнению с 2021 годом.
В 2022 году российские аэропорты обслужили 185,4 млн пассажиров, то есть на 9% меньше, чем в 2021-м (204,8 млн), говорил глава Росавиации Александр Нерадько в марте 2023 года на итоговой коллегии ведомства. Но если бы работали 11 аэропортов на юге и в центральной части России, то падение пассажиропотока составило бы лишь 0,3%, приводил данные чиновник. Существенное снижение числа путешественников отмечено только в крупных международных аэропортах, например в московском авиаузле. В первую очередь это связано с закрытием международного сообщения с недружественными странами, отмечал Нерадько.
Однако, по сообщению РБК, суммарное количество пассажиров 28 аэропортов-миллионников (за исключением Шереметьево), раскрывших отчетность, в 2022 году выросло на 0,7%, до 131,5 млн пассажиров. Максимальное сокращение за год — на 15,4% — в Домодедово. На этом фоне оператор аэродрома, компания «Домодедово Эрфилд», получил чистый убыток в размере 105,1 млн рублей.
В число крупнейших входит 29 российских аэропортов, каждый из которых в 2022 году обслужил более 1 млн пассажиров. Но крупнейший по пассажиропотоку аэропорт Шереметьево данные за 2022 год не раскрывает «с учетом текущих факторов» (западных санкций против России), сказал РБК его представитель.[3]
Авиакомпании и аэропорты пытаются не допустить мобилизацию своих ИТ-специалистов
23 сентября 2022 года стало известно о том, что сотрудники авиакомпаний и аэропортов в России начали массово получать повестки в военкоматы. Отрасль боится из-за частичной мобилизации потерять важных специалистов, в том числе в области информационных технологий. Подробнее здесь.
2021: Доходы крупнейших российских аэропортов выросли в 5,5 раза
Совокупная выручка российских аэропортов по итогам 2021 года достигла 148 млрд рублей (+48,5% к 2020 году), чистая прибыль - 45 млрд рублей (это в 5,5 раза больше, чем в 2020-м). Об этом 8 июня 2022 года сообщило издание РБК со ссылкой на отчетности компаний. Журналисты проанализировали документы 32 крупнейших аэропортов.
У крупнейших российских аэропортов большая доля неавиационной выручки, однако при сокращении международных перелетов падают доходы, например, от магазинов duty free, объяснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Внутрироссийский трафик вырос благодаря субсидируемым рейсам, однако покупательная способность их пассажиров ниже. Поэтому с учетом роста тарифов на внутренние перевозки в 2020-2021 гг. аэропортам не удалось достигнуть допандемийного уровня прибыльности.
Отмечается, что выручка 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний в 2021 году выросла на 71%. Показатели дошли до отметки в 1,11 трлн рублей. Однако эти же компании завершили год с чистым убытком на уровне 19 млрд рублей. Кроме того, совокупная выручка семи наиболее крупных по объемам перевозок грузовых авиакомпаний увеличилась на 31%, до 233 млрд рублей. Их чистая прибыль прибавила 26%, увеличившись до 62 млрд рублей.
В число крупнейших входит 32 аэропорта. Каждый из них в 2021-м обслужил более 1 млн пассажиров; суммарно — 178 млн пассажиров (87% от всего трафика российских аэропортов). По каждому аэропорту бралась отчетность по РСБУ компании — оператора аэродрома (данные Росавиации на март 2022 года).
По данным Росавиации, в 2021-м пассажиропоток всех аэропортов составил 205 млн человек. Это на 58% больше, чем в 2020-м (130 млн). Но на 7% меньше, чем в 2019-м (221 млн). На долю международных перевозок в 2021 году пришлось 14%, в 2020-м — 13%, в 2019-м — 34%. [4]