Содержание |
2025
Оценивать руководителей цифровизации регионов будут по новой методологии. Вице-премьер Григоренко рассказал TAdviser её детали
С 2025 года меняется методологию расчёта рейтинга региональных руководителей цифровой трансформации (РЦТ). Приоритетные критерии для нового рейтинга РЦТ в конце февраля представил зампред правительства – руководитель Аппарата правительства Дмитрий Григоренко на совещании с региональными руководителями цифровой трансформации субъектов РФ. А в начале марта Дмитрий Григоренко поделился с TAdviser подробностями о новых критериях.
По словам Дмитрия Григоренко, методология будет упрощена за счет категоризации приоритетных показателей. На совещании к использованию предложены 7 групп критериев, 5 из которых привязаны к национальным целям развития РФ:
- жизненные ситуации / государственные услуги (оценивается обеспечение предоставления массовых социально значимых услуг в электронном виде и в проактивном режиме, рефакторинг, перевод услуг в электронный вид);
- доверенный ИИ (внедрение сервисов и решений с ИИ);
- отечественные решения — импортозамещение (оценивается технологическая независимость ПО и «железа» в АРМах, полное замещение иностранного ПО);
- информационная безопасность (повышение уровня защищённости информационных систем, подключение к единой платформе борьбы с мошенничеством);
- цифровая зрелость процессов обеспечения ведомства (развитие и использование региональных систем, соответствующих единым требованиям, или федеральных сервисов для поддержки рабочих коммуникаций, кадрового управления и электронного документооборота).
Оставшиеся две группы показателей связаны с региональными полномочиями:
- инфраструктура/ интернет (создание условий для обеспечения социально значимых объектов телекоммуникационной инфраструктурой и доступом к Wi-Fi);
- региональные меры поддержки (предоставление мер поддержки, льготная ИТ-ипотека, обучение школьников).
![]() | Система оценки ИТ-работы регионов коррелируется с мероприятиями выполнения программ цифровой трансформации и их результатами. Мы выбрали приоритетные направления, сгруппировали их и максимально упростили. Получились критерии рейтинга с понятной методикой расчета, — пояснил Дмитрий Григоренко. | ![]() |
В рейтинге будет учитываться доля обращений за массовыми социально значимыми услугами, как через единый портал «Госуслуги», так и через региональные порталы оказания государственных и муниципальных услуг, а также использование платформы обратной связи, мобильной электронной подписи «Госключ». Особую значимость в рейтинге с 2025 года приобретают сервисы с ИИ (внедрение доверенного ИИ). Кроме того, к регионам вырастут требования по импортозамещению (обеспечению рабочих мест отечественными операционными системами). ВТБ добился независимости для ИИ-разработчиков в банке от зарубежных технологий
В плане информационной безопасности по-прежнему будет учитываться работа над защитой ведомственного и регионального контура информационных систем. В показателях цифровой зрелости процессов обеспечения деятельности ведомства акцент будет сделан на электронном документообороте и региональных сервисах работы с кадрами.
В сгруппированном виде показатели выглядят так:
1. Жизненные ситуации и государственные услуги:
1.1. Доля обращений за получением МСЗУ в электронном виде с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ
1.2. Повышение качества предоставления государственных услуг на ЕПГУ
1.3. Внедрение платформы обратной связи
1.4. Внедрение технологий мобильной электронной подписи («Госключ»)
2. Сервисы с искусственным интеллектом:
2.1. Доля внедренных сценариев использования доверенных сервисов ИИ на базе региональных систем или федеральных решений
2.2. Доля отраслей, в которых используются доверенные решения ИИ
3. Отечественные решения (импортозамещение):
3.1. Переход на отечественные решения в ПО типовой деятельности
3.2. Переход на отечественные решения в ПО, используемом в государственных и ведомственных информационных системах
3.3. Обеспечение использования современных отечественных средств защиты информации
4. Информационная безопасность:
4.1. Повышение квалификации сотрудников структурного подразделения органа власти, осуществляющего функции по обеспечению ИБ
4.2. Подключение к ГосСОПКА
4.3. Независимый анализ («баг-баунти», пен-тесты)
5. Цифровая зрелость процессов обеспечения деятельности ведомства:
5.1. Доля сотрудников организаций и ведомств, использующих региональные (соответствующие требованиям) или федеральные сервисы для поддержки рабочих коммуникаций (ВКС, почта, мессенджер)
5.2. Доля сотрудников организаций и ведомств, использующих региональные (соответствующие требованиям) или федеральные сервисы для ЭДО
5.3. Доля сотрудников организаций и ведомств, использующих региональные (соответствующие требованиям) или федеральные сервисы для управления кадрами
6. Инфраструктура, доступ к интернету:
6.1. Доля региональных и муниципальных СЗО, имеющих широкополосный доступ к интернету в соответствии с требованиями
6.2. Доля зданий школ и организаций СПО, в которых созданы беспроводные Wi-Fi-сети
7. Меры поддержки ИТ-отрасли
7.1. Доля получателей льготной ИТ-ипотеки, для которых также обеспечено дополнительное субсидирование ставки за счёт регионального бюджета
7.2. Доля малых предприятий в сфере ИТ, применяющих региональные налоговые льготы по УСН
7.3. Доля ЦОД, применяющих региональные пониженные ставки налога на имущество, земельного налога, а также арендной платы (по договорам аренды государственного и муниципального имущества)
7.4. Доля школьников 5-11 классов, изучающих информатику на углублённом уровне
Предложенные показатели рейтинга вместе с методикой расчета после совещания были разослана в регионы. До 10 марта регионы в ответ смогут направить обратную связь, а затем при необходимости будут внесены коррективы. И уже в апреле планируется провести первый замер по показателям рейтинга. Контрольные точки в течение года помогут вовремя вносить коррективы в программы.
Напомним, что ранее согласно поручению президента, были созданы стратегии цифровой трансформации всех регионов, которые действовали с 2022 по 2024 гг. По их завершению, в правительстве опросили регионы, какие изменения стоит внести в типовые формы и с учетом обратной связи пересмотрели требования к программам.
Новые требования к формированию программ уже направлены в регионы. Вице-премьер предложил руководителям цифровой трансформации работать в диалоге и активно включиться в работу: направить в правительство еще раз свои замечания и предложения. После того как обратная связь будет получена, к концу марта в правительстве планируют утвердить форму, а к 30 апреля получить от регионов разработанные программы.
Представлен рейтинг регионов России по цифровой трансформации
В конце февраля 2025 года подведомственный Минцифры РФ Центр экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ) обнародовал рейтинг региональных руководителей цифровой трансформации (РЦТ). Проанализирована работа 88 регионов (кроме Москвы), из которых 39 набрали больше 70% от максимально возможной оценки. Рейтинг представлен на совещании с региональными руководителями цифровой трансформации субъектов РФ у вице-премьера Дмитрия Григоренко.
При формировании рейтинга учитываются в общей сложности 18 показателей. В их число входят информационная безопасность, переход на «ГосТех», уровень импортонезависимости ПО, цифровая зрелость органов государственной власти, льготная ИТ-ипотека, полнота внесения информации в ГИС ЖКХ, цифровизация услуг посредством визуального конструктора, уровень удовлетворенности граждан массовыми социально значимыми услугами, внедрение платформы обратной связи, госпаблики, доля электронных медицинских свидетельств о рождении, внедрение «Госключа», направление исполнительных документов в электронном виде и пр. По итогам 2024 года в Топ-10 российских регионов по цифровой трансформации вошли:
- Белгородская область — 94,22%;
- Республика Татарстан — 91,35%;
- Ямало-Ненецкий автономный округ — 90,79%;
- Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 90,12%;
- Челябинская область — 88,26%;
- Свердловская область — 87,25%;
- Московская область — 86,63%;
- Новосибирская область — 84,71%;
- Оренбургская область — 83,95%;
- Сахалинская область — 82,87%.
Наибольшую положительную динамику по сравнению с предыдущим рейтингом продемонстрировали Камчатский край (плюс 31 позиция), Смоленская область (плюс 28), Кабардино-Балкарская Республика (плюс 22), Ярославская область (плюс 21) и Архангельская область (плюс 18) области. Значительное снижение зафиксировано у Республики Башкортостан (минус 17 позиций), Ростовской области (минус 15), а также Самарской и Вологодской областей (минус 13 позиций у каждой).[1]
2021
Минэк выпустил рейтинг регионов по качеству предоставления электронных госуслуг
В июне 2022 года Минэкономразвития представило итоги мониторинга качества электронных услуг в российских регионах. В ходе проведенного исследования эксперты проанализировали 408 наиболее востребованных социально значимых услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на Едином портале gosuslugi.ru и региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
При составлении рейтинга оценивались различные параметры, влияющие на качество получения электронной услуги, например наличие полной информации о порядке ее предоставления, удобство подачи заявления, возможность отслеживать его статус в личном кабинете и сокращение количества очных посещений ведомств.
Москва стала лидером по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (95,84 балла по итогам 2021 года). Столица возглавила составляемый Минэкономразвития рейтинг третий год подряд, сообщила заммэра Наталья Сергунина. Второе и третье места заняли Московская и Тульская области с результатами 84,19 и 83,67 балла соответственно.
![]() | роведение мониторинга стимулирует регионы к постоянному повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, - говорит статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев. - Особенностью мониторинга в 2021 году стало его проведение по ограниченному и заранее неизвестному для регионов перечню услуг, что, на наш взгляд, повысило его объективность, уравняв возможности его участников. Задача – добиться полностью проактивного характера предоставления услуги. Чтобы удобство взаимодействия с государством соответствовало уровню популярных банковских приложений и электронных торговых площадок.[2] | ![]() |
Рейтинг регионов России по работе в интернете
В конце ноября 2021 года стало известно о рейтинге регионов по работе в интернете, который составила АНО «Диалог». Эксперты оценивали все субъекты РФ, кроме Москвы, Московской области и Чечни, по пяти параметрам:
- скорость и качество обратной связи в системе «Инцидент Менеджмент»;
- отработка информационных угроз;
- инфраструктура (работа с официальными и неофициальными пабликами, личными аккаунтами глав регионов);
- информационные кампании;
- деятельность Центра управления регионом (ЦУР).
Лидирует по показателям Калужская область (86 баллов), за ней идут Татарстан и ХМАО (по 84 балла), замыкают тройку Кемеровская и Тюменская области (по 83 балла). На четвёртом месте оказались Магаданская область и Калмыкия (по 82 балла). Следом расположились Ненецкий и Чукотский автономные округа, Севастополь, Тульская область (по 81 баллу).
Менее 70 баллов набрали и оказались в «красной зоне» Воронежская, Мурманская, Пензенская, Сахалинская, Челябинская, Ярославская, Волгоградская, Курганская, Свердловская, Смоленская, Ивановская, Новосибирская, Рязанская, Калининградская, Владимирская и Тверская области, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Башкирия, Марий Эл, Карелия, Краснодарский и Хабаровский края. Москву, Подмосковье и Чечню эксперты не оценивали.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что такой рейтинг демонстрирует встроенность губернаторов в систему KPI по работе с соцсетями, которую задает Кремль, и является элементом выстраивания общего языка с федеральными кураторами.
![]() | А дальше все зависит от стиля работы губернаторов: кто-то считает, что соцсети и интернет — это очень важно и чем быстрее реагируешь на обращения людей, тем выше управляемость и оценка твоей работы, — отметил он.[3] | ![]() |
2019: Рейтинг регионов по разработке сквозных цифровых технологий
В октябре 2021 года Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики опубликовал рейтинг вовлечения субъектов РФ в разработку «сквозных» цифровых технологий (СЦТ), к которым относятся нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые и новые производственные технологии, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи и виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).
Место в рейтинге определялось по суммарному вкладу региона в общий поток поданных заявок на изобретения, связанные со всеми СЦТ. На долю столицы пришлось 40,6% отечественных патентных заявок на СЦТ (11,3 тыс. в 2010–2019 гг.). Наиболее сильные позиции Москва заняла в области разработки систем распределенного реестра (75,4% всех отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России по этой СЦТ за последнее десятилетие), виртуальной и дополненной реальности (54,9%), нейротехнологий и искусственного интеллекта (54,6%), беспроводной связи (53,6%).
Вклад двух других регионов-лидеров в поток отечественных патентных заявок на СЦТ-изобретения несколько скромнее — 8,6% (2,4 тыс.) у Санкт-Петербурга и 5,8% (1,6 тыс.) у Московской области. Сфера их наиболее заметного влияния тоже более ограничена: оба региона демонстрируют высокие показатели в области патентования технологий робототехники и сенсорики, а разработчики из Санкт-Петербурга преуспели еще в сфере виртуальной и дополненной реальности.
По результатам рейтинга регионы поделили на четыре группы. В первой — «национальные лидеры» (ведущие позиции почти по всем СЦТ), это топ-3 регионов. Москва в нем занимает наиболее сильные позиции по четырем из семи групп технологий. Вторая группа — регионы, специализирующиеся на отдельных группах СЦТ (Воронежская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Саратовская и Свердловская области, Татарстан и Башкортостан, Красноярский и Пермский края).
В третьей группе — регионы, успешно развивающие неспециализированные нейротехнологии и искусственный интеллект, технологии VR и AR и системы распределенного реестра. Это Орловская и Ростовская области и Краснодарский край, где рейтинги заявителей в сфере СЦТ возглавляют вузы. Четвертая группа — самая многочисленная. Это 69 регионов, отстающих по уровню патентной активности по всем направлениям СЦТ. На их долю суммарно приходится лишь пятая часть всех патентных заявок.[4]
2017: Минкомсвязь: Рейтинг регионов по развитию информационного общества
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представило в октябре рейтинг регионов по развитию информационного общества на 2017 год.
Югра в данном рейтинге занимает третью позицию, уступая Москве и Тюменской области. В первую десятку вошли также Республика Татарстан, Тульская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область и Челябинская область.
Для определения лидеров использовалась методика оценки по 120 показателям и 17 подындексам. При расчете места учитывается уровень развития специальных информационных систем: ГИС «Контингент», ИС Управления транспортом, ЕГАИС, ГИС ГМП, Система-112 и ГИС «Энергоэффективность».
Среди приоритетных подындексов: ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения, ИКТ в сфере транспорта. Перечень подындексов соответствует разделам Концепции развития региональной информатизации.
При оценке регионов учитывалось развитие по таким проектам, как перевод госуслуг в электронную форму, внедрение информационных систем дистанционного образования, внедрение ИКТ в учебный процесс (электронный дневник), запись на прием к врачу, электронная карта, телемедицина, внедрение электронных средств оплаты проезда, онлайн-мониторинг движения. Также успех регионов в рейтинге гарантировало создание региональных информационных систем в сфере энергетики, государственных и муниципальных финансов; интеграция региональных информационных систем с федеральными и автоматизация деятельности библиотек, музеев и театров.
2013: Госменеджмент: Уровень внедрения электронного правительства
По данным рейтинга субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 февраля 2013 года издания "ГосМенеджмент"[5], на начало года лидерами по внедрению сервисов e-government были: в ЦФО - Москва, Липецкая и Белгородская области, в СЗФО - Санкт-Петербург, Архангельская и Новгородская области, ЮФО - Ростовская, Астраханская области и Краснодарский край, в СКФО - КБР, Дагестан и Ставропольский край, в ПФО - Нижегородская и Самарская области, а также Татарстан, в УФО - Тюменская и Свердловская области, в СФО - Забайкальский, Красноярский край, в ДФО - ЕАО, Хабаровский край, Якутия.
Госменеджмент, февраль 2013
См.также: Полная версия рейтинга
2012: Госменеджмент: Уровень внедрения электронного правительства
Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 апреля 2012 года, опубликованный изданием "ГосМенеджмент", свидетельствует о том, что по уровню развития электронных услуг лидируют в ЦФО - Москва, Липецкая область и Белгородская область, в ЮФО - Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, в СКФО - КБР, Ставропольский край и Дагестан, в ПФО - Нижегородская область, Татарстан и Самарская область, в УФО - Тюменская область, ХМАО и ЯНАО, в СФО - Омская область, Забайкальский край, Томская область, в ДФО - ЕАО, Сахалинская область, Хабаровский край.
2011
ИРИО: Индекс готовности регионов к информационному обществу
«Цифровое неравенство» субъектов РФ, которое подробно описывается в ежегодных докладах Института развития информационного общества (Институт развития информационного общества (ИРИО)). Фактически это означает, что в силу исторических, экономических, географических, управленческих и других причин уровень проникновения тех или иных высоких технологий от региона к региону серьезно отличается.
Индекс готовности регионов к информационному обществу
Институт развития информационного общества, ИРИО
Посмотреть рейтинг полностью
Наиболее полное отражение ситуации с региональной информатизацией в РФ представлено в Индексе готовности регионов России к информационному обществу, который публикуется ИРИО с 2005 года. Индекс представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития. Он рассчитывается на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства).
Согласно данным последнего Индекса, основанного на данных за 2009-2010 год, информационное неравенство среди субъектов РФ все еще является достаточно серьезным. В десятку регионов с максимальным числом баллов вошли Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Чукотский автономный округ, Мурманская область, Чувашия и Республика Карелия. При этом в самом конце списка индекса находятся такие регионы как, например, Курская область, Тамбовская область, Калмыкия, Тыва, Дагестан, Ингушетия и другие.
«Цифровое неравенство» в цифрах
Институт развития информационного общества, ИРИО, 2011
Целями новой госпрограммы «Информационное общество» в числе прочего является сокращение цифрового неравенства регионов, развития сервисов электронного правительства и дальнейшее развития рынка ИКТ.
НАИРИТ: Инновационная активность регионов
По данным Рейтинга инновационной активности регионов 2011, подготовленного Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ, лидером инновационной активности в очередной раз стала Москва. Впервые, по сравнению с предыдущими исследованиями, отрыв между столицей и ее ближайшими преследователями по рейтингу стал сокращаться и составил 15%. Второе место заняла республика Татарстан (в прошлом году 4 место в рейтинге). В регионе действуют крупнейшая в России особая экономическая зона, 4 индустриальных парка, технополис, 14 технопарков и так далее.
Итоговая таблица Рейтинга инновационной активности
НАИРИТ, 2011
Наиболее высокие темпы роста инновационной активности в 2011 году продемонстрировал Ямало-Ненецкий автономный округ, который смог подняться в рейтинге сразу на 25 позиций. В регионе активно создаются элементы инновационной инфраструктуры. В разы увеличилось финансирование научного и инновационного направлений. У региона имеется значительный инновационный потенциал.Также высокий рост активности в инновационной сфере (на 10 позиций) был отмечен в Кемеровской и Белгородской областях.
К главным «неудачникам» рейтинга следует отнести Московскую область (падение в рейтинге на 27 позиций), Камчатский край (падение в рейтинге на 12 позиций) и Воронежскую область (11 позиций). В целом свои позиции в рейтинге удалось сохранить примерно 9% его участников. Около 42% регионов свою активность повысили. 49%, наоборот, показали результаты ниже, чем в прошлом году. При этом число регионов в категории «Низкая инновационная активность», по сравнению с прошлым годом осталось неизменным. Число регионов в категории «Высокая инновационная активность» увеличилось лишь на одного участника. В итоге общий показатель инновационной активности за 2011 год оказался практически на том же уровне (выше на 1,5%), что и аналогичный показатель за 2010 год.
Примечания
- ↑ Почти половина российских регионов вошла в топ рейтинга РЦТ за 2024 год
- ↑ Минэкономразвития представило итоги мониторинга качества электронных услуг в регионах РФ
- ↑ Эксперты оценили эффективность работы местных властей в интернете
- ↑ Вовлечение регионов в разработку цифровых технологий
- ↑ http://gosman.ru/?news=29388