2019/04/14 17:16:40

Концерты для хора Дмитрия Бортнянского

Хоровые концерты Дмитрия Бортнянского представляют собой одну из вершин большого и своеобразного пласта музыкального творчества XVIII в., уникального в Европе, — хорового концерта a capella. Бортнянский — крупнейший мастер этого жанра, создал в нем около ста сочинений. Не все они сохранились, не все атрибутированы Бортнянскому, долгое время бытовав как анонимные. Однако большая их часть дошла до потомков в виде отредактированного и изданного самим автором в конце его жизни собрания, включившего 35 четырехголосных концертов, 10 двухорных и ряд сочинений полуконцертного-полулитургического склада.

Содержание

Основные статьи:

Творчество Бортнянского ознаменовало собой наступление классического этапа в отечественной церковной музыке.

  • Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора.
  • Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов).
  • Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов).
  • Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров).
  • Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений).

Ранние концерты в основном образуют трехчастный цикл, написаны в мажорных тональностях, в их мелодике используются ритмы и обороты менуэта, полонеза, марша; поздние концерты чаще составляют четырехчастный цикл, в них доминирует минорный лад, более развиты полифонические приемы и формы (имитации, фугато, фуги), преобладают лирико-гимническое начало и элегичность, что связано с влиянием зарождавшегося стиля сентиментализма, для которого был характерен жанр элегии.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.3 т

В советский период духовную музыку Бортнянского или не исполняли вовсе, или перетекстовывали. Были поэты, которые вместо псалмов, на которые написаны его духовные концерты, вставляли стихи про природу[1].

Как бы ни менялось отношение к этим сочинениям за полтора столетия после смерти Бортнянского, они неизменно занимают важное место в истории русской музыки, любимы как исполнителями, так и слушателями. С 1980-х годов они всё шире входят в репертуар хоровых коллективов.

Государственный камерный хор Министерства культуры СССР под управлением Валерия Полянского стал наиболее верным и последовательным пропагандистом хорового творчества Бортнянского в России, исполняя его с первых лет своего существования. Давнишняя мечта В. Полянского, ставшая реальностью, — запись всех 35 четырехголосных концертов. Также был выпущен сборник с нотными партитурами и текстами. В основу сборника положено первое издание 35 концертов Д. С. Бортнянского для четырехголосного хора в редакции П. И. Чайковского. Эта редакция — хоровая партитура с дирекционом — была выполнена по заказу П. И. Юргенсона в 1881 г. и в течение следующего года опубликована в полном собрании духовно-музыкальных сочинений Д. С. Бортнянского.

Духовные 4-х голосные концерты

Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского.

Диск 1. Концерты для смешанного хора без сопровождения (4-х голосные)

  • Концерт № 1: «Воспойте Господеви песнь нову»
  • Концерт № 2: «Торжествуйте днесь вси, любящии Сиона»
  • Концерт № 3: «Господи! Силою Твоею возвеселится царь»
  • Концерт № 4: «Воскликните Господеви вся земля»
  • Концерт № 5: «Услышит тя Господь в день печали»
  • Концерт № 6: «Слава во вышних Богу»
  • Концерт № 7: «Приидите, возрадуемся Господеви»
  • Концерт № 8: «Милости Твоя, Господи, во век воспою»
  • Концерт № 9: «Сей день, егоже сотвори Господь…»

Диск 2

  • Концерт № 10: «Пойте Богу нашему, пойте»
  • Концерт № 11: «Благословен Господь»
  • Концерт № 12: «Боже! Песнь нову воспою Тебе»
  • Концерт № 13: «Радуйтеся Богу, помощнику нашему»
  • Концерт № 14: «Отрыгну сердце мое слово благо»
  • Концерт № 15: «Приидите, воспоим, людие»
  • Концерт № 16: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой»

Диск 3

  • Концерт № 17: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи»
  • Концерт № 18: «Благо есть исповедатися Господеви»
  • Концерт № 19: «Рече Господь Господеви моему»
  • Концерт № 20: «На Тя, Господи, уповах»
  • Концерт № 21: «Живый в помощи Вышняго»
  • Концерт № 22: «Господь просвещение мое»
  • Концерт № 23: «Блажени людие, ведущии воскликновение»

Диск 4

  • Концерт № 24: «Возведох очи мои в горы»
  • Концерт № 25: «Не умолчим никогда, Богородице»
  • Концерт № 26: «Господи Боже Израилев»
  • Концерт № 27: «Гласом моим ко Господу воззвах»
  • Концерт № 28: «Блажен муж, бояйся Господа»
  • Концерт № 29: «Восхвалю имя Бога моего с песнию»

Диск 5

  • Концерт № 30: «Услыши, Боже, глас мой»
  • Концерт № 31: «Вси языцы восплещите руками»
  • Концерт № 32: «Скажи ми, Господи, кончину мою»
  • Концерт № 33: «Вскую прискорбна еси, душе моя»
  • Концерт № 34: «Да воскреснет Бог»
  • Концерт № 35: «Господи, кто обитает в жилищи Твоем»

Концерты для двух хоров (8-голосные)

Диск 6. СПб., 1817–1818

  • Концерт № 1: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»
  • Концерт № 2: «Хвалите, отроцы, Господа»
  • Концерт № 3: «Приидите и видите дела Божия»
  • Концерт № 4: «Кто взыдет на гору Господню»
  • Концерт № 5: «Небеса поведают славу Божию»
  • Концерт № 6: «Кто бог велий яко Бог наш»
  • Концерт № 7: «Слава во вышних Богу»
  • Концерт № 8: «Воспойте, людие, боголепно в Сионе»
  • Концерт № 9: «Се ныне благословите Господа»
  • Концерт № 10: «Да молчит всякая плоть человека» (не вошёл в сборник)
  • Концерт № 11: «Утвердися сердце мое о Господе»

6-голосный концерт «Богоотец убо Давид»

6-голосный: «Богоотец убо Давид» // Хоровое и регентское дело. 1913 (прил. к журн.);