Содержание |
Основная статья: Экономика России
Список госкорпораций России
- Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
- Государственная корпорация "Ростех"
- Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий"
- Государственная корпорация "ВЭБ.РФ"
- Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов
- Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"
- Государственная корпорация по организации воздушного движения
Цифровизация
Основная статья: ПО в госкомпаниях России
Закупки госкомпаний
Основная статья: Закупки госкомпаний
История
2022: Падение прибыли госкомпаний на 52% до 2,14 трлн рублей
В 2022 году суммарная прибыль российских компаний с государственным участием составила 2,14 трлн рублей, что на 52% меньше, чем годом ранее. Об этом 10 мая 2023 года сообщило издание РБК со ссылкой на данные Росстата.
Речь идет о сальдированном финансовом результате (прибыли прибыльных минус убытки убыточных) акционерных обществ в федеральной собственности. Учитываются компании, где Федерация владеет более чем 25% акций или обладает специальным правом на участие в управлении («золотой акцией»), то есть такие, как «Газпром», РЖД, «Алроса», «Россети», ВТБ, Сбербанк, «РусГидро», «Роснефтегаз», «Аэрофлот» и другие. К концу 2022 года насчитывалось 507 акционерных обществ в федеральной собственности (годом ранее — 646), следует из данных Росстата. Примерно две трети госкомпаний завершили 2022 год с чистой прибылью.
Среди акционерных обществ с госучастием лидерами по прибыли стали компании, работающие в секторах оптовой и розничной торговли, а также ремонта автотранспортных средств и мотоциклов. Их сальдированная прибыль составила около 1 трлн рублей, что при этом в три раза меньше итогов 2021 года. Вместе с тем, по данным Росстата, крупные и средние организации, в том числе и госкомпании, но без госучреждений, потеряли в 2022 году до 12,6% прибыли из-за влияния санкций. Так, по итогам года она составила 25,93 трлн рублей.
По словам заведующего научно-исследовательской лабораторией анализа институтов финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС Александра Абрамова, динамику доли госсектора в экономике в 2022 году можно будет отследить после обнародования отчетности компаний. По мнению опрошенных изданием экспертов, доля госсектора, в котором преобладают ТЭК, железные дороги, банки, будет снижаться, если будут расти альтернативные секторы, где государство присутствует меньше.[1]
2021: Как росла доля государства в экономике России за последние годы. График
Доля государства в экономике России в 2021 году достигла 56,23% против 51,06% годом ранее. Такие данные в мае 2023 года привел институт прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.
Как отмечает РБК, доля госсектора в ВВП по итогам 2021 года оказалась максимальной с 2000 года. При этом данные других организаций — МВФ, ОЭСР, Всемирного банка, ФАС — давно не обновлялись, сообщило издание в мае 2023 года. По состоянию на 2019 год их оценки размера госсектора составляли от 33 до 70% ВВП, добавляет РБК.
Основным источником роста масштабов государственного сектора за 2021 год стали компании с государственным участием. Их вклад в ВВП вырос с 34,6% в 2020 году до 41,9% в 2021-м, что является рекордным ростом, а доля сектора госуправления и унитарных предприятий снизилась. Компании с госучастием являются наиболее волатильным элементом вклада госсектора в экономику: через их показатели проявляется нестабильность внешних сырьевых рынков, отмечают эксперты РАНХиГС.
Отраслевое распределение показывает, что госсектор охватывает существенное количество отраслей экономики России, причем как по выручке, так и по активам, что, в свою очередь, дополнительно свидетельствует об обширности его присутствия. На основе данных базы Orbis (охватывает сведения о 370 млн частных и публичных компаний по всему миру) эксперты РАНХиГС выяснили, что в среднем за 2012–2020 гг. доля 26% по выручке приходилась на транспортно-логистический сектор, 20% — на производство, 15% — на добычу полезных ископаемых. По активам доля 53% приходится на финансовый сектор.ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября
По их мнению, для резкого сокращения доли госсектора в экономике нужны серьезные сдвиги в ее структуре. Государственные компании преобладают в крупных отраслях — ТЭК, железные дороги, банковский сектор. Эти отрасли имеют циклический характер: когда цены на нефть растут, растет и доля государственной собственности в ВВП. Если будут расти альтернативные секторы, где государство присутствует меньше, то его доля будет снижаться, прогнозируют специалисты.[2]
2020: Утверждены рекомендации по показателям эффективности госкорпораций
29 декабря 2020 года РИА Новости сообщили о том, что премьер-министр Михаил Мишустин утвердил рекомендации по ключевым показателям эффективности (КПЭ) для оценки работы госкорпораций и институтов развития.
КПЭ будет десять, их распределят на две группы: финансовые, характеризующие прибыльность организации, а также отраслевые, связанные с национальными целями развития. При этом «удельный вес» каждого показателя составит не менее пяти процентов.
К первой категории кабмин рекомендовал отнести коэффициенты рентабельности инвестированного или собственного капитала, динамику выручки, доход акционеров. Ко второй — количество созданных рабочих мест, объем привлеченных инвестиций, вклад в несырьевой неэнергетический экспорт и бюджетную эффективность. В эту группу можно включить специализированные КПЭ, такие как бесперебойность и безопасность предоставления услуг.
Отраслевые показатели эффективности для каждой организации определит ее руководящий орган по согласованию с профильными министерствами и ведомствами.
Учитывая специфику деятельности, компании планируют поделить на четыре категории, чтобы рассчитывать КПЭ отдельно для каждой структуры: действующие на конкурентном рынке, естественные монополии и инфраструктурные организации, финансовые компании, институты развития.
Как отмечается на сайте правительства, от достижения КПЭ будет зависеть в том числе вознаграждение топ-менеджеров.
Решение о внедрении показателей эффективности приняли в продолжение реформы институтов развития. О ее старте Михаил Мишустин объявил 23 ноября 2020 года. Цель — сделать институты более продуктивными и переориентировать их на достижение национальных целей развития, утвержденных президентом[3].