Киберполиция (Управление по организации борьбы с противоправным использованием ИКТ МВД России)
Собственники:
МВД России
Содержание |
Конечные собственники
История
2023: Киберполиция Москвы подвела итоги работы за год. «Сейчас спокойнее выходить на улицу, чем в интернет»
В конце апреля 2024 года Управление по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД по городу Москве опубликовало статистику расследования дел, связанных с использованием ИТ для совершения дистанционных видов мошенничества. Основной задачей этого оперативного подразделения является поиск преступников, которые, в том числе, занимаются выманиванием денег с помощью звонков по телефону и коммуникаций в мессенджерах.
По словам Владимира Васенина, начальника управления информации и общественных связей столичного Главка МВД, сейчас в Москве половина всех зарегистрированных преступлений — это мошенничество.
Нам с вами сейчас спокойнее выходить на улицу, чем входить в интернет, — отметил Владимир Васенин. — Доля дистанционного мошенничества год от года в тенденции растет. Фактически меняется структура преступности. Опасность скрывается уже не на улице, а в том устройстве, которое находится у нас всегда с собой. |
Количество преступлений с использованием ИКТ, которые были раскрыты за 2023 год в Москве, составило 15,5 тыс. А количество лиц, которые задержаны в Москве за совершение различных видов дистанционного мошенничества, — почти 8 тыс. Большая часть задержанных — это финансовые посредники или так называемые дропперы, которые занимаются присвоением чужих денежных средств.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Владимир Васенин отметил, что в большей мере атака на граждан исходит с территории иностранных государств. Пожилых людей с помощью манипуляций могут заставить перевести преступникам все деньги, имеющиеся на счетах, затем взять кредит, потом продать квартиру, потом заявить, что они стали жертвой мошенничества, и предложить вернуть все, если человек совершит другие противоправные действия против российского государства. Правда, если он совершает эти действия, то деньги он обратно не получает, а с большой вероятностью станет фигурантом уголовного дела.
Причем опрос 3 тыс. человек, проведенный МВД на территории Москвы, показал, что все 100% знают, что такое мошенничество, но в момент поступления звонка эти знания не срабатывают.
Дмитрий Просоленко, начальник управления по борьбе с противоправным использованием ИКТ ГУ МВД РФ по г. Москве, рассказал также об увеличении случаев шифрования телефонов с требованием последующего выкупа и использования дипфейков, с помощью которых мошенники скрывают свои личности за знакомыми образами. Поскольку преступники все чаще используют высокие технологии для совершения преступления, то для борьбы с ними также нужны адекватные сервисы по информированию населения, контроля и выявления мошеннических действий.
Ввиду актуальности проблемы мошенничества, помимо силовых структур борьба с ним ведётся и на стороне интернет-площадок. Действия крупных игроков рынка в основном направлены на обеспечение безопасности коммуникаций между продавцами и покупателями. Для этого платформы предлагают верификацию обеих сторон сделки, формируют для них рейтинги доверия и ограничивают возможности коммуникаций за пределами контролируемой зоны.
Маркетплейсам, которые сводят покупателя с продавцом, для повышения доверия к своей платформе приходиться использовать целый комплекс мер. В частности, у «Авито» есть и программа верификации продавцов с рейтинговой системой отзывов, и собственный защищённый мессенджер для организации общения между покупателем и продавцом, и собственная служба доставки.
Мобильные операторы и банки, которые знают своих пользователей по заключенным контрактам, предлагают различные системы верификации для проверки их личности. В частности, банки создают свои системы федеративной аутентификации, типа Alfa ID, Сбер ID, Тинькофф ID, с помощью которых можно контролировать и профилировать действия пользователей. Анализ собираемой информации с помощью технологии больших данных позволяет выявлять попытки мошеннических действий при совершении финансовых операций.
Мобильные операторы со своей стороны также видят практически все коммуникации пользователей, поэтому анализ собираемых их системами данных, таких как звонки, сообщения менеджеров, почтовые сообщения, адреса веб-страниц и загруженные на устройства пользователей файлы, также помогают выявить, в том числе, и атаки с помощью вредоносных приложений и с помощью социальной инженерии.
Так компания «Билайн» предлагает своим пользователям сервис «Этикетка», который распознает звонки из доверенных источников и предупреждает абонентов о спаме или мошеннических звонках. Аналогичные услуги в «Мегафоне» называются «Антифрод скоринг» и «Скоринг социальной инженерии», которые с помощью технологий искусственного интеллекта пытаются выявить попытки мошенничества и социальной инженерии и предупредить о них абонентов. Таким образом, объединение усилий банков и мобильных операторов может помочь вовремя вывести человека из состояния манипулирования со стороны мошенника и не допустить непоправимых последствий.
2022: Указ президента РФ о создании киберполиции
Управление по организации борьбы с противоправным использованием ИКТ МВД России было создано год назад в рамках реализации указа президента РФ №688[1] от 30 сентября 2022 года для борьбы с преступлениями с использованием ИКТ по всей стране. Положение об Управлении утверждено приказом МВД России от 29 декабря 2022 г. № 1110[2].