Основная статья: Музыка в России в XVIII веке
Иван Евстафьевич Хандошкин – основоположник русского скрипичного исполнительства. Талантливый музыкант – самоучка.
Хандошкин одним из первых использовал и блестяще обработал русские крестьянские и городские народные песни в своих произведениях для скрипки и других инструментов. Он приобрел известность и как собиратель народных песен. Имя Хандошкина было популярно в России. Талантливый композитор, с ярко выраженным национальным складом дарования, создатель русской скрипичной литературы и один из основоположников русского скрипичного стиля, блестящий скрипач, виртуозно владевший игрой на гитаре и балалайке, дирижер и педагог - таков разносторонний круг деятельности этого замечательного художника.
Творческой натуре Ивана Хандошкина были очень близки контрастность аффектов и трагичность движения "Бури и натиска" (Sturm und Drang). Наиболее ярко это выразилось в Сонате соль минор для скрипки соло и в некоторых русских песнях с вариациями.
Биография
Иван Евстафьевич Хандошкин родился в 1747 году. Место его рождения неизвестно. Хандошкин был сыном придворного музыканта – литаврщика при Петре III и воспитывался при оркестре, куда пошел по принуждению. Эти сведения сообщались В. Ф. Одоевским.
На придворную службу Хандошкин поступил, вероятно, в самом конце 50-х или в начале 60-х гг. XVIII века учеником в придворный оркестр, в возрасте 12—13 лет. Это подтверждает сохранившееся ходатайство кн. Г. А. Потемкина от 1785 года к Екатерине II с просьбой об увольнении Хандошкина от придворной службы, «с пожалованием за долговременную его службу пенсией и награждением чином мундшенка придворного». Долговременной службой при театрах, дававшей в то время право на пенсию, считался 20-25-летний срок работы.Метавселенная ВДНХ
Документы, сохранившиеся в архиве дирекции императорских театров, подтверждают, что Хандошкин находился в числе учеников оркестра и его учителем был придворный камер-музыкант Тито Порто. Позже в 1784 году в прошении об оплате ему педагогической работы по театральной дирекции Порто писал, что «имел оказать в возможности усердие обучить певца, двух певиц також для оркестра шестерых скрипачей из коих ныне один и капельмейстер Хандошкин». На прошении имеется пометка: «по учиненной выправке явствует, оный пенсионер Т.Порто действительно показанных им учеников обучал и награждения на то никакого не получал».
1764: Учитель игры на скрипке в классах Академии художеств
С 15 марта 1764 года (в 17 лет) Хандошкин работал в качестве придворного музыканта учителем игры на скрипке в инструментальных классах Академии художеств, где у него было 12 учеников.
1783: Капельмейстер и первый скрипач обоих придворных оркестров
В начале 1780-х годов Хандошкин находился на придворной службе в качестве камер-музыканта и капельмейстера, давал концерты на «немецком театре», его сочинения печатались в центре тогдашнего нотопечатания – Амстердаме. В 1783 году Хандошкин вместе с первым придворным актером И.А. Дмитревским принимал в казну «Вольный ветер» Книппера. Хандошкин также преподавал в оркестре этого театра. Дмитревский при передаче театра в казну, указывая на меры, принимавшиеся им для усовершенствования актеров и музыкантов, писал: «…в рассуждении вверенных мне питомцев да позволено мне будет без похвалы сказать, что я все меры прилагал о их просвещении и нравственном поведении в чем ссылаюсь на них самих. Учителями они имели- г-д Хандошкина, Розеттия, Маяштейна, Серкова, Анжолиния и меня самого».
Все это свидетельствовало о признании в лице Хандошкина крупного музыканта. Об этом говорит и жалование, получаемое им: 1100 рублей, кроме квартиры и дровяных, - оклад, значительный по тому времени, особенно для русского музыканта.
Хандошкин вел педагогическую работу и при Театральной дирекции. Из учеников Хандошкина по придворному оркестру получил известность И. Ф. Яблочкин.
Об артистической известности Хандошкина в эти годы свидетельствует избрание его членом одного из петербургских музыкальных клубов, игравших большую роль в музыкально-общественной жизни столицы. Почетными членами этих клубов (их было всего два) избирались знаменитые артисты и актеры.
В 1784 году Хандошкин вместе с балетмейстером Анджамини и композитором балетной музыки Каноббио принимал непосредственное участие в работе с придворной балетной труппой, занимая должность ее репетитора и, как первый скрипач обоих придворных оркестров, дирижера балетных спектаклей. Существуют сведения и о том, что Хандошкин был сочинителем балетов при дворе.
«Говорят, что он (Хандошкин) играл во многом Паганиниевским образом сходственно, играл на одной струне, а также на расстрой для удобнейшего произведения эффектов». Последний прием игры был настолько, видимо, присущ Хандошкину, что после его смерти, характеризуя политическое состояние европейских дел, писали: «…вся Европа, как Хантошкина скрипка на разладе». О громадном мастерстве, с каким Хандошкин владел приемом скордатуры, свидетельствует случай, когда он на вечере у С. С. Яковлева импровизировал шестнадцать вариаций с труднейшей настройкой скрипки: sol, si, re, sol.
Широкое использование Хандошкиным приема скордатуры характерно для связей его исполнительского искусства с искусством народных скрипачей. Скордатура, прием, обычный для народного скрипача, беспрестанно изменяющего строй скрипки в соответствии с тональностью исполняемой песни. Благодаря этому приему скрипач получает возможность, не выходя за пределы первой позиции, извлекать из своего инструмента сочетания звуков, которые при нормальном строе извлечь невозможно.
В особенности славился Хандошкин неподражаемым исполнением русских народных песен. Слава «первого сочинителя и игрока русских песен» указывает на то, что народная песня занимала главенствующее место в его исполнительской практике. В конце XVIII века интерес к народному творчеству и бытовые связи с народным укладом были сильны не только в широких кругах провинциального и столичного общества, но проявлялись, отчасти, и в непосредственном придворном окружении.
«Первое место в исполнении Хандошкина бесспорно занимала народность, тот лиризм и та сердечная теплота, которые столь свойственны русской музе». В его игре, отличавшейся «гениальным порывом», современники отмечали характерно-русскую национальную черту, которая впоследствии была так образно выражена Пушкиным, — «то разгулье удалое, то сердечная тоска». Выразительность исполнения этого гениального скрипача была настолько велика, что, «слушая Адажио Хандошкина, никто не в силах был удержаться от слез», а ритмическая сила такова, что при «неописуемо смелых скачках и пассажах, какие он с истинно русской удалью исполнял на своей скрипке, так ноги слушателей и слушательниц сами собой начинали невольно подпрыгивать».
1785: Потемкин добивается увольнения Хандошкина с придворной службы и назначает его начальником университета в Екатеринославле
С 1785 года имя Хандошкина связывается с именем князя Г.А. Потемкина и организованной им Музыкальной академией в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Потемкин был любителем музыки и народной песни. 5 октября 1784 года князь Г.А.Потемкин возбудил ходатайство перед Екатериной II об основании в Екатеринославе Академии Наук и Художеств, определяя на содержание капитальную сумму. На это последовал высочайший указ об основании университета, в котором должны быть преподаваемы не только науки, но и художества.
Получив одобрение Екатерины II, Потемкин привлек в качестве начальника университета Хандошкина. Потемкин увлекся игрой Хандошкина, услышав его блестящую импровизацию при исполнении партии облигатной скрипки в одной из ораторий Джузеппе Сарти, написанной последним по приказу «светлейшего». Хандошкин обладал замечательным даром импровизации. Он «импровизировал по целым сонатам» и выходил победителем из труднейших состязаний с иностранными виртуозами, играя с ними «импровизации перед Потемкиным». Импровизационность — характерная черта исполнительского искусства Хандошкина — наложила отпечаток на все его композиторское творчество, найдя отражение не только в форме и фактуре его произведений, но и в часто встречающихся в них специальных указаниях, предусматривающих свободную импровизацию исполнителя.
Современники рассказывали, что Хандошкин был любимцем Потемкина и Нарышкина, которых «приводил в музыкальный раж своей балалайкой. Последняя у него сделана была из горлянки тыквы, внутренность которой была проклеена порошком битого хрусталя, звук от этого был самый чистый, серебряный».
Увлекался Хандошкин игрой на семиструнной гитаре, для которой написал ряд пьес и был широко известен как дирижер. Сохранились сведения о громадном успехе, которым пользовался в Петербурге оркестр, игравший под его управлением.
Добившись от Екатерины II увольнения Хандошкина с придворной службы, Потемкин 20 февраля 1785 года писал генерал-прокурору А.А. Вяземскому:
«Ее императорское величество соизволила двора ея императорского величества камер-музыканта Ивана Хандошкина уволить к определению в Екатеринославский университет с награждением чина придворного мудшенка, о чем и дано от меня знать учрежденному над зрелищами и музыкой комитету. А Ваше сиятельство покорно прошу с доставлением ему на пожалованный чин патент».
В этот же день комитет по управлению зрелищами и музыкой выполнил желание Потемкина. 23 февраля последовал высочайший указ кабинету об увольнении Хандошкина с «чином и пенсею», а 2 апреля на его место был назначен скрипач А.М. Сыромятников. 26 апреля Потемкин уведомлял екатеринославского правителя Синельникова о назначении Хандошкина «с награждением чина придворного мундшенка». 30 апреля на заседании комитета по управлению зрелищами и музыкой рассматривалась просьба начальника екатеринославского университета Ивана Хандошкина, просившего о выдаче ему положенного ему в бытность при сей дерекции жалованья.
В последующие годы продолжаются мероприятия по организации университета. 6 октября 1786 года Потемкин представил на утверждение проекты строений университета «купно с академиею музыкальной или консерваторией». В июле 1787 года итальянский музыкант, некий Бранка, служивший у Потемкина в качестве члена небольшого инструментального ансамбля, обслуживавшего его домашние нужды, доносил из Кременчуга «г-ну Сарти» список инструментов, привезенных из Италии, по его приказу для «школы императорской филармонической академии в Екатеринославе».
В августе 1787 года Потемкин подписывает контракт с итальянцем Дальоко на преподавание последним игры на клавесине и сольфеджио «в императорской музыкальной академии в Екатеринославе», а в марте 1790 со скрипачом Лучиано Джоглио о преподавании в «филармонической академии». Мероприятия по организации Академии были прерваны лишь со смертью Потемкина.
Начальник екатеринославского университета Иван Хандошкин в это время жил в Москве сначала «в приходе девяти мучеников» в доме г-на Некрасова, а позднее у Тверских ворот «против Страстного монастыря» в доме капитанши Натальи Григорьевой, в Екатеринослав не выезжал и к делам «Музыкальной академии» никакого отношения не имел.
Положение Хандошкина, для которого отстранение от дел «Музыкальной академии», вероятно, явилось неожиданным, было тяжелым, иначе вряд ли он занялся бы продажей скрипок по сходной цене. Упоминание, в связи с организацией «Музыкальной академии» имени Джузеппе Сарти проливает свет на столь неожиданные превратности в судьбе начальника университета Ивана Хандошкина.
Сарти, бывший не только придворным композитором, но и хитрым и ловким царедворцем, умудрившимся с одинаковым рвением служить Потемкину и его врагу Зубову, сумел, вероятно, оттеснить Хандошкина с занимаемой должности и в 1791 году, уже после смерти Потемкина был официально назначен директором Академии. Учреждение это фактически еще не было открыто, так как в указе о назначении Сарти директором говорится: «…производить Сартию жалование из Кабинета доколе сумма на Академию будет назначена».
1787: Возвращение в Петербург
После 1787 года Хандошкин переехал из Москвы в Петербург, где в 1790 году жил в «третьей части екатеринского канала», в угольном деревянном доме полковника Андреевского.
Живя на пенсии, Хандошкин принимал участие в музыкально-общественной жизни Петербурга. Его талант высоко ценили современники, называвшие гениального скрипача «наш Орфей». В эти годы имя его приводится в числе немногих имен выдающихся русских музыкантов и художников, проживавших в Петербурге. Хандошкин выступает в качестве исполнителя при дворе Павла I, принимает участие в музыкальных вечерах Сергея Саввича Яковлева, сына известного богача и промышленника Саввы Яковлева.
Виртуозность техники Хандошкин сохранил до последних лет жизни «и на сем возрасте играл арпеджии коротеньким Тартиниевским смычком». Последнее указывает на то, что Хандошкин применял смычок конструкции Тартини, короче современного (туртовского) с прямой тростью, и каннелировкой (продольные вырезы в месте держания смычка для большего удобства играющего).
1804: Кончина
Умер Хандошкин 18 марта 1804 года внезапно от паралича сердца, придя в Кабинет за пансионом, 57 лет отроду. Похороны Хандошкина состоялись на другой день в субботу 19 марта. Поспешность захоронения можно объяснить лишь тем обстоятельством, что последующие дни совпадали с церковным «Великим постом». Многие друзья и знакомые не знали о смерти Хандошкина, о его захоронении на следующий день и на похоронах не присутствовали. Отпевали его в Казанском соборе. При выносе тела из собора присутствовал протоирей Федор. День был пасмурный, тихий, шел снег. Похоронили Хандошкина на Волковском кладбище.
Портрета Хандошкина не сохранилось. Единственное описание его внешнего вида дано в записях В. Ф. Одоевского: «Росту среднего, плотного, красивой наружности, глаза большие — парик носил».
Жизнь вдовы Хандошкина – Елизаветы, оставшейся с маленьким сыном, проходила в крайней бедности. В поданном на имя императора Александра I прошении жена Хандошкина просит о назначении ей пенсии. Ей назначили пенсию в половинном размере от пенсиона мужа, которую она получала до 1817 года[1].
Список сочинений
Представленный ниже список сочинений Ивана Хандошкина составлен по просьбе TAdviser в 2023 г музыкантом и исследователем Андреем Пенюгиным (Санкт-Петербургский барочный ансамбль). Названия песен, не указанные в нотах, даны в квадратных скобках.
Информация о доступных записях собрана TAdviser.
I. Шесть сонат для двух скрипок
Издательство Гуммеля, Амстердам, до 1781 года. Посвящено Никите Акинфиевичу Демидову:
- Соната до минор
- Соната ми-бемоль мажор
- Соната ми минор
- Утрачена
- Утрачена
- Соната до мажор
II. Две русские песни с вариациями для скрипки и баса
Вероятно тоже изданы в Амстердаме, и тоже посвящены Демидову. Переиздано в 1800-х годах издательством Дитмар в Санкт-Петербурге как ор. 4
- [При долинушке]
- [То теряю что люблю] (Записи: Л.Коган и М.Ростропович, 1952 г; А.Решетин и А.Пенюгин)
III. Шесть старинных русских песен с вариациями для скрипки и альто-виолы
Издание Мейера в Санкт-Петербурге, 1783 год. В сборнике отсутствуют названия песен и на обложке стоит дата - 1786 г. Но цифра 6 написана от руки. При этом обнаружено газетное объявление от 1783 года о продаже этого сборника.
- [Ах по мосту, мосту] для скрипки и альта (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, В.Пессин, 1998 г.)
- [Ах талан ли мой, талан] для скрипки и баса
- [Ах, что ж ты голубчик не весел сидишь] для скрипки и баса
- [Ах, на что ж было, к чему было] для скрипки и баса
- [Раз полосоньку я жала][2] для скрипки и баса
- [Ах, жил я молодец] для скрипки и баса
(Запись: Весь опус: А.Хитрук, Д.Якубовский, К.Евтушенко, 2005 г)
IV. Шесть российских песен с вариациями для двух скрипок, ор. 1
Издание Герстенберга в Санкт-Петербурге, 1793 год Посвящено Петру Лукичу Вельяминову
- [Выйду ль я на реченьку] (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1999 г)
- [Взвейся выше, понесися] (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1999 г)
- [Помню я молодушкой была] (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1998 г)
- [Ах, что ж ты голубчик не весел сидишь] (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1999 г)
- [Во поле береза стояла] (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1999 г)
- [Кто мог любить так страстно] — неверная атрибуция
V. Русские песни с вариациями для двух скрипок, ор. 2
Издано ок. 1796 года
- Как на дубчике два голубчика (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1999 г)
- На фартучке петушки
- Молодка, молодка молодая
- Долго ль мне в скуке пребывать
- Помнишь ли, сердешный друг
- По горам, по горам
- Как по мосту, мосту
VI. Три сонаты для скрипки соло, ор. 3
Издание Дитмара в Санкт-Петербурге
- Соната соль минор (Записи: А.Решетин, 1999 г; Л.Мордкович, 2009 г; А.Решетин, 2024 г - слушать на диске "Сильнее смерти".)
- Соната ми-бемоль мажор
- Соната ре мажор (Г.Фейгин, 1984)
Записи всего опуса:
- М.Федотов, 1988 г
- Е.Денисова, 1996 г
- А.Хитрук, Д.Якубовский, К.Евтушенко, 2005 г
VII. Рукописный сборник (18 русских песен с вариациями для скрипки и баса)
- При долинушке (короткая версия II. 1.)
- Ах, что ж ты голубчик не весел сидишь (совпадает с III. 3.)
- [?]
- Ах талан ли мой, талан (совпадает с III. 2.)
- Как на матушке, на Неве реке (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1999 г)
- Молодчик мой (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1999 г)
- [?]
- Что пониже было города Саратова
- Ах, жил я молодец (с незначительными изменениями совпадает с III. 6.)
- Косари
- То теряю, что люблю (совпадает с II. 2.)
- [?]
- Не бушуйте, ветры буйные
- Ах по мосту, мосту (с другим басом повторяет III. 1.)
- Дорогая моя гостейка (отсутствует партия баса) (Запись: А.Решетин, С.Фильченко, 1999 г)
- Ах скучно мне (отсутствует партия баса)
- Дорогая ты моя матушка (отсутствует партия баса)
- Молодка, молодка молодая (отсутствует партия баса, не совпадает с V. 3.)
VIII. Рукописный сборник (3 русские песни с вариациями для скрипки и баса)
Около 1805 г.
- [При долинушке] (совпадает с II. 1.)
- [То теряю что люблю] (совпадает с II. 2.)
- Косари (частично совпадает с VII. 10., но здесь бас выписан во всех вариациях, не только в теме)
IX. Соната для скрипки и баса
Автограф
Мистификации
Гольдштейн Михаил Эммануилович в середине ХХ века выдавал собственные произведения за сочинения русских классиков. К одной из таких мистификаций относится т.н. Концерт для альта и оркестра до мажор, который Гольдштейн приписал Хандошкину. Под этой легендой сочинение было записано в том числе Рудольфом Баршаем.
Публикации
- Фесечко Григорий Федорович - "Иван Евстафьевич Хандошкин", Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972 г.