Содержание |
Определение
В терминологии Gartner, анализ бизнес-процессов (BPA) - это такое поле деятельности и моделирования бизнеса, где профессионалы в некой сфере бизнеса (бизнес-пользователи, бизнес-архитекторы, аналитики бизнес-процессов) и ИТ-аналитики ведут совместную работу над архитектурой существующего бизнеса, преобразованием и улучшением, в том числе анализируя процессы и структуру предприятия, поддерживая инициативы по улучшению бизнес-процессов.
Большинство инструментов BPA, в сочетании с BPM (Business Process Management), могут быть использованы для разработки и внедрения бизнес-процессов в действующую модель бизнеса предприятия. У большинства поставщиков BPMS (Business Process Management Suite – пакет управления бизнес-процессами) имеются инструменты анализа процессов, проектирования и инструментов моделирования.
Gartner не рассматривает эти инструменты как часть рынка BPA и сведения по этому рынку готовятся отдельно. Тем не менее, модели BPA, созданные бизнес-архитекторами и аналитиками усиливаются в сотрудничестве с другими участниками моделирования. Поэтому поставщики BPA-инструментов, которые предоставляют дополнительные возможности в направлении BPMS, получают некоторые дополнительные преимущества в магическом квадранте за решения более широкого спектра.
Обзор рынка: 2009-2011 годы
Темпы прироста
По оценкам Gartner, доходность рынка BPA постоянно росла, в среднем от 13% до 15% в течение последних двух лет. Объём рынка новых лицензий продуктов BPA, их поддержки, в 2009-2010 гг. составил $415 млн. и в течение 2010-2011 гг. вырос почти до $440 млн., что, по мнению аналитиков компании, демонстрирует обнадёживающие признаки выхода из кризисной ситуации 2009 года.
Прогноз на ближайшее будущее
Прогнозируемый среднегодовой темп роста доходов рынка BPA в течение в 2012-2013 гг. составит, по крайней мере, 14%. Gartner ожидает, что количество пользователей инструментов BPA будет расти значительно быстрее, чем доходность рынка, поскольку стоимость одного рабочего место снижается, а спрос на недорогие облачные инструменты поддержки обычных пользователей растёт. Это создаст больше возможностей для роста продаж консалтинговых услуг BPA, а также расширит маркетинговые возможности вендоров, предлагающих множество инструментов как часть пакетов BPMS.ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября
Источник: Gartner (декабрь 2011)
Позиции вендоров
Согласно расчётам Gartner, доля доходов Casewise на рынке инструментов BPA от 2,8% до 3,2%, доля iGrafx от 3,3% до 3,7%. Маркетинговый посыл компании Mega не был столь выразительным, как у её конкурентов, в результате поставщик упоминается реже, чем ожидали аналитики Gartner, хотя результат улучшен.
Низкая стоимость и простота использования Microsoft Visio обусловили наибольшее количество внедрений инструмента BPA от Microsoft. По оценке Gartner, доходы вендора от Visio составили около $180 млн. (40% общего дохода на рынке инструментов BPA).
Доля рынка MooD International по расчётам Gartner от 3% до 3,5%. У Nimbus предполагаемая доля доходов рынка BPA составляет от 3,0% до 3,2%. OpenText-Metastorm удерживает сильные позиции в Северной Америке и регионе EMEA, но для клиентов в других регионах весьма затруднительно получить соответствующие навыки использования её продукта. Доля BusinessGenetics составляет от 2,3% до 2,6% рынка, по мнению Gartner.
Предполагаемый доход No Magic составляет от 2,2% до 2,5% рынка. Выручка вендора выросла в 2010 и 2011 гг., но продавцу необходимо более агрессивно продвигать продукт, чтобы стать больше, чем просто мелким участником рынка, считает Gartner. Доля QPR – от 2,5% до 3% рынка BPA. Sparx Systems - от 2,2% до 2,5% доли доходов рынка.