Какие технологии планирует внедрять «Уралсиб». Интервью с Игорем Мушаковым
Игорь Мушаков, в апреле 2013 г. назначенный вице-президентом и главным исполнительным директором по ИТ «Уралсиб», в интервью TAdviser рассказал о текущем состоянии ИТ-инфраструктуры банка и планируемых проектах.
TAdviser: Игорь Владимирович, как изменится ИТ-бюджет «Уралсиба» в 2014 г. по отношению к 2012-2013 гг.?
Игорь Мушаков: В настоящее время «Уралсиб» намерен повысить свою эффективность за счет снижения себестоимости операционных процессов и повышения доходов, поэтому я ожидаю, что ИТ-бюджеты будут либо сохраняться на том же уровне, либо сокращаться. В ИТ есть потенциал для оптимизации и повышения эффективности, в том числе за счет новых технологий и стандартизации процессов, что мы и планируем использовать.
В момент моего прихода в компанию одной из задач, которые обсуждались, было повышение эффективности работы ИТ и изменение процессов с тем, чтобы они, с одной стороны, были оптимальными с точки зрения затрат, а с другой - чтобы цели этих процессов достигались.
TAdviser: Существует ли у «Уралсиба» ИТ-стратегия? Если да, то на какой срок она рассчитана и каковы ее ключевые пункты?
Игорь Мушаков: ИТ-стратегия сейчас формируется вместе с общей стратегией банка на ближайшие три года, к концу 2013 года мы надеемся ответить для себя на все необходимые вопросы. Ключевые пункты новой стратегии озвучивать, на мой взгляд, пока преждевременно.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
Могу также сказать, что с начала 2014 г. мы планируем фиксировать портфель ИТ-задач на квартальной основе и пересматривать его ежеквартально. Соответствующее решение правления уже принято. Таким образом, мы сможем сохранить фокус на наиболее важных бизнес-направлениях, не распыляясь на те, которые могут подождать.
TAdviser: Как устроена ИТ-инфраструктура «Уралсиба» в целом? Что представляет собой ЦОД компании, какие технологические решения в нем используются, какое ПО используется в банке?
Игорь Мушаков: Так исторически сложилось, что в части ЦОДов основная наша собственная площадка расположена в Уфе, вторая - в Москве. В каждой из этих локаций есть два или более распределенных дата-центра для дублирования оборудования и приложений. Насколько это оптимально и должно остаться неизменным, нам еще предстоит решить.
В части ПО можно отметить, что сейчас в «Уралсибе» используется достаточно большое количество решений от разных производителей, как для ядра банковской системы, так и специализированных приложений. В качестве основной АБС мы ориентированы на использование целевой банковской платформы Finacle от компании Infosys. Сейчас, до миграции на целевую платформу, мы используем решения компаний БИС, ЦФТ, а также нашу собственную разработку.
ERP-система банка базируется на платформе SAP. На мой взгляд, с точки зрения глубины проникновения в бизнес-процессы это одно из наиболее масштабных внедрений SAP в банках: система у нас используется для автоматизации всех основных операционных процессов, вплоть до планирования отпусков и командировок сотрудников. В «Уралсибе» работает порядка 13 800 человек, и практически все они являются пользователями этой ERP-системы. CRM-система у нас находится в стадии предпроектного анализа.
В качестве почтовой системы у нас используется Lotus Notes, на базе которой специально для нас компания «ИнтерТраст» разработала СЭД, в которой ведется вся служебная переписка. К сожалению, есть большое число ограничений, связанных с этой системой: она недостаточно соответствует современным потребностям банка в этой области. Имело бы смысл говорить о переносе ее на мобильные платформы, однако форма реализации, предлагаемая нам, пока вызывает множество вопросов, в том числе - экономического плана.
TAdviser: На каких технологических решениях работает интернет-банкинг «Уралсиба»?
Игорь Мушаков: Исторически мы используем платформу интернет-банкинга собственной разработки. Сейчас готовится к вводу в действие усовершенствованная версия этой платформы, также разработанная нашими специалистами, и параллельно ведется проект по внедрению мобильного банка совместно с компанией Qulix. Запустить мобильный банкинг под платформы iOS и Android планируется в конце 2013 г.
TAdviser: Перечислите, пожалуйста, ключевые ИТ-проекты, запланированные в вашем банке на 2013 г.?
Игорь Мушаков: Основная часть проектов связана с развитием электронных каналов бизнеса, мобильного банкинга, CRM-систем, корпоративного хранилища данных, управленческой отчетности, а также функционала банковских карт и кредитования. Внимания заслуживает внедрение системы бережливого производства.
Также нам предстоит переосмыслить роль платформы АБС Finacle в организации: из системы, в которой делается все, Finacle, согласно новому подходу, должна занять место «продуктового двигателя». Данное направление в ближайшее время должно получить новый импульс и качество в связи с тем, что банк недавно принял решение изменить ее фокус: с внедрения ИТ-платформы – на внедрение «бизнес – процессов банка с использованием выбранной технологической платформы». Кроме этого, статус проекта существенно повысится за счет передачи спонсорства по нему на уровень председателя правления банка.
TAdviser: Сколько всего человек работает в ИТ-департаменте банка, как изменился его штат за последнее время? Какие изменения планируются в ИТ-департаменте?
Игорь Мушаков: ИТ-служба «Уралсиба» сейчас состоит из двух основных частей: с одной стороны, это региональные подразделения, которые находятся в региональном административном управлении и выполняют роль, главным образом, поддержки пользователей на территориях, а с другой стороны – Центральный офис в Москве и удаленный центральный офис в Уфе, где специалисты занимаются централизованной поддержкой и развитием систем и оборудования. Общий ИТ-штат составляет порядка 700 человек, из которых около 400 человек - в Москве и Уфе.
Мы создаем новые позиции, которых ранее не было: в частности, архитекторов, аккаунт-менеджеров в ИТ, проектных менеджеров, системных аналитиков. Кроме того, создано выделенное и постоянно действующее подразделение тестирования ПО, которого в качестве отдельной функции ранее не существовало. Последнее, в основной массе, вероятнее всего, мы будем делать с привлечением аутсорсинга.
TAdviser: А сейчас вы используете аутсорсинг в том или ином виде?
Игорь Мушаков: Сейчас он используется, но мало и, скорее, в области стратегического консалтинга. Есть набор услуг, который оказывают нам интеграторы в части работы с сетевой инфраструктурой и поддержкой оборудования, в первую очередь серверов. Также у нас есть частичная разработка ПО сторонними силами. Все же пока в части разработки мы ориентируемся на собственные ресурсы.
TAdviser: После вашего прихода в «Уралсиб» имели место назначения на какие-то ключевые ИТ-позиции?
Игорь Мушаков: Да, в рамках новой структуры, которую мы стремимся построить по функциональному разделению, у меня появились три основных заместителя. Первый из них - заместитель по клиентской работе, управлению проектной деятельностью и экспертизы, второй - отвечающий за производство ПО и готовность конечного продукта, третий - отвечающий за поддержку. Все эти люди - новые.
Клиентское направление возглавил Александр Шестаков, пришедший к нам из «Сбербанка», направление по развитию продуктов – Константин Круглов, одним из мест которого была компания EPAM Systems, а по сопровождению - один из руководителей «Номос-банка» Александр Мелехин.
Также к нашей команде присоединился главный архитектор - Сабир Асадуллаев, ранее работавший в IBM, и руководитель проектного офиса и портфельного управления из ВТБ Маргарита Дубовик. В целом, по работе с персоналом ИТ мы ориентируемся на сохранение компетенций команды, накопившей опыт в банке, при этом, дополняя их новыми знаниями с рынка там, где это необходимо.