Срединный коридор
(Транскаспийский международный транспортный маршрут)
Срединный коридор, известный также как Транскаспийский международный транспортный маршрут (TRACECA), соединяет территорию Китая и Европы.
Штаб-квартира Ассоциации перевозчиков «Срединного коридора» на конец 2022 г расположена в Астане.
2023: Встречи глав Турции, Грузии, США, Узбекистана, Турменистана, Европейского совета по вопросу коридора в обход России
В середине сентября 2023 г президент Турции Реджеп Эрдоган на полях саммита в США провёл встречу с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили, где был обсужден, в том числе и проект реализации «Срединного коридора».
В американских СМИ активно освещали прошедшую в сентябре встречу глав стран Центральной Азии с президентом США Джо Байденом в рамках формате С5+1 в Нью-Йорке. В The Wall Street Journal отметили, что интерес Белого дома к региону обусловлен необходимостью создать альтернативные логистические пути в обход России, отметив роль «Срединного коридора».
Также на полях саммита ООН провели встречу с представителем Европейского совета Шарлем Мишелем (который переключил внимание с Закавказья на Центральную Азию) президенты Узбекистана Шавкат Мирзиёев и Туркменистана Сердар Бердымухамедов. Как и в случае с Байденом, Шарль Мишель особое внимание уделил важности развития эффективных транспортных коридоров, также упомянув Транскаспийский мультимодальный коридор, как приоритетное направление сотрудничества.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
А подытожил важность этого проекта казахстанский президент Касым Жомарт-Токаев, заявив о готовности страны стать региональным хабом по поставкам продовольствия и другой продукции посредством реализации «Срединного коридора».
2022: Укрепление тюркского сотрудничества в рамках Срединного коридора
Значимость проекта, запущенного еще в 2017 году, резко возросла в 2022 г после начала военных действий на Украине.
Для европейских компаний, прежде работавших с Россией, возникла необходимость найти обходные маршруты для продолжения грузоперевозок в обход территории РФ. Оптимальным вариантом стал Срединный коридор.
Европейцы вынуждены подстраиваться под новые реалии, чтобы обеспечить бесперебойную поставку товаров из Китая. Если до 2022 года всех более, чем устраивало использование «Транссиба», то в новых условиях торговля с Евросоюзом серьёзно осложнена.
Датская Maersk и финская Nurminen Logistics ещё весной переключились на казахскую железнодорожную сеть, ведущую в Китай.
27 июня 2022 г в Баку прошли встречи министров иностранных дел и транспорта Турции, Азербайджана и Казахстана.
Стороны подчеркнули важность инвестиций в инфраструктуру маршрута. В Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) говорили, что готовы инвестировать миллиарды евро в развитие грузовых маршрутов между Европой и Азией в обход России.