2016/03/18 11:00:48

Интервью TAdviser с начальником управления информационных технологий ФНС России Татьяной Матвеевой

Начальник управления информационных технологий ФНС России Татьяна Матвеева в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову рассказала о развитии электронных сервисов налоговой службы, о самых востребованных услугах и о проблемах перехода налогоплательщиков в онлайн.

Татьяна Матвеева: Развитие экстерриториальности и переход на электронные услуги - один из приоритетов развития ФНС России

В какой пропорции сейчас распределяются каналы оказания госуслуг ФНС между собственными отделениями, МФЦ и интернет-порталами (ФНС, Единым порталом госуслуг)

Татьяна Матвеева: Очень сложно говорить о таком распределении услуг ФНС России, потому что, во-первых, не все услуги представлены в МФЦ, не все услуги представлены на ЕПГУ. Второе, надо разделять оказание госуслуг в понимании законодательства и некоторого количества удобных информационных сервисов, которые не подпадают под понятие госуслуг. Поэтому однозначного ответа на ваш вопрос нет.

МФЦ развиваются – мы переводим часть услуг туда, в том числе стараемся перенести максимальное количество услуг в безбумажный оборот. ЕПГУ – это свод госуслуг в электронном виде и понятно, что там в меньшей степени можно говорить о каких-то сервисах, в основном это действительно госуслуги. Если же говорить о сайте ФНС, то там представлены как госуслуги, так и сервисы. Сервисов у нас много, и они составляют львиную долю того, что у нас есть на сайте.

Для того, чтобы можно было хоть что-то с чем-то сравнить, давайте возьмем одну госуслугу и посмотрим, как она распределяется между этими каналами. Например, госрегистрация юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?

В 2015 году на госрегистрацию ЮЛ и ИП было подано 4,5 млн заявок. В том числе, через инспекции – 79% (3,5 млн), через МФЦ - 3,8% (168,5 тыс.), через ЕПГУ 0,1% (3,9 тыс.), через сайт ФНС – 4,4% (199 тыс.). Иным способом – через почтовые отделения, телекоммуникационные каналы связи – 12,7% (564 тыс.).

Мы видим, что пока максимальное количество заявлений подается лично. 79% - это достаточно много. Мы это понимаем и стремимся переводить заявителей в электронный вид. Работаем, в том числе, в рамках повышения позиции России в рейтинге Doing Business, оптимизируем и сокращаем время регистрации, оптимизируем саму услугу, сокращаем количество шагов для человека, который хочет создать свою компанию.

Кроме этого, мы прорабатываем с банками вариант подачи заявления на госрегистрацию с усиленной квалифицированной электронной подписью из специальных банковских сервисов. Таким образом, мы ожидаем, что процент заявок на госрегистрацию в электронном виде повысится.

В целом же, в последние годы отмечается рост спроса налогоплательщиков на получение услуг посредством электронных сервисов, возрастает число обращений за получением государственных услуг в электронном виде. Это связано, в том числе с развитием таких сервисов ФНС России, как личные кабинеты налогоплательщиков физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также расширением перечня услуг, доступных для получения в электронном виде.

В чем, на ваш взгляд, состоит главное препятствие для роста популярности электронных госуслуг ФНС?

Татьяна Матвеева: Одна из самых больших проблем на сегодня – это сложность использования усиленной квалифицированной электронной подписи (СКЭП) для простых граждан. Со СКЭП электронные документы регистрируются и проходят мгновенно, но при этом значительные проблемы люди испытывают с приобретением и установкой средств криптографический защиты информации (СКЗИ) на свой компьютер.

К примеру, в качестве ИП может зарегистрироваться, скажем, продавец цветочного магазина, который вовсе не обязан быть продвинутым пользователем компьютера.

Тем не менее, мы стараемся сделать наши сервисы доступными для всех пользователей, действуя в рамках существующих ограничений. Все тот же продавец цветочного магазина может подать документы на государственную регистрацию в качестве ИП в электронном виде без СКЭП, однако для удостоверения личности ему придется прийти в инспекцию лично при получении свидетельства о государственной регистрации.

В целом ситуация с востребованностью государственных услуг в электронном виде могла бы существенно измениться, если бы электронная подпись стала общедоступной для граждан, к примеру, в рамках электронного паспорта (чтобы электронную подпись выдавали по умолчанию, и ее не нужно было бы покупать). Ведь человек пользуется отдельными госуслугами всего пару раз в жизни, и покупать ради этого электронную подпись ему конечно не хочется.

В рамках электронного общества с оказанием юридически значимых услуг в электронном виде электронная подпись должна стать удобным, понятным и комфортным инструментом для людей.

Я недавно регистрировался в качестве ИП – начал через ЕПГУ, но споткнулся как раз на требовании квалифицированной ЭЦП, которой у меня нет. Затем сдал документы в электронном виде через сайт ФНС. В принципе, все удобно. Возник лишь один вопрос. Зачем вы просите регистрироваться в сервисе подачи заявления человека, который уже получил доступ в личный кабинет налогоплательщика? Ведь все данные обо мне у вас есть...

Татьяна Матвеева: В сервисе «Подача заявки на государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» предусмотрено три способа авторизации по выбору пользователя, в том числе и с помощью «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». Другой способ - с помощью E-mail - также является крайне простым для тех, у кого нет ЛК ФЛ. Тем не менее, эти сервисы развиваются параллельно. Если бы мы сделали вход в сервис регистрации ЮЛ и ИП только через личный кабинет физического лица (ЛК ФЛ), зная все данные о пользователе, то получилось бы, что мы принуждаем людей открывать личный кабинет…

А это влечет за собой личный визит в инспекцию…

Татьяна Матвеева: Да. А может быть человек не хочет. Поэтому получается, что у нас должен быть сервис, отдельный от личного кабинета, чтобы любой пользователь мог зайти и независимо от наличия личного кабинета воспользоваться этим сервисом.

С другой стороны, я, безусловно, вас понимаю, что если у вас уже есть личный кабинет…

И есть учетная запись в ЕСИА…

Татьяна Матвеева: Было бы приятно, если бы определенные данные в различных других сервисах предзаполнялись. Мы уже поставили перед собой задачу – проинтегрировать максимальное количество сервисов, которые требуют этого. Речь идет как об интеграции с ЕСИА, так и о внутренней интеграции наших сервисов – чтобы Личный кабинет налогоплательщика мог использоваться как единая точка входа.

Часть работ уже сделана, часть еще предстоит выполнить. Например, уже сейчас из Личного кабинета налогоплательщика (физического, юридического лица или ИП), можно воспользоваться возможностью онлайн-записи на прием (там повторяются те же сведения) или посмотреть информационные стенды.

Но мы все равно считаем, что даже без ЛК должна оставаться возможность пользователю зайти и воспользоваться сервисом с нуля.

Логика понятна…

Татьяна Матвеева: У продвинутых пользователей одни потребности, у тех, кто не хочет создавать ЛК – другие потребности. Тут есть нюансы.

Какие госуслуги в электронном виде являются самыми востребованными по итогам 2015 года?

Татьяна Матвеева: Самой востребованной услугой является предоставление деклараций. У нас 47 услуг, 17 из которых являются сдачей деклараций.

Доля налогоплательщиков-организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) по ТКС (телеком-каналам, т.е. через интернет, - прим. TAdviser), составила 96,03% (в 2014 году - 94,1%, в 2013 году - 81,3%).

Доля налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей (работодателей), представивших в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по ТКС, составила 80,53% (в 2014 году - 78,85%, в 2013 году - 76, 05%).

Сейчас мы можем вполне гордиться достигнутыми показателями, хотя всегда есть перспективы для развития.

Т.е. ИП все же покупают электронную подпись? Или сдают через агентов?

Татьяна Матвеева: Есть те, кто покупает, есть те, кто сдает через агентов. Мы, безусловно, приветствуем сдачу отчетности в электронном виде. Операторы электронного документооборота со своей стороны также стимулируют малый бизнес к переходу на современные технологии. Некоторые компании бесплатно выдают подписи. Другие операторы предоставляют веб-сервисы, где для малого бизнеса часть услуг в принципе оказываются бесплатно.

А в чем привлекательность сдачи отчетности в электронном виде для бизнеса?

Татьяна Матвеева: Экономия бумаги и времени, не нужно бухгалтеру идти в инспекцию и стоять в очереди. А на стороне налоговых органов не надо вводить данные с бумаги. Это повышает скорость и качество обработки отчетности, снижает количество ошибок при внесении данных в базу.

Рост связан с популяризацией?

Татьяна Матвеева: Да, это был постепенный рост. История со сдачей отчетности через каналы связи началась в 2002 году. И к настоящему моменту мы прошли непростой, но успешный путь по внедрению информационных технологий с этой сфере. ФНС, наверное, первый федеральный орган исполнительной власти, который озадачился переводом поступающих к нам документов в электронный вид. В 2002 году была всего лишь 1 форма декларации, которую можно было представить в электронном виде. Сейчас налоговые органы полностью обмениваются с налогоплательщиками всеми документами в электронном виде. Все, что можно было формализовать, мы формализовали, что нельзя формализовать – обмен идет в виде скан-образов, подписанных СКЭП. В конце концов, все налогоплательщики приняли это как де-факто. На наш взгляд – это удобно обеим сторонам взаимодействия - и налогоплательщикам и налоговым органам.

Сказывается ли такая динамика электронных услуг на количестве ваших офисов, на количестве сотрудников ФНС по стране?

Татьяна Матвеева: Да количество инспекций сокращается. Подразделения укрупняются, услуги централизуются. В начале 2000-х годов у ФНС было порядка 2,5 тыс. инспекций, сейчас - чуть менее 1000. Безусловно, у некоторых инспекций остались территориально обособленные рабочие места, но, тем не менее, инспекции укрупняются. Также происходит сокращение госслужащих. На начало 2000-х у нас было более 180 тыс. сотрудников, сейчас немного более 140 тыс. Сотрудники налоговых органов при переводе услуг в электронный вид переходят от несвойственных налоговым органам рутинных функций (массовый ввод документов, печать извещений и т.д.) к более качественному налоговому администрированию.

Каковы планы развития электронных госуслуг ФНС на 2016-17 годы?

Татьяна Матвеева: С точки зрения удобства сервисов для пользователей мы развиваем наше взаимодействие с Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ). Ряд сервисов, которые есть на сайте ФНС, уже реализован на ЕПГУ. Это такие сервисы, как «Узнай ИНН», «Узнай свою задолженность», «Постановка на учет ФЛ в налоговом органе через Интернет».

Также в прошлом году завершилась работа по интеграции с ЕПГУ сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Стал доступным способ авторизации в «личном кабинете» с помощью учетной записи пользователя ЕПГУ. Таким способом к «личному кабинету» подключились более 151 тыс. пользователей ЕПГУ без визита в налоговые инспекции.

Другие услуги еще находятся в реализации, например, заполнение заявления на регистрацию ЮЛ и ИП в режиме онлайн без скачивания специальной программы и отправка с электронной подписью в налоговые органы.

Есть планы предоставить возможность сдачи налоговых деклараций через ЕПГУ. Мы думаем, что это поможет малому бизнесу и ИП до конца закончить переход на представление налоговой отчетности в электронном виде и приблизить показатель к 100%.

Кстати, а кто эти оставшиеся несколько процентов, которые до сих пор сдают декларации не в электронном виде?

Татьяна Матвеева: Это те, кто по каким-то причинам не хочет или не может сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Приходят сами в инспекцию или отправляют по почте. Законодатель не принимает поправки изменений в Налоговый кодекс о принудительном переводе всех налогоплательщиков на представление налоговой отчетности в электронном виде, поскольку это ущемляет права тех предпринимателей, кто не может воспользоваться современными технологиями по каким-то причинам.

Ясно. Возвращаемся к планам…

Татьяна Матвеева: Мы продолжаем развивать свои сервисы на сайте ФНС. Как я уже ранее говорила, например, личные кабинеты будут интегрироваться с другими сервисами, образовывая «единую точку входа».

С принятием Федерального закона 347-ФЗ, который закрепил официальный статус «личного кабинета налогоплательщика», мы смогли предоставить возможность налогоплательщикам – физическим лицам использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись.

С середины прошлого года пользователи могут бесплатно получить усиленную неквалифицированную электронную подпись и с ее помощью подавать в электронном виде такие документы, как заявление на зачет/возврат переплаты из бюджета, заявление на предоставление налоговой льготы, уведомление о выборе льготного объекта, сообщение о наличии объектов имущества и/или транспортных средств, уведомление об использовании «личного кабинета» и другие документы.

Подпись называется неквалифицированной, это означает, что она подходит только для взаимодействия с налоговыми органами, причем только для физических лиц и только через личный кабинет. Конечно, усиленные квалифицированные подписи (СКЭП), которые выдают удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи России, налоговая тоже принимает, но как мы с вами ранее говорили, проблема в том, что немногие физические лица имеют такую подпись. Для них неквалифицированная подпись – прекрасная возможность осуществлять юридически значимый документооборот с налоговыми органами.

Таким образом, не так давно произошли кардинальные изменения личного кабинета. А в планах ФНС возможно дальнейшее расширение перечня документов, направляемых в рамках личного кабинета. Все это касается только физических лиц, как раз той категории граждан, которым сложно управляться с электронной подписью и средствами защиты информации.

Должен ли пользователь для получения неквалифицированной подписи снова прийти в инспекцию?

Татьяна Матвеева: Все пользователи нашего ЛК для регистрации уже лично посещали инспекцию или прошли личную идентификацию при подключении к ЕПГУ, так что они уже идентифицированы в системе. Усиленная неквалифицированная подпись формируется в рамках самого кабинета без повторного посещения инспекции. Пользователю предлагается два решения: установить средства криптозащиты на его компьютер или хранить ключ электронной подписи в защищенном хранилище ФНС (так называемая «облачная» подпись, которая не требует установки СКЗИ на компьютер пользователя).

Есть одно ограничение, как я ранее сказала, - нигде за пределами личного кабинета пользоваться такой подписью нельзя. Ее смысл в том, что мы взаимодействуем с налогоплательщиком в рамках нашей доверенной среды. Также как банки взаимодействуют с клиентами через смс-подтверждение. Это тоже некоторая доверенная среда и ее никуда в другое место не перенесешь.

Безусловно, это хорошо с одной стороны, но с другой - неудобно. Теряет смысл идея того, что у тебя есть электронная подпись (идентификатор), который может подтвердить твою личность везде. Электронную подпись ведь изначально придумали как универсальную среду идентификации, взамен «мокрой» собственноручной подписи. Купить ее и использовать оказалось не слишком удобно для физлица. Не все государственные органы признают документы с электронной подписью и требуют бумажный оригинал.

Мы зачастую получаем от налогоплательщиков предложения не усложнять оказание госуслуг и где-то отказаться от электронной подписи. Но мы как орган власти работаем в рамках требований регуляторов, нас проверяют ФСБ и ФСТЭК. Поэтому мы соблюдаем все правила и оказывать госуслуги без подписи не можем.

Возможно, когда ФМС и Минкомсвязь проработают идею с электронным паспортом, нас ждет большой прогресс. У людей появится единый ключ, который его идентифицирует и откроет ему все замки электронных юридически значимых услуг.

Возвращаясь к вопросу о перспективах – мы будем работать над совершенствованием сервисов сайта. Планируется расширение функционала Личных кабинетов юридического лица и индивидуального предпринимателя в части возможности регистрации контрольно-кассовой техники, а также перспектив интеграции программного обеспечения, реализующего функции контроля и регистрации ККТ, с Личными кабинетами.

Каковы ваши планы относительно развития мобильных приложений?

Татьяна Матвеева: В ближайшем будущем мы выпустим мобильное приложение «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» для iOS и Android.

Самая большая проблема в мобильных приложениях опять же – с электронной подписью. Вся радость в личных кабинетах – когда ты подключаешься к ним с помощью СКЭП. Тогда с налоговыми органами можно обмениваться юридически значимыми электронными документами. Поэтому сейчас в мобильном приложении можно посмотреть сведения о себе, но для более широкого использования – есть нюансы.

Также достаточно давно мы разработали приложение для iPad, с помощью которого можно подавать заявление для госрегистрации физлиц в качестве ИП. Оно пользуется определенным спросом, но регистрация - это разовая история.

Каковы планы в этом направлении?

Татьяна Матвеева: Планов на 2016 год, кроме приложения Личного кабинета для ИП, пока нет, т.к. произошло секвестирование бюджета. Была идея сделать приложение для личного кабинета физлица с тем же функционалом, который есть на сайте, но придется немного отложить планы. Декларацию с помощью мобильного устройства вряд ли удобно будет заполнять, но остальные функции можно будет использовать.

Какая функция ЛК наиболее востребована?

Татьяна Матвеева: Самая востребованная – это оплата налогов (начислений и задолженностей). Около 9 млрд рублей с помощью ЛК в электронном виде было оплачено в 2015 году.

У меня был небольшой долг по налогам, и я на днях его решил оплатить. Но выяснилось, что моего банка (Райффайзенбанк) среди партнеров ФНС нет. А чтобы оплатить через другие банки – надо иметь в них счет… Я знаю о вашем требовании к банкам – принимать платежи без процентов – и вижу, что за последние годы количество ваших банков партнеров не увеличивается. Нет ли возможности как-то упростить процесс оплаты для клиентов других банков?

Татьяна Матвеева: Вообще-то, число банков-партнеров продолжает расширяться. В 2015 году соглашения с нами заключили 11 банков, и еще 1 банк в 2016. Другой вопрос, что заключить соглашение – это одно, а подготовить сервис для интеграции с оплатой из Личного кабинета – другое. Так что количество соглашений у нас увеличивается быстрее, чем число иконок для оплаты в сервисе. Тут все зависит от банков.

Проблема в том, что налоговые органы не могут принимать просто платежи с карты, т.к. нам надо, чтобы банк передавал все реквизиты платежа. Налоги есть федеральные, региональные и местные. Надо все правильно разносить по счетам, чтобы деньги шли в соответствующие бюджеты – федеральный, региональный и местный. Если бы был один счет – огромный общий счет – и все бы деньги поступали именно туда, то и проблем бы не было. А так получается, что мы должны разделить эти деньги по конкретным видам налогов, по конкретным регионам и счетам. Еще необходимо понять, что вы заплатили за что-то конкретное – за машину, за квартиру… и в лицевом счете гражданина отнести эти деньги правильно, понять, что был погашен именно этот налог. Поэтому налогоплательщик должен совершать платежи именно в рамках онлайн-банкинга. Получается, что это не просто сумма, а еще и множество к ней реквизитов.

Также оплата налогов согласно законодательству осуществляется без комиссии. Для этого мы и заключаем соглашения с банками. Но банки, к сожалению не всегда готовы подключаться к беспроцентной оплате.

Сравниваете ли вы себя с налоговыми службами других стран (в частности, стран лидеров рейтинга ООН по электронному правительству)? Как оцениваете положение ФНС России относительно них?

Татьяна Матвеева: Изучение международного опыта играет большую роль в деятельности ФНС России. Для нашей Службы важно понимать наше место в сравнении с ведущими налоговыми администрациями мира.

ФНС России взаимодействует с рядом международных организаций, в том числе и по вопросам развития услуг налогоплательщикам. Мы сравниваем наши успехи с другими странами, например, используя доклады Форума по налоговому администрированию ОЭСР из серии Tax Administration Series, а также по линии Европейской организации налоговых администраций. В настоящее время рейтинг ООН по электронному правительству не входит в число инструментов сравнения.

В целом, успехи ФНС России в сфере внедрения информационных технологий высоко оцениваются мировым налоговым сообществом. Служба занимает одно из ведущих мест в мире по развитию электронных услуг налогоплательщикам.

Налоговые службы разных стран сложно сравнивать из-за существенных различий в налоговом законодательстве и ретроспективы исторического развития. Мы точно можем сказать, что альтернативы такого сервиса, как личный кабинет налогоплательщика, который создан на сайте ФНС, практически ни у кого нет. Когда иностранные коллеги знакомятся с этими возможностями, то дают высокие оценки нашим разработкам. Одной из причин успешного развития личного кабинета в России является тот факт, что ФНС администрирует федеральные, региональные и местные налоги. Поэтому мы в личном кабинете можем налогоплательщику показать все интегральные показатели его расчетов с бюджетом. В ряде других стран налоговые службы администрируют только часть налогов, к примеру, в США федеральная служба собирает только федеральные налоги, а региональные и местные собирают иные органы внутри штатов. С другой стороны у иностранных коллег есть иные очень удобные электронные сервисы, которые пока нет возможности реализовать у нас. В том числе в ряде случаев это связано с отсутствием массового наличия электронных подписей у граждан. В тех странах, где электронная подпись выдается по умолчанию всем гражданам страны, многие вещи делаются легко и непринужденно в электронном виде.

Я надеюсь, к 20 году вообще не придется ходить в инспекции ногами… А если и придется, то не будет привязки к конкретной инспекции.

Татьяна Матвеева: Когда нам говорят об экстерриториальности, мы отвечаем – да. Мы к этому идем, прорабатываем соответствующие бизнес процессы и ведем разработку наших информационных систем.

Но и тут есть нюанс – не все вопросы возможности внедрения принципов экстерриториальности лежат только в технологическом плане, нельзя не учитывать вопрос численности инспекций и возможностей залов приема. Когда есть жесткое закрепление граждан к инспекции по месту постановки на учет (по месту прописки), мы понимаем, что потенциально в эту инспекцию может прийти столько-то людей. Исходя из этого делается расчет в нагрузке на инспекцию: нужно столько-то окошек приема, столько-то инспекторов. А если любое количество посетителей может прийти в любую инспекцию, то мы можем столкнуться с непрогнозируемыми пиками посещения. К примеру, летом в Сочи граждане решат, имея свободное время, привести свои дела в порядок, будет наплыв посетителей в инспекцию. И невозможно сказать – много их будет или не очень, будут образовываться неприемлемые очереди или нет. И если с курортными городами еще что-то можно прогнозировать, то по иным инспекциям могут быть наплывы, всплески, которые практически невозможно предусмотреть заранее.

Если 99% услуг уйдет в электронный вид, тогда, наверное, этой проблемы не будет. Но пока налогоплательщики, особенно пожилые, любят прийти в инспекцию, с экстерриториальностью будут сложности. Не столько технические, сколько сложно будет гарантировать единое качество обслуживания в конечной точке.