Основная статья: Экономика Японии
2024
Резкое сокращение доли Японии на рынках автомобилей в странах Азии
Китайские автопроизводители обходят некогда непревзойденных японских конкурентов. Бренды, включая Toyota, Honda и Nissan, теряют свою долю с угрожающей скоростью.
Япония запретила экспортировать в Россию станки с программным управлением
В феврале 2024 года Япония запретила экспортировать в Россию станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Соответствующий документ опубликован на сайте Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Подробнее здесь.
Начало перенаправления основного экспорта с Китая на США
2023
Пятое место по экспорту ($0,79 трлн)
Незначительный рост экспорта товаров
Товарооборот России и Японии за финансовый год снизился на 42%
Товарооборот России и Японии за 2023 финансовый год, который завершился 31 марта 2024-го календарного, снизился чуть более чем на 42% и составил 1,3 трлн иен ($8,4 млрд по курсу на момент публикации материала — 17 апреля 2024 года).
Как сообщает ТАСС со ссылкой на статистические данные Министерства финансов Японии, в 2023 фингоду из этой страны в Россию поступили товары на сумму, которая на 35% меньше показателя годичной давности. Импорт продукции из РФ в Японии также снизился — на 44,3%.
При этом импорт зерновых из Японии в Россию 2023 финансовом году увеличился на 41,8%. В то же время за март 2024 года этот показатель снизился на 94,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
Сообщается, что в 2023 финансовом году импорт морепродуктов из Японии в Россию сократился на 5,5%, однако в марте 2024 этот показатель вырос на 43,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В 2023 финансовом году Япония также сократила импорт из РФ овощей на 59,2% и фруктов на 99,3%.
По данным японского Минфина, поставки легковых автомобилей из Японии в РФ в 2023 финансовом году упали на 7%. При этом экспорт автобусов и грузовых автомобилей снизился на 55,1%, а поставки запчастей и комплектующих - на 34,9%. В то же время в марте 2024 года экспорт легковых автомобилей из Японии в РФ сократился на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Поставки автобусов и грузовиков при этом, как и годом ранее, отсутствовали полностью, а экспорт запчастей и комплектующих сократился на 37,4%.
Спад товарооборота между Японией и Россией вызван как экономическими ограничениями, так и геополитическими факторами, такими как введение санкций и изменение торговой политики.[1]
Экспорт автомобилей из Японии в Россию сократился второй год подряд
В 2023 году экспорт легковых автомобилей из Японии в России составил 212 тыс. штук, снизившись на 3,7%. Годовое падение оказалось вторым подряд. Об этом свидетельствуют данные японского министерства финансов, которые были обнародованы в январе 2024 года. Подробнее здесь.
Объем экспорта Японии в Россию сократился на треть
Товарооборот между Россией и Японией в 2023 году снизился на 45,3% в сравнении с 2022-м и составил 1,43 трлн иен, или $9,6 млрд по курсу на момент публикации материала (24 января 2024 года). Подробнее здесь.
Снижение импорта СПГ
Среднеквартальный дефицит торгового баланса $35 млрд
Прошли те славные времена, когда Япония была чистым экспортером, а в 2023 г страна имеет среднеквартальный дефицит торгового баланса на уровне $35 млрд по сравнению с условной нормой профицита $20-25 млрд с 1995 по 2010 года.
Рост цен на сырье, потеря конкурентоспособности высоко технологического экспорта из-за развития Китая, Южной Кореи и Тайваня, низкая рентабельность экономики и жесткие ограничения на рынке труда – все это в совокупности ограничило экспортный потенциал.
Причем, что самое важное – обвал иены никак не помог (пара USD/JPY выросла на 50% с декабря 2020), а экспорт товаров и услуг находится на том же уровне (около 225 млрд за квартал), хотя глобальный спрос за 2.5 года ощутимо вырос, писал Spydell Finance.
Диагноз для экспортной части экономики Японии – безнадежна, т.к. более комфортные условия, чем в это время вряд ли будут в среднесрочной перспективе.
В 3 кв 2022 дефицит торгового баланса Японии достиг исторического антирекорда – $52.4 млрд за счет высокой стоимости сырья (Япония является чистым импортером практически всего спектра сырья), но на 2 кв 2023 дефицит торгового баланса снизился до $15 млрд.
В 2016-2017 и в середине 2020 профицит был в основном за счет дешевого сырья. В текущей конфигурации Японии крайне сложно вернуться к профициту торгового баланса: выросла стоимость импорта (не только сырье, но и по всему спектру номенклатуры) и в последние три года Китай очень сильно теснит Японию на привычных рынках сбыта (в особенности экспорт авто).
Япония также имеет среднеквартальный дефицит вторичных доходов на уровне 6-7 млрд. Тогда откуда профицит счета текущих операций, который вырос до $40 млрд в 2кв23, что близко к норме в $40-50 млрд?
Сильно разогнались инвестдоходы, которые выросли до среднеквартальных $65-70 млрд против $55 млрд в 2021 и $48 млрд в 2017-2019. В том числе портфельные инвестиции: среднеквартальный отток резидентов в 2017-2019 был $39.7 млрд, приток (репатриация капитала в Японию) на уровне $1.4 млрд в 2021 и приток $11.3 млрд с 1кв22 по 2кв23. Фиксируется возврат японского капитала с внешних рынков обратно в Японию (продажа активов в долларах, евро и фунтах).
Таким образом инвестиционное поведение японцев противоречит здравой логике.
Сильный разрыв доходности всегда был актуален в Японии (низкая доходность финансовых инструментов в Японии и высокая доходность на внешних рынках), но с марта 2022 разрыв доходности стремительно увеличивался и достиг исторического максимума в октябре 2023, что в рамках адекватной экономической мотивации должно усиливать отток капитала, а происходит его возврат.
2022
Сокращение доли в мировом экспорте товаров до 4%
Страны G7 - основное направление экспорта
Китай - крупнейшее направление экспорта
Сохранение объема экспорта легковых автомобилей
Поставки японских машин с пробегом в Россию за год выросли на 32%
В 2022 году поставки автомобилей с пробегом из Японии в России достигли 213,5 тыс. штук, что на 32% больше, чем годом ранее. Такие данные 13 февраля 2023 года привел официальный представитель Японской ассоциации экспортеров подержанных автомобилей (JUMVEA). По его словам, наибольшим спросом пользуются внедорожники, такие как Toyota Land Cruiser.
"Нам трудно ответить на вопрос о причинах роста спроса в России на японские подержанные машины. Не исключено, что это связано с их в целом хорошим техническим состоянием и малым пробегом", - сообщили ТАСС в JUMVEA.Подробнее здесь
Товарооборот Японии и России вырос на 6,2%, до $19,96 млрд
Товарооборот Японии и России в 2022 году вырос на 6,2%, до 2,56 трлн иен (около $19,96 млрд), несмотря на санкции во время конфликта на Украине.
2021
Второй по размеру торговый партнёр Китая
Восьмой по размеру импортёр в Россию
Импорт угля из России
На 2021 год Россия отправляет большую часть своего угля в Азию, поскольку Европа избегает этого топлива.
Стагнация экспорта в США на фоне бума в других странах Азии
2019
Экспорт компьютерных устройств
Снижение товарооборота с Россией относительно 2014 г.
Влияние торговых ограничений администрации Трампа
2018
Динамика баланса экспорта и импорта с Южной Кореей. График
В 1990 году более 20% корейского экспорта направлялось в Японию, а в 2018 году этот показатель сократился до 5%. Экспорт Японии в Южную Корею был более стабильным и составлял от 6 до 8%.
Рост экспорта японского виски
См. также