2022/04/28 19:35:47

Компании-зомби


В категорию «зомби» включают неэффективные, убыточные организации, которые находятся на грани банкротства и выпускают неконкурентную продукцию, которая практически не пользуется спросом. Они зарабатывают денежные средства, которых хватает только на обслуживание долгов.

2020

К концу 2020 года в России насчитывалось 5,92 тыс. «компаний-зомби» против 2,11 тыс. в 2016-м. Такие данные в конце апреля 2022 года обнародовали эксперты агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР, входит в группу РБК) и системы скоринга контрагентов Rescore.

«
В 2016-2019 годах доля компаний-зомби держалась на уровне около 3% от общего числа компаний в выборке, а в 2020 году наблюдался существенный рост - до 8%, что, по нашему мнению, обусловлено влиянием пандемии COVID-19. Общая сумма выручки компаний-зомби по итогам 2020 года составила 6,7 трлн рублей - говорится в исследовании.
»

Как менялось число компаний-зомби в России за последние 5 лет

По словам аналитиков, существенных различий доли компаний-зомби в региональном разрезе нет. Зато весьма существенные различия наблюдаются в отраслевом разрезе. Наибольшее количество компаний-зомби насчитывается в сфере торговли — 42%. В строительстве и в управлении недвижимостью к зомби, соответственно, относятся 8 и 7% юрлиц.

Распределение российских компаний-зомби по выручке

Также отмечается, что основную массу «компаний-зомби» составляют малые предприятия с выручкой от 100 до 300 млн рублей. В 2020 году их доля достигла рекордных 64% от общего числа «компаний-зомби», минимум был зафиксирован в 2018 году - 43%. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что малые предприятия менее эффективны с точки зрения прибыльности. Значительную роль играет и тот факт, что ставки кредитования для малых и средних предприятий сектора, как правило, выше ставок для крупных компаний, что также влияет на размер выплачиваемых процентов по банковским кредитам. [1]

Примечания