Андрей Борисов, «АйТеко»:
«1С» – это доступно, всерьез и надолго
В начале 2018 года «АйТеко» получила мультибрендовый партнерский статус фирмы «1С», нечастый в практике работы российского вендора. О том, почему компания решила заняться внедрением отечественных решений и каковы перспективы этого направления, в интервью TAdviser рассказал Андрей Борисов, руководитель центра компетенций «1С» департамента инфраструктурных проектов «АйТеко».
«АйТеко» много лет внедряет решения на основе SAP, Oracle, Microsoft и других иностранных вендоров. Почему решили стать партнером фирмы «1С»? И почему именно сейчас?
Андрей Борисов: Все очень просто – заставил рынок. И дело не только и не столько в импортозамещении, сколько в курсе валют, ограниченном числе разработчиков зарубежных систем и стоимости специалистов, сопровождающих эти системы. Как следствие, многие клиенты смотрят в сторону отечественного программного обеспечения, которого, мягко говоря, пока немного.
Сама фирма «1С» начала развивать корпоративные решения для крупных заказчиков относительно недавно и по той же причине – её вынудили реалии: компании-франчайзи и партнеры стали активно пытаться «приспособить» различные конфигурации «1С» под требования крупных заказчиков. Однако выяснилось, что корпоративный рынок существенно отличается: это сложно, индивидуально, а не «коробочно». Нужна фокусировка на бизнес-процессы и специфику бизнеса, а не на возможности ПО.
Таким образом, речь идет уже не просто о внедрении информационных систем, и даже не об ИТ-проектах, а о бизнес-проектах, в которых ИС – важная, но не основная составляющая. Такие задачи могут выполнить только игроки с опытом решения комплексных проектов, управленческим консалтингом и серьезной ИТ-практикой. На сегодня сложилась нетривиальная ситуация: спрос и рынок есть, а исполнителей мало. И клиенты начинают разворачиваться в сторону «1С» в поисках полноценных команд. Каскадная AI-валидация дефектов кода для оптимизации процесса исправления
То есть, появление практики «1С» – это, в том числе, ответ на запросы со стороны клиентов? Какого рода клиенты наиболее активно интересуются решениями фирмы «1С»?
Андрей Борисов: Это действительно ответ на запросы клиентов – от государственных корпораций и естественных монополий до крупных коммерческих структур. Для мелкого и среднего бизнеса мы (команда «1С» в «АйТеко») интересны мало: слишком глобально, комплексно, что в данном секторе избыточно, а потому дорого. Да мы и не гоняемся за информационно-технологическим сопровождением – это не наш бизнес. Наш персонал достаточно высоко квалифицирован для выполнения проектов полного цикла: от методологической части (методик планирования, бюджетирования, учета, проектирования процессов) и кастомизации конфигураций до опытной эксплуатации и помощи клиентам при внедрении: развертывании, настройке, обучении.
За спиной команды есть даже опыт создания конфигураций с нуля, когда типовых решений на рынке просто не существовало, а решение было нужно здесь и сейчас. Тогда бралась «чистая платформа», и разрабатывалась совершенно уникальная конфигурация, единственная в своем роде, на БСП (библиотека стандартных подсистем – набор подсистем для конфигураций на платформе «1С: Предприятие»). Между прочим, она до сих пор успешно работает и получает призы.
Если говорить про секторы экономики, то это и логистические компании, и ритейл, и пищевая промышленность, и машиностроение. Последние две отрасли «пришли» в «АйТеко» вместе с командой, которая состоит из трех групп специалистов с солидным опытом:
- работы в машино- и автомобилестроении, судостроении;
- автоматизации крупных предприятий пищевого сектора, в том числе молочных и мясоперерабатывающих производств, специализированных сетей (с низкотемпературной транспортировкой, 2500 точек развоза, в каждом городе РФ численностью более полмиллиона человек, «скоропортом», а поэтому очень точным и сложным планированием);
- автоматизации государственных услуг и органов исполнительной власти.
Каков ваш прогноз относительно динамики спроса на продукты «1С» со стороны крупного бизнеса?
Андрей Борисов: Мне не очень понятен термин из прошлого века – «продукты 1С». Это что-то из серии «коробка», и не важно какая: «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и управление персоналом», «1С: ERP», «1С: Управление холдингом» или какая-то другая. Это не продукты, а номенклатура конфигураций. Для аналогии: что есть продукт банка – счета клиента или услуги ипотечного кредитования, автокредитование, приумножение капитала клиентов за счет депозитов и инвестиций? Конечно, последнее – то, что реализует конкретные потребности клиентов, решает их проблемы и задачи. Что решает «коробочное решение», не суть важно, чьё – «1С», SAP или Oracle, – какие потребности клиента удовлетворяет? Это продукт? Нет. Такое упрощение целей ИТ-проектов уже давно оторвано от реалий, а потому неправильно.
Да и ИТ-проектов на рынке внедрения ERP-систем в крупных предприятиях как таковых не существует: есть бизнес-проекты, в которых ИТ – лишь составляющая часть, инструментарий. Поэтому все проекты, реализованные нашей командой, – это проекты не «внедрения ERP», а внедрения оперативного производственного учета на предприятии. Внедрения не «1С: Управление холдингом», а методологии и процессов планирования и бюджетирования. Не разработки цифрового двойника изделия, а сокращения времени проектирования изделий за счет внедрения механизмов параллельного проектирования и/или проектирования под заданную стоимость. Впрочем, последнее все-таки уже не совсем тема «1С». В этом случае «1С» может выступать лишь как составная часть архитектуры ИС, например, своим MDM-решением для управления НСИ. Кстати, анализ и разработка архитектуры ИС для конкретного предприятия – с его особенностями, процессами, методиками, целями и ограничениями – это тоже продукт. И тоже наш типовой продукт, хотя он уже совсем не про «1С», а про консалтинг.
Продукт – не «коробка», а решение конкретных проблем клиента, связанных, скажем, с воровством мяса или готовой продукции на предприятиях; или с неэффективными запасами и управлением ими; производственным учетом; отсутствием или неточностью планирования; консолидацией информации и ее перекладкой в требуемых аналитических разрезах, с очисткой от внутригрупповых оборотов. Вот это продукт, который дает бизнесу четкий и понятный результат.
Внедрение информационной системы как самоцель дает предприятию только лицензии, затраты и капитализацию. Когда я слышу, что нужно внедрить «1С: ERP» там-то, я всегда хочу спросить: для чего вы все это делаете? Если для решения конкретных задач бизнеса, тогда мы готовы помочь. Если «потому что нужно» – давайте уточнять цели.
Ну, вы же не внедряете калькулятор или Excel. Вы производите расчеты, или строите сводные таблицы, или пишете макросы на бейсике для расчетов, которые нельзя реализовать типовым функционалом Excel. Так вот внедрение «1С» – это почти аналогия (спасибо платформе!), просто чуть более сложная в настройках и кодировании, но не настолько, чтобы возводить ее в ранг мега-задачи.
Бесспорно, знать сам инструмент важно. Поэтому в нашей команде есть и эксперты по платформе, и профессионалы по «1С: ERP», – всех сертификатов и статусов специалистов, в том числе по «1С: Управление холдингом» и «1С: Зарплата и управление персоналом», не перечесть. При этом хочу акцентировать, что сертификаты и статусы получить можно, а вот опыт и знание процессов конкретных предприятий есть только у того, кто выполнил с десяток проектов. И не просто развертывания «1С: чего-нибудь», а анализа бизнес-процессов заказчика, проработки лучших решений под них и – самое главное – внедрения предложенных решений. Заметьте, внедрения не софта, а именно бизнес-решений, согласованных с бизнесом и реализованных на базе того же «1С».
Когда человек на опыте испытает, что такое бизнес-решение (скажем, когда смесь в танке может прокиснуть, потому что в ИС неверная рецептура; бригады могут не выйти, потому что неверно смоделирован план; конвейер может встать, потому что машинокомплекты в Китай нужно заказывать за 6 месяцев, а дилеры могут менять заказы за 3 месяца до даты производства), – тогда он станет настоящим профессионалом. А не в тот момент, когда сдаст экзамен в «1С». Хотя повторю: у нас весь персонал сертифицирован фирмой «1С», причем далеко не самыми простыми сертификатами, и у каждого опыт работы с «1С» от 8 до 15 лет.
Вот это и есть продукт: знание предприятий, специфики и умение решать бизнес-задачи, а не знание продуктов фирмы «1С» в виде неких конфигураций. Только в такой продукт сейчас верит бизнес, а не в банальную продажу лицензий или минимальный «тюнинг» коробочных решений. Вот на это есть и будет спрос, и именно таких услуг практически нет на отечественном рынке.
Способна ли практика «1С» в «АйТеко» догнать и обогнать по объемам бизнеса ваши практики по решениям SAP, Oracle, Microsoft?
Андрей Борисов: Для этого нужно знать объемы практик SAP, Oracle и Microsoft, причем в аналогичных проектах. Поскольку лично я их не знаю, подобные оценки – не мой профиль. Да мы так вопрос и не ставим: догнать и перегнать. Наша цель в ином: вывести практику «1С» на уровень такого интегратора, который может реализовывать любые комплексные проекты рынка, вплоть до холдингов, состоящих из десятков заводов, сетей и сложных производств. Вот это цель, которая принесет признание рынка. А признание, в свою очередь, даст новых клиентов, что и позволит развивать бизнес. Будет он больше или меньше кого-то – все относительно.
В чем, на ваш взгляд, сильные стороны продуктов «1С», а в чем этим продуктам предстоит догонять конкурентов?
Андрей Борисов: Сила «1С» в простоте, скорости реакции, как это ни странно прозвучит, в функциональности и настраиваемости, в возможности доработки и кастомизации с минимумом затрат. Да, платформа (подчеркиваю – платформа) сделала громадный шаг вперед. Это уже не тот «1С», который все помнят по версии 7.7 и даже 8.2. Это серьезная платформа, на которой можно сделать почти любые конфигурации под общеизвестные задачи. И в этом тоже сила, так как конфигураций, утрируя, – тысячи. Любая уважающая себя команда занималась выпуском «своих» конфигураций, другой вопрос – зачем? Это говорит о гибкости и универсальности платформы. Да, PLM на «1С», скорее всего, не будет, и уж тем более CAD систем: «1С» решает другие задачи, но решает их изумительно просто и гибко.
Сила в количестве программистов, имя им – легион. И это огромное преимущество «1С»: клиентам не нужно ждать полгода, когда кто-то и где-то в далекой Индии выдаст код, который, несмотря на установленную валюту, будет считать все в рупиях. А потом еще условные полгода переделывать.
Слабость – в недостаточном количестве аналитиков и консультантов. Стоит отметить, что грамотные аналитики и бизнес-консультанты – проблема всего российского рынка ИТ, а не только «1С». У нас много классных программистов, но мало толковых аналитиков. Чтобы были понятны последствия: представьте, что у вас есть классные полиграфисты, которые могут работать с любым оборудованием и печатать любые книги, но нет хороших писателей, которые могут написать хоть что-то достойное и интересное читателям.
В чем особенности статуса «мультибрендовый партнер 1С», присвоенного «АйТеко»?
Андрей Борисов: Особенность мультибрендового партнерского статуса в том, что компания «АйТеко» может заниматься не только «1С», но и другими вендорами, что, скажем так, не совсем стандартно.
Каково количество специалистов по «1С» в штате «АйТеко»? Каков план найма таких специалистов?
Андрей Борисов: Мы собрали оптимум специалистов для реализации текущего пула корпоративных проектов. Набранная практически полностью команда – это не сотни сотрудников, конечно, но и не десяток. При этом за каждого из них я ручаюсь головой. С одними мы вместе работаем по проектам почти десять лет. С другими автоматизировали машиностроительное производство на статусных проектах «1С», в том числе на решениях «1С: ERP», «1С: Управление холдингом». С третьими переводили процессы компаний на облачные решения на базе технологии «1С: Fresh». Я убежден, что это одни из лучших профильных специалистов, аналитиков и консультантов, которых так мало на рынке. Плюс у нас есть собственные команды высококлассных программистов, в том числе в регионах: Самаре и Новосибирске.
Планы набора полностью зависят от текущих пресейлов. Это может быть и эволюционное развитие, а может произойти и «большой взрыв». Сейчас трудно точно спрогнозировать, поэтому мы готовим плацдарм для развития обоих сценариев.
Рассматриваете ли вы возможность установления партнерских отношений с другими отечественными вендорами, например, с «Галактикой»?
Андрей Борисов: Думать над этим вопросом пока не было существенного повода. Пересечения есть, мы их видим и решаем в рабочем порядке. Но это не настолько глобальные вопросы, чтобы придавать им статус высших приоритетов. Время покажет, но пока комментировать сложно.
На правах рекламы