Как обучать сотрудников цифровой грамотности
В 2024 году Минцифры обозначило приоритеты по развитию государства и бизнеса в нацпроекте «Экономика данных и цифровизация государства». Переход к новой парадигме расширяет проникновение технологий в самые разные сферы общества, что требует от пользователей высокой цифровой грамотности. Чтобы в процессе цифровизации обезопасить клиентов, пользователей, сотрудников, активно внедрять ИИ-решения и эффективно работать с большими данными, бизнес должен уже сегодня задуматься об обучении и привить сотрудникам базовые правила цифровой грамотности. О том, как это сделать, рассказывает Дмитрий Красовский, директор Т1 Цифровой Академии.
Отсутствие прогресса — это регресс
Семь из десяти руководителей компаний уверены, что их бизнес не сможет выжить без инноваций. Около 80% малых предприятий отмечают, что новые технологии помогли им справиться с влиянием инфляции и нарушениями в цепочках поставок, не перекладывая расходы на потребителей. Чтобы быстро осваивать новые решения, персонал должен развивать базовые навыки работы с ИТ-решениями, в том числе, безопасного использования персональных данных и активности в интернете.
Идти в ногу с технологиями без запинок
Компании, игнорирующие важность обучения цифровым навыкам, могут потерять в конкурентоспособности. На большинстве позиций персоналу достаточно даже базовых умений. Однако требования к пулу сервисов и ПО несколько трансформировались. Важно, чтобы сотрудник мог работать в облачных сервисах для редактирования и передачи файлов, понимал, как сжимать документы для отправки в почте или как делиться ими через файлообменники, мог разобраться с подключением к ВКС.
Для тех, кто работает с контентом, пригодится и владение генеративными нейросетями — их удобно использовать, чтобы упростить и ускорить работу с текстами и изображениями. Особенно это актуально бизнесу в сфере маркетинга и продаж, рекламы, ритейла — 86% диджитал-агентств уже используют ИИ для генерации контента (текстов, изображений и видео), сотрудники с соответствующими навыками могут рассчитывать на зарплату выше среднего уровня по грейду.
При этом базовая грамотность в работе с информацией и ИИ поможет не просто давать чат-ботам задания, но и добиваться нужного результата и распознавать ложные ответы нейросети. Понимание, как устроен ИИ и процесс генерации ответов, может повысить эффективность работы с такими решениями и избежать репутационных рисков. Как пример — новость о британской семье, которая отравилась грибами из-за купленного на Amazon справочника, в котором часть текста была написана нейросетью.
Опережать злоумышленников
Один из ключевых факторов риска, который связан с новыми технологиями, в том числе с Big Data и искусственным интеллектом, — это киберриски и уязвимость личной информации пользователей. В 2023 году хакеры опубликовали базы данных клиентов ювелирных сетей и парализовали работу одного из операторов российской банковской системы. Специалисты тогда оценили объем скомпрометированной информации на 60% выше, чем годом ранее, а количество атак на организации выросло на 18%. При этом в половине случаев решающую роль сыграл человеческий фактор.
Бизнесу, чтобы не стать объектом атаки, важно участвовать в ликбезе сотрудников и рассказывать, как оценивать потенциальные угрозы и поддерживать цифровую гигиену. Одним из приоритетных направлений обучения должна стать защита личных данных —установка сильных паролей, двухфакторной аутентификации и шифрования. Даже тех специалистов, которые не имеют доступа к критическим элементам ИТ-инфраструктуры, нужно осведомлять о новых методах фишинга и вредоносных программах.
И созерцать, и созидать
Для перехода к цифровой экономике компаниям потребуется не только пользоваться новыми инструментами, но и создавать их. Спрос на специалистов, которые знакомы с конъюнктурой и инфраструктурой работодателя и предложат максимально релевантные решения, также позволит закрыть корпоративное обучение.
Кроме того, один из ключевых признаков экономики данных — автоматизация рутинных процессов. Такие задачи все чаще передают в зону ответственности специализированного софта, тогда как на плечи сотрудников ложится настройка и поддержание его работы. Здесь речь также идет о дообучении специалистов компетенциям, спрос на которые в компании возник с внедрением нового ПО или которые потребуются в ближайшей перспективе.
Например, для повышения качества работы с данными работники должны обладать знаниями в области аналитики, машинного обучения, работы с дашбордами и инструментами визуализации. Для масштабирования разработки приложений — взаимодействовать с относительно новыми языками программирования Swift, Kotlin и Flutter, а также фреймворками типа React, Angular, Vue.js. Причем речь не только о сотрудниках соответствующих департаментов, но и о тех, кто регулярно с ними коммуницирует: процессы пойдут быстрее, если разработчики и бизнес говорят на одном языке.
Когда и как внедрять корпоративное обучение
Предприниматели и менеджеры осознают важность цифровой грамотности и соответствующих навыков в бизнес-процессах. И понимают, какие именно компетенции сотрудников необходимо развить в первую очередь, однако не знают, как выстроить институт обучения в своей организации.
Первое, с чем необходимо определиться — это формат. Оффлайн-семинары, тренинги и мастер-классы предпочтительны в случаях, если для качественного обучения важна подробная обратная связь.
Асинхронный формат, когда «студент» осваивает материал в своем темпе, доступен только при интернет-обучении, предоставляет гибкость образовательного процесса, что особенно важно для занятых профессионалов. В сочетании с синхронными встречами, пусть и в рамках видеоконференций, онлайн-образование показывает высокую эффективность. Благодаря подходу учащиеся могут экономить до 60% времени и усваивать полностью сопоставимый с оффлайн-обучением объем материала.
Не менее важный этап здесь — подбор и адаптация учебных материалов. Если для передачи базовых знаний достаточно найти подходящие курсы и платформы, то для узкоспециальных навыков опытные сотрудники могут сами разработать учебные пособия и инструкции для своих коллег. Интеграция профессионалов в разработку программы — способ максимально приблизить обучение к задачам бизнеса.
Обучение и онбординг
Одновременно с внедрением обучения для уже работающих в компании специалистов, имеет смысл задуматься над упрощением адаптации новых. Онбординг и образование тесно связаны: программа по базовым цифровым навыкам поможет новым сотрудникам быстрее интегрироваться в рабочий процесс и привыкнуть к корпоративной культуре.
Чтобы внутрикорпоративное обучение было позитивно встречено сотрудниками, их важно мотивировать. Например, предлагать дополнительные возможности карьерного роста, отмечать достижения, создавать условия для личностного и профессионального развития. Руководители и лидеры мнений также смогут повысить значимость и результативность обучения. Их можно приобщить к составлению курса или пригласить выступить в качестве лектора. Руководители, которые вовлечены в занятия, подают пример сотрудникам и подчеркивают важность постоянного повышения квалификаций.
Добиться долгосрочного успеха поможет культура непрерывного обучения. Роль работодателя заключается не только в том, чтобы организовать регулярное обучение для сотрудников, но и в том, чтобы поощрять самообразование и инициативы по обмену опытом внутри коллектива. Корпоративная библиотека знаний, поддерживающая культура и профессиональная сообщества создают располагающую к получению новых навыков обстановку. Кроме того, представители бизнеса отмечают, что такие практики помогают находить таланты внутри компании, упрощают HR-процессы и усиливают бренд.
***
При колоссальной скорости технологического прогресса обучение сотрудников становится одним из ключевых факторов, чтобы внедрять и развивать новые продукты, повышать эффективность бизнес-процессов и минимизировать репутационные риски. А онлайн-обучение благодаря своей доступности и гибкости становится наиболее подходящим форматом для современных реалий, и делает процесс образования непрерывным и доступным работникам.