Андрей Гурленов, Sitronics Electro: Зарядка электромобилей — процесс, требующий качественного ПО
Электромобиль — гаджет на колесах: следит за состоянием батареи, контролирует зарядку, а бортовой компьютер на некоторых моделях уже конкурирует по мощности с PlayStation. Обычной розеткой тут не обойтись. Для умной машины нужны и умные зарядки, и высокие стандарты обслуживания. Об этом в интервью TAdviser рассказал Андрей Гурленов, исполнительный директор оператора зарядной инфраструктуры Sitronics Electro.
Российский рынок сильно изменился после ухода западных брендов. Как это сказалось на сегменте электротранспорта и зарядной инфраструктуры?
Андрей Гурленов: Если говорить об электрозарядных станциях или ЭЗС, то практически никак не сказалось. Доля иностранных производителей, которые ушли из России, была крайне мала – отечественные компании доминировали в отрасли и год назад. Поэтому можно сказать, что «отряд не заметил потери бойца».
На рынке электромобилей тоже нет зависимости от западных компаний. До февраля 2022 года лишь несколько западных брендов официально поставляли электромобили в РФ. При этом подавляющее большинство машин с электрическими двигателями ввозилось серым способом. В 2022 году параллельный импорт существенно вырос, особенно на фоне низкого курса доллара. К тому же открылись отечественные производства электромобилей и официальные салоны китайских автопроизводителей.
Подводя предварительные итоги года, можно сказать, что рынок электромобилей продолжил свой органический рост, а рынок зарядной инфраструктуры совершил большой рывок вперед за счет программы субсидирования установки зарядных станций мощностью от 149 кВт.
Как ситуация на рынке повлияла на компанию Sitronics Electro? Изменились ли приоритеты и направления бизнеса после февральских событий?
Андрей Гурленов: Sitronics Electro рассматривает текущую ситуацию как большое окно возможностей. Рынок продолжает расти, при этом его стимулируют дополнительные меры государственной поддержки.
Как выстраивается бизнес в сегменте ЭЗС?
Андрей Гурленов: Здесь существует несколько ролей. Первая — это владелец локации. Это владельцы торговых и бизнес-центров, АЗС, ресторанов, а также государственные собственники улично-дорожной сети. Для коммерческих владельцев главная выгода от размещения ЭЗС — конверсия от дополнительного трафика клиентов. Согласно исследованиям, около 80% клиентов ЭЗС во время зарядки делают покупку в придорожном магазинчике или кафе. При этом средний чек покупки выше средней стоимости зарядной сессии.
Вторая роль — производитель зарядных станций. Такая компания несет гарантийные обязательства, но обслуживание и постгарантийный ремонт ложатся на оператора.
Третья роль — владелец ЭЗС. Это компания-инвестор, покупатель зарядной станции.
Четвертая роль — оператор ЭЗС. Это компания, которая эксплуатирует зарядные станции и обеспечивает их бесперебойную работу.
И, наконец, пятая роль — провайдер ПО, управляющего зарядом. Это компания-разработчик софта, отвечающая за совместимость зарядных станций с серверной частью. Именно серверная часть делает станцию умной — можно удаленно управлять ЭЗС, контролировать ее состояние, снимать статусы, принимать платежи и многое другое.
Почему сегодня операторы зарядных станций все чаще выбирают специализированное ПО для их управления?
Андрей Гурленов: Пионерами внедрения электрозарядной инфраструктуры были крупные торговые центры. Когда-то они установили на своих территориях зарядные станции, не подключенные к ПО, но постепенно начали понимать, что это неудобно. В таких станциях нельзя удаленно контролировать работу ЭЗС, мониторить ее состояние или управлять нагрузкой. А пользователи без мобильного приложения не могут оперативно найти нужную станцию и проверить ее доступность.
К слову, в нашем софте все эти опции есть. А ещё скоро появится функция бронирования ЭЗС — удаленной постановки в очередь на зарядку электромобиля.
Надеюсь, участники рынка электротранспорта поймут, что неуправляемая зарядная инфраструктура становится бесхозной и необслуживаемой, превращаясь в металлолом.
Что входит в софт? Какие функции необходимы водителям электромобилей и операторам ЭЗС?
Андрей Гурленов: Ключевой элемент в ПО — серверная часть, которая обеспечивает функциональность всей системы. Серверная часть взаимодействует с зарядными станциями по специальному протоколу OCPP (Open Charge Point Protocol). Точная реализация этого протокола очень важна — серверная часть должна не просто поддерживать протокол, но и максимально качественно отрабатывать все команды.
С 2023 года Sitronics Electro планирует переходить на новую версию протокола OCPP 2.0.1, которая более функциональна и, следовательно, удобна для водителя (например, она может идентифицировать электромобиль по порту).
Однако софт становится цельным только тогда, когда его функционалом может управлять обычный водитель.
В случае с зарядным бизнесом необходимы два интерфейса — веб-система управления и мобильное приложение для водителей. С помощью веб-системы администратор может удаленно управлять ЭЗС, получать данные о статусе станции, контролировать платежи, формировать аналитику и многое другое. А приложение поможет водителю заранее узнать статус станции, проложить к ней маршрут, а затем запустить и оплатить зарядку.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Что Sitronics Electro предлагает клиентам?
Андрей Гурленов: Компания Sitronics Electro, входящая в Sitronics Group, — российский оператор зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Мы помогаем строить зарядные станции по всей стране, самостоятельно разрабатываем мобильное приложение Sitronics Electro для водителей, а также софт для управления зарядными станциями. К слову, уже сейчас приложение Sitronics Electro предустанавливают на некоторых электромобилях.
Если обобщить, мы предлагаем всем владельцам ЭЗС поручить полный спектр эксплуатации нам. Есть всего несколько компаний на рынке, которые не только разрабатывают собственный софт, но и предоставляют поддержку в режиме 24/7, а также имеют достаточный штат полевых инженеров для выезда на места в регионах. И мы входим в число таких компаний.
Есть ли у вас планы по выходу на зарубежный рынок? Необходимо ли кастомизировать софт, в зависимости от запросов электромобилистов и бизнеса в той или иной стране?
Андрей Гурленов: Недавно платформа Sitronics Electro стала облачной — это позволило подключать неограниченное количество банков-эквайеров и СМС-шлюзов для разных операторов связи. Благодаря этому уже удалось запустить тестовую эксплуатацию платформы в трех странах одновременно. Запросы электромобилистов во всех странах примерно одинаковы, поэтому нет необходимости писать отдельный софт под каждую страну.
На ваш взгляд, какие проблемы стоят перед рынком электротранспорта в России? Можно ли надеяться на то, что необходимая инфраструктура для электромобилей будет создана в обозримом будущем?
Андрей Гурленов: По данным Минэкономразвития, на 30 ноября 2022 г. в России было зарегистрировано 23,4 тыс, электромобилей, их количество увеличивается в среднем на 130 штук в неделю. Учитывая объем рынка, объем инфраструктуры даже опережает текущие потребности. Особенно в Москве.
К тому же есть мнение, что инфраструктура не развита в регионах. Это иллюзия. Мы видим, что многие любители электротранспорта уже довольно комфортно путешествуют по России: с Урала на Запад, из Санкт-Петербурга в Москву, из Москвы в Сочи. Например, трасса до Сочи полностью покрыта зарядными станциями благодаря реализации госпрограммы.
Мы считаем, что в России все есть для развития электротранспорта. Есть важные драйверы: в 2022 г. запущено собственное производство электромобилей — на заводах «Моторинвест» в Липецкой области и «Москвич» в Москве. Если еще несколько лет назад сегмент электромобилей в основном составляли премиальные модели легковых машин, в первую очередь Tesla, то в ближайшее время рынок начнет насыщаться более дешевыми электромобилями различных классов.
Какую форму взаимодействия государства и бизнеса в направлении развития электротранспорта вы считаете наиболее оптимальной?
Андрей Гурленов: На мой взгляд, существующая форма государственно-частного партнерства неплохо отвечает задачам развития электромобилей. Довольно мощный стимул — программа субсидирования установки ЭЗС. Только в 2022 году на эти цели Правительство выделило 1,37 млрд рублей. Кроме того, начали субсидировать лизинговые платежи для электромобилей, произведенных в России.
Помимо того, со стороны государства также хотелось бы увидеть введение субсидий на технологическое присоединение электрических мощностей.
Также отличной практикой могут стать программы выплаты премий водителям за приобретение электромобилей, вне зависимости от способа оплаты машины — лизинг или наличные деньги. Подобные инициативы уже не первый год реализуются в Европе.
Не грозит ли вымирание автотранспорту с двигателями внутреннего сгорания? Не придется ли такие машины отправлять на свалку?
Андрей Гурленов: Вымирание машинам с ДВС точно не грозит ни через 10, ни через 20 лет. Конечно, парк электромобилей будет неуклонно расти, но машины с бензиновыми и дизельными моторами быстро не сдадут позиции. Скорее всего, и после 2040 года останутся автопроизводители, которые сохранят в своих линейках модели с ДВС. Вероятно, именно к этому период количество электромобилей будет превышать число бензиновых и дизельных авто.
Надо учитывать, что на развитие электротранспорта оказывают влияние многие факторы, в том числе доступность энергоносителей. Можно привести в пример Европу, где в 2022 году резко выросла стоимость электроэнергии, что серьезно затормозило рынок электротранспорта.