2016/01/27 09:40:14

Интервью с председателем совета директоров Группы компаний SearchInform Львом Матвеевым

В 2015 году стартовали продажи нового решения WorkTime Monitor для контроля работы сотрудников компаний. О том, каковы перспективы рынка ПО для учета рабочего времени пользователей, на какие компании ориентирован продукт и какие результаты приносит, рассказывает Лев Матвеев, председатель совета директоров Группы компаний SearchInform (СёрчИнформ).

Лев Матвеев: Рынок средств контроля рабочего времени сильно вырастет уже к 2018 году

На российском рынке представлено большое количество решений для мониторинга рабочего времени сотрудников. Почему вы решили выпустить подобный продукт?

Лев Матвеев: Наша компания с 1995 года занималась поиском среди неструктурированных данных, а с 2006 года предлагает комплексные решения в сегменте DLP (Data Leak Prevention). DLP-системы ориентированы на крупные корпорации и отличаются достаточно высокой стоимостью. Внутри Контура информационной безопасности SearchInform уже имелся модуль контроля рабочего времени. Мы решили выделить его в отдельный продукт, который будет доступен не только крупным корпорациям, но также представителям малого и среднего бизнеса.

WorkTime Monitor главным образом ориентирован на компании с количеством компьютеров от 20 до 50, хотя среди клиентов уже сейчас есть организации с количеством от 100 до нескольких тысяч ПК.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.3 т

При этом я бы сказал, что на рынке представлено не так много качественных решений. Имеется большое количество разработок, обладающих недостаточными возможностями, без гарантированной поддержки и развития.

Чем WorkTime Monitor принципиально отличается от существующих решений?

Лев Матвеев: Представленные на рынке решения сильно отличаются друг от друга. Сравнивая многие из них с нашей разработкой, я бы сказал, что они значительно отстают. Например, на данный момент практически никто не предлагает связку возможностей:

  • автоматический анализ и оповещения о нарушениях;
  • подсчет времени использования программ и сайтов с точностью до секунды;
  • разделение приложений на «продуктивные» и «непродуктивные» для сотрудников, различной специализации;
  • гибкие настройки прав доступа, оповещений;
  • показ онлайн-активности по сотрудникам: присутствуют/отсутствуют на рабочем месте;
  • анализ установленного оборудования и программ;
  • функция онлайн-просмотра экрана ПК сотрудника;
  • возможность перехода к полноценной DLP-системе (переход на КИБ SearchInform без потери данных, собранных WTM).

Предмет отдельной гордости – техническая поддержка WorkTime Monitor. Мы практикуем «человеческую поддержку» уже на стадии тестирования. Т.е. за каждым клиентом закрепляется менеджер внедрения, который поможет с установкой и настройками, проведет онлайн-обучение в удобное для клиента время и ответит на вопросы в срок не позже чем через сутки.

Клиент вместе с программой получает весь опыт наших менеджеров, которые сталкивались с множеством нетривиальных проблем и могут предложить готовое решение, отработавшее в схожей по сфере деятельности организации.

Как вы оцениваете объем рынка систем мониторинга рабочего времени? Какую динамику он показывает?

Лев Матвеев: Я считаю, рынок систем мониторинга рабочего времени на сегодняшний день в России еще не сформирован. Да, кризис спровоцировал активность клиентов, показав, что повышение эффективности работы сотрудников – это необходимость, а не блажь. Но это понимание во многих компаниях только зарождается.

При этом с точки зрения потенциальной возможности использования, системы контроля времени полезны практически на каждом компьютере в каждой компании – а это десятки миллионов станций.

По мере того, как руководители и владельцы бизнеса будут все больше ценить свои активы – а в текущих экономических условиях это происходит стремительно – системы контроля рабочего времени будут демонстрировать рост спроса.

Появление толковых решений также расширяет рынок в десятки раз – точно также как выгодные и удобные авиаперелеты увеличивают популярность отдыха в отдаленных странах. Учитывая текущее положение дел, думаю, рынок сильно вырастет уже к 2018 году.

Расскажите об оценке эффективности работы сотрудников? Отличается ли она для разных продуктов в данном сегменте?

Лев Матвеев: Функциональность систем мониторинга рабочего времени сильно отличается, поэтому и методики оценки значительно разнятся. Приведу примеры: некоторые решения конкурентов отслеживают и считают время работы сотрудника за компьютером. При этом не разделяют программы на полезные и непродуктивные, не дают по-разному настроить «продуктивность» программ для бухгалтерии, сейлов и, например, программистов. Это же совершенно разные сотрудники, с различными задачами, используемыми ресурсами и приложениями.

Но главное – в них нет аналитики и автоматизированных оповещений о нарушениях. Получается, при большом количестве сотрудников, нужно нанимать для отсмотра скринов целый штат специалистов. WorkTime Monitor реализован с учетом этих задач и позволяет силами одного сотрудника анализировать данные по сотням рабочих станций.

WorkTime Monitor отслеживает, когда и какое приложение было запущено пользователем, проверяет действительно ли в нем ведется работа, или сотрудник просто ушел на перекур. Существует система определения «полезности» приложений, на основе которой программа оповещает о нарушениях трудовой дисциплины. Например, если работник проводит слишком много времени на развлекательных сайтах или играет на работе. Администратор может сам задать настройки или воспользоваться предустановленными группировками.

В системе можно оценить эффективность работы специалиста при помощи аналитических отчетов. Они отражают продолжительность рабочего дня за ПК, время активной работы, эффективность сотрудников, опоздания, время простоя и так далее. Например, руководитель может отслеживать выполнение того или иного показателя работы: звонки sales-менеджера или сотрудника call-центра, работа менеджера технической поддержки с запросами и прочее.

Если же работодателю нужны подробности по действиям недобросовестного сотрудника, в состав WorkTime Monitor входят модули для создания снимков экрана и прослушивания разговоров. Система перехватывает данные нажатия клавиш, а также информацию, копируемую в буфер обмена.

Вашим продуктом уже пользуются российские компании? Есть интересные кейсы, которыми можно поделиться?

Лев Матвеев: WorkTime Monitor вышел на рынок в феврале прошлого года, за это время систему приобрели 526 компаний. Клиенты периодически рассказывают нам о результатах работы: в частности, одной компании система помогла найти «не чистого на руку» менеджера по продажам.

Началось с того, что администратор системы отметил высокую активность в Photoshop. Возник резонный вопрос: зачем сейлу Photoshop? При проверке оказалось, что он «накладывал» печать конкурентов на поддельные коммерческие предложения с намеренно заниженной ценой. Представлял их начальству и требовал скидку, «иначе клиент уйдет к конкурентам». Предварительно с клиентом оговаривалось, что часть скидки вернется менеджеру в виде отката. В итоге компания рассталась с недобросовестным менеджером и перестала терять деньги.

Другой пример – бухгалтер одного из клиентов подозрительно много времени проводила на сайте Webmoney.ru. Оказалось, она играет на курсах валют, при этом оперирует суммами в десятки тысяч долларов. При ее заработке этих денег в свободном доступе у сотрудницы быть просто не могло, руководитель заподозрил использование корпоративных счетов. Заказчик принял решение расстаться с ненадежным специалистом.

Некоторые клиенты после анализа рабочего времени сотрудников начинают задумываться о внедрении систем обучения в компании. WorkTime Monitor помогает понять не только сколько человек работал, но также показывает, имеете вы дело с лентяем или человеку необходимо повышение квалификации.

Так все же основная задача WorkTime Monitor – следить за эффективностью сотрудников или за информационной безопасностью?

Лев Матвеев: Результаты в сфере безопасности – это, безусловно, полезный, но дополнительный эффект. Основное, конечно – это дисциплина. WorkTime Monitor позволяет выявить реальную загрузку сотрудников, узнать, какие сотрудники отдела действительно работают, а какие приходят в офис попить чаю и поиграть в танки.

Знаете, «вирус лени» очень опасен. Сотрудник, который все время отдыхает, разлагает коллектив. Все остальные, рано или поздно, начинают думать: «А чем я хуже?» и производительность труда снижается у всего отдела. При необходимости в сокращениях – это вовсе незаменимый инструмент, так как позволяет найти действительно слабое звено и не уволить добросовестного сотрудника вместо лентяя.

Тут важно отметить, что клиент может бесплатно попробовать продукт на протяжении 21 дня. При этом наши специалисты помогают с установкой и настройками, проводят полноценное обучение, в результате многое можно узнать о своих сотрудниках еще до покупки лицензий и понять, какую пользу принесет компании такая система.

Какие категории компаний, в первую очередь, заинтересованы в решениях для мониторинга работы сотрудников? Какие категории сотрудников должны быть включены в списки наблюдения?

Лев Матвеев: Если говорить об опыте продаж 2015-го года, то на ведущие позиции выходят розничная торговля, услуги, строительство и производство, а также банки. Однако мы сознательно не продвигали WorkTime Monitor среди крупных компаний, хотя кризис уже создал спрос на это решение со стороны крупных игроков.

Что касается сотрудников, системы контроля нужно ставить на компьютеры всего персонала без исключения. Неважно, много ли человек получает денег и какая у него должность – нужно следить за тем, чтобы «сторонние активности» не выходили за грани допустимого, повышать дисциплину труда.

Кроме этого отслеживание активности необходимо для сохранения репутации компании: возмутительные записи и фото сотрудников в соцсетях, связанные с рабочим процессом, негативные отзывы, которые затем тиражируются в СМИ – такое происходит все чаще и, как правило, посты выходят в рабочее время.

Еще аргумент в пользу контроля рабочего времени – перераспределение нагрузки сотрудников: руководитель может анализировать, кого догрузить работой, а с кого из работников снять некоторые обязанности.

Интегрируется ли ваше решение с DLP системами? Есть ли для этого открытые интерфейсы?

Лев Матвеев: Интеграции со сторонними продуктами нет, потому что SearchInform сама предлагает все необходимые инструменты для защиты от утечек. Мы в определенном смысле создавали WorkTime Monitor, чтобы вырастить себе клиентов на более комплексную систему DLP.

На данный момент уже виден интерес со стороны компаний, использующих WorkTime Monitor, к внедрению DLP. Некоторые видят необходимость сразу, другим компаниям нужно сначала вырасти до размеров в 70-80 компьютеров. По нашим оценкам, ожидаемый переход на технологии DLP с системы мониторинга рабочего времени будет составлять порядка 20%.