UC-системы: Новый виток в развитии корпоративных коммуникаций
В 2022 году российский сегмент рынка унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC) показал значительный рост. Помимо сохраняющегося тренда на повышение эффективности корпоративных коммуникаций и удаленную работу, спрос на отечественные решения со стороны бизнеса был также стимулирован уходом из России западных вендоров. Компании изучают возможности отечественных продуктов и ищут ПО, максимально отвечающее всем запросам, и позволяющее сформировать единую, безопасную коммуникационную среду.
Содержание |
Как под воздействием внешних факторов меняются унифицированные коммуникации
По мнению специалистов по информационной безопасности, популярные публичные мессенджеры — одно из наиболее уязвимых мест для хакеров. Из-за резкого роста атак злоумышленников на российский бизнес, Роскомнадзор запретил компаниям госсектора, финансовым, управляющим и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам использовать для корпоративных коммуникаций общедоступные мессенджеры и платформы. Под запретом оказались Microsoft Teams, Skype, Telegram, Viber, WhatsApp и другие популярные зарубежные приложения. Нарушителям грозят штрафы.
Сегодня 30% компаний планируют полностью перейти на отечественные UC-решения, а 25% уже используют только российские корпоративные мессенджеры. Также растет спрос на системы видеоконференцсвязи — в прошлом году прибыль их разработчиков выросла на 50%. Увеличилось и количество участников в этом сегменте рынка.
Что ищут заказчики
Многим компаниям, перестраивающим ИТ-ландшафт на волне замещения иностранных продуктов, требуется полноценная UC-платформа, в которой помимо ВКС и мессенджера есть телефония, почтовый сервер, инструменты информационной безопасности (например, DLP) и возможности интеграции с внутрикорпоративными информационными системами.
Российскому рынку есть что предложить заказчикам — свои разработки в сегменте унифицированных коммуникаций сегодня внедряют более 20 компаний.
Преимущества отечественных решений:
- Гибкость, возможность кастомизации решения. Отечественные разработчики более лояльные по сравнению с западными и готовы расширять функциональные возможности своих продуктов по требованиям заказчиков, например, адаптировать интерфейс, добавить необходимый функционал.
- Весь сервис и документация изначально на русском языке.
- Возможность разместить ПО на серверах компании. Это позволит обеспечить безопасность и защищенность данных от утечки. Организации, которым такой фактор не столь критичен, как правило, это представители МСБ, готовы использовать SaaS-решения.
- Возможность интегрировать решение в существующую ИТ-инфраструктуру. Благодаря этому, компания может сохранить ранее сделанные инвестиции в оборудование и ПО.
- Нет рисков блокировки и остановки лицензий.
- Выгодная стоимость. Цена на российские UC-продукты зачастую ниже, чем на зарубежные аналоги.
Рассмотрим, как тенденции отражаются на рынке UC на примере одного из лидеров этой сферы — компании «Информтехника и Связь» и ее продукта РОСЧАТ. UC-решение предназначено для эффективного взаимодействия между сотрудниками, работающими как в офисе, так и удаленно.
Функциональные возможности и особенности РОСЧАТА
РОСЧАТ - это не просто мессенджер, а полноценная UC-платформа. Пользователи быстро адаптируются к ней, так как у РОСЧАТА интуитивно понятный интерфейс, схожий с популярными мессенджерами.
Общение в РОСЧАТЕ можно вести в личных и групповых чатах, информационных каналах. Пользователи могут передавать файлы, медиа, делиться голосовыми сообщениями и эмоджи. Для настройки и работы с чат-ботами есть встроенный API. Также среди базовых сервисов решения — корпоративный справочник контактов, звонки, аудио- и видеоконференции, опросы и голосования.
Клиентская часть решения работает как на ПК с операционными системами Windows, MacOS, популярными в России представителями Linux, так и на мобильных устройствах с ОС Android или iOs.
РОСЧАТ легко интегрируется в ИТ-ландшафт компании: с Active Directory, IP-АТС и другими ИТ-системами, например, СКУД. А благодаря наличию встроенного модуля ВКС, видеоконференции запускаются в интерфейсе РОСЧАТА без использования сторонних приложений. «Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов
С помощью мессенджера легко получать обратную связь от сотрудников. HR-департамент, используя встроенный конструктор опросов, может создавать анонимные или публичные тематические опросы. Например, об удовлетворенности или вовлеченности персонала, для исследования обратной связи и оценки по методу «360». Анализ полученной информации позволит принимать правильные управленческие решения.
Безопасность данных
РОСЧАТ устанавливается on-premise, на сервер заказчика или в его защищенное частное облако. Благодаря этому, вся передаваемая информация гарантировано остается внутри контура организации. Встроенная развитая ролевая модель позволяет настраивать гибкую систему прав пользователей и администраторов.
Для шифрования между клиент-сервером используется сессионный ключ, который обновляется при каждом подключении. Данные шифруются SSL и ASE-256, и на сервере также хранятся в зашифрованном виде.
Интеграция с системой контроля утечки информации Traffic Monitor позволяет отслеживать отправку текстовых сообщений, вложенных файлов, подключения внешних носителей и копирования данных, и тем самым помогает предотвратить утечки корпоративной информации. А передача файлов в крипто-контейнере исключает их копирование, сохранение или пересылку получателем.
Решение входит в реестр ПО РФ Минцифры и исключает наличие недекларированных возможностей. Для повышения безопасности мессенджера в некоторых проектах разработчик использует криптошлюзы. Доступна сертификация кастомизированных версий приложения по стандартам ФСТЭК и ФСБ России.
Эффект от внедрения
Перенос корпоративных коммуникаций из MS Teams, Cisco Webex, Skype, Slack, WhatsApp, Telegram и других мессенджеров в РОСЧАТ поможет компаниям:
- повысить скорость и удобство унифицированных корпоративных коммуникаций;
- избежать рисков, связанных с несанкционированным доступом к информации в иностранных облаках;
- избежать блокировок из-за одностороннего отказа от обслуживания мессенджеров зарубежными провайдерами;
- избежать угроз информационной безопасности и уменьшить нагрузку на сотрудников отдела ИБ;
- на 30% сократить время на внутрикорпоративные коммуникации;
- на этапе внедрения в ИТ-инфраструктуру снизить 90% трудозатрат ИТ-отдела, так как интеграция в основном осуществляется силами разработчика;
- снизить затраты на связь и поддержку разрозненного парка телекоммуникационных решений.
Перспективы рынка
Тенденции 2022 года продолжат свое влияние на развитие российского сегмента унифицированных коммуникаций. Бизнесу все чаще будут требоваться полнофункциональные UC-решения, обеспечивающие все бизнес-процессы компании. Ключевыми факторами при выборе платформ будут безопасность данных, формат on-premise и возможность интеграции в ИТ-ландшафт.
Актуальность перехода на отечественные корпоративные решения увеличит спрос на них в ближайшие три года как минимум на 30-50%. Это повлияет и на рост количества разработчиков, и на их выручку. Кроме того, конкуренция среди участников рынка станет драйвером для развития функциональных возможностей решений, улучшения их эргономики и интерфейсов.