Содержание |
Автомобильный рынок России
Основная статья: Автомобильный рынок России
2024
Бывший шинный завод Bridgestone в Ульяновске сменил название на Gislaved и перезапущен
Холдинг «Кордиант» возобновил работу бывшего завода Bridgestone в Ульяновске под новым названием Gislaved. Предприятие начало производство летних шин после проведения всех необходимых испытаний и получения сертификатов безопасности в ноябре 2024 года. Подробнее здесь.
В России за 600 млн рублей запустили предприятие по гранулированию технического углерода. Он применяется в производстве шин
12 ноября 2024 года в Башкирии введено в эксплуатацию новое предприятие по гранулированию технического углерода. Линия развернута на площадке компании «Туймазытехуглерод», а инвестиции в проект составили около 600 млн рублей. Подробнее здесь.
2023
Сокращение производства шин и покрышек для сельхозтехники на 20% до 1,08 млн штук
В 2023 году в России было произведено приблизительно 1,08 млн шин и покрышек для сельскохозяйственной техники. Это на 20% меньше по сравнению с предыдущим годом, когда объем выпуска составлял 1,35 млн штук. Такие данные приводятся в отчете BusinesStat, опубликованном 23 мая 2024 года.
Отмечается, что производство шин и покрышек для сельхозтехники в РФ росло в 2020–2021 годах на фоне увеличения спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Так, в 2020-м было изготовлено около 1,65 млн изделий, что на 9,8% больше по сравнению с 2019 годом (1,51 млн единиц). В 2021-м прибавка составила 1,7% — до 1,68 млн штук. Однако затем последовал резкий спад из-за вынужденного простоя и ограничения деятельности крупных заводов в свете санкций. В 2022 году производство сократилось на 19,7% в годовом исчислении — до 1,35 млн штук. По итогам 2023-го выпуск шин и покрышек для сельскохозяйственной техники сократился на 28,3% по отношению к 2019 году.
В материалах BusinesStat сказано, что существенное негативное влияние на российский рынок оказал сильный пожар на крупнейшем отечественном шинном предприятии ООО «Нортек» в Алтайском крае в декабре 2022 года. В результате инцидента завод не функционировал несколько месяцев, а по состоянию на апрель 2023-го объемы производства составляли только 60% от прежних показателей.
Еще одним негативным фактором стало то, что американская компания Titan International весной 2022 года остановила инвестиции в свое российское шинное производство — АО «Волтайр-Пром». Это предприятие является одним из ведущих игроков рассматриваемой отрасли, наряду с ПАО «Нижнекамскшина» и АО «Петрошина». Вместе с тем, как отмечает Минпромторг, производственные возможности предприятий АО «Волтайр-Пром» и ООО «Нортек» (без учета снижения объемов производства из-за пожара) позволяют полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в шинах и покрышках для сельхозтехники.[1]
Рост объема рынка шин для легковых авто на 16% до 45,7 млн штук
Объем российского рынка шин для легковых авто по итогам 2023 года на 16% в сравнении с 2022-м и составил 45,7 млн штук. Такие данные генеральный директор шинного холдинга «Кордиант» Вадим Володин привел в апреле 2024 года.
Речь идет о продажах автомобильных покрышек всех производителей, а не только под маркой «Кордиант». Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на презентацию Володина, объем реализации шин для грузовых машин в России по итогам 2023 года достиг 8,1 млн штук, увеличившись на 12% относительно предыдущего года.
По словам главы «Кордианта», в премиум-сегменте шин в 2023 году наблюдался спад из-за санкций и проблем с поставками. Вадим Володин также добавил, что в России «практически схлопнулись» поставки на первичную комплектацию из-за приостановки работ на международных автозаводах.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
На фоне санкций против России, которые были введены США и Европой после начала военной спецоперации РФ на Украине, иностранные компании производители начали избавляться от российского бизнеса. Так, в марте 2023 года финская Nokian Tyres продала «Татнефти» завод во Всеволожске Ленинградской области мощностью 17 млн шин в год. Сумма сделки составила 400 млн евро. Тогда же французская Michelin продала свой завод в Московской области дистрибутору «Пауэр интернэшнл – шины». В мае 2023 года группа S8 Capital Армена Саркисяна купила завод немецкой Continental (4 млн шин в год), а в декабре того же – завод Bridgestone в Ульяновске.
Как рассказал «Ведомостям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев, в 2023 году в условиях прекращения производства продукции мировыми брендами в Россию было завезено очень много китайских шин, в результате чего на рынке образовался переизбыток товара. По мнению эксперта, в 2024 году импорт может сократиться благодаря перезапуску заводов в РФ.[2]
Рост продаж шин на 15% до 55 млн штук
В 2023 году в России было продано 55 млн шин для всех видов автотехники, что на 15% больше, чем годом ранее. Об этом говорится в исследовании национальной системой цифровой маркировки «Честный знак», которое было опубликовано в феврале 2024 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на этот отчет, рост рынка автомобильных шин в 2023 году связан с тем, что сравнение идет с низким объемом 2022-го. Тогда продавцы подняли цены, а покупатели отложили покупки новых шин, пояснил представитель ЦРПТ, оператора системы «Честный знак».
Также отмечается, что подъем российского рынка шин в 2023 году обеспечен исключительно поставками импортной продукции. Согласно данным Росстата, производство шин внутри России в 2023 году продолжило снижение. Выпуск покрышек для легковых автомобилей в 2023-м сократился на 11,5%, до 30,4 млн штук, а покрышек для сельхозтехники – на 20%, до 1,1 млн штук. Незначительно выросло лишь производство шин для грузового транспорта и автобусов – на 1,9% в 2023 году относительно объема годичной давности. Однако их объемы невелики (6,5 млн штук) и не могут перекрыть падение в сегменте легковых машин.
Локальное производство шин по итогам 2023 года оказалось распределено следующим образом: 75% — для легковых автомобилей, 13% — для грузовиков, 9% — легкогрузные покрышки для среднетоннажников и автобусов. На остальные категории пришлось менее миллиона выпущенных в России единиц продукции.
В 2023 году в РФ было выпущено около 12 млн покрышек для летнего сезона, еще 12 млн — это зимние ошипованные шины. Большая часть ввозимых шин для легковых автомобилей — летние (10,2 млн штук).
По данным «Честного знака», в 2023 году средняя стоимость легковой шины оказалась на 5% ниже, чем в 2022-м, и составила 6 142 рубля. Грузовые, наоборот, подорожали на 5% до 24,2 тыс. рублей. Средняя стоимость шин для сельхозтехники осталась примерно на уровне 2022 года — 14,6 тыс. рублей.[3]
2022: Продажи автомобильных шин сократились на 14,9% до 35,1 млн штук
В 2022 году в России было продано 35,1 млн автомобильных шин, что на 14,9% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют обнародованные в марте 2023-го данные «Обзора по товарной категории шины», подготовленного ЦРПТ (оператор системы «Честный знак»).
Согласно исследованию, на которое ссылается «Коммерсантъ», всего в 2022 году в РФ изготовили 42,7 млн штук шин, в основном это летние (14,5 млн) и зимние ошипованные (11,3 млн). В среднем стоимость комплекта покрышек увеличилась на 3%. Средняя цена шин для легковых автомобилей за год поднялась поднялась на 20,5%, до 6,4 тыс. рублей. Экспорт шин из России в 2022 году упал на 18,2%, почти до 12 млн штук. Из них около 9,5 млн штук — для легковых автомобилей, около 2 млн — для грузовиков.
Одновременно сообщается о росте продаж шин для легковых автомобилей на 3,3% по итогам 2022 года. Впрочем, по мнению аналитиков, это может быть связано опасениями водителей о прекращении поставок, в результате чего многие предпочли закупиться впрок. Такая тенденция, как полагает Сергей Удалов из «Автостата», характерна именно для розничного сегмента. При этом существенное сокращение премиального сегмента вряд ли произошло, полагает господин Удалов, допуская, что часть клиентов могла из-за роста цен спуститься на сегмент ниже или отсрочить замену на сезон.
Организациям в России по итогам 2022 года поставлено почти 15 млн шин, что на 6,1% меньше, чем годом ранее. Здесь в основном отгрузки приходились на легковые (почти 7 млн) и грузовые шины (5,5 млн). Если учесть число выпущенных в РФ легковых и грузовых автомобилей, то на вторичную комплектацию, по расчетам газеты, могло уйти свыше 30 млн шин. В компании Nokian Tyres рассказали изданию, что в 2022 году премиальный сегмент шин в РФ сократился на фоне падения спроса.[4]
2021: Российский рынок автомобильных шин вырос на 20%, до 40,7 млн штук
По оценкам компании Michelin, объем российского рынка автомобильных шин вторичной комплектации в 2021 году достиг 40,7 млн штук, увеличившись почти на 20% в сравнении с 2020-м. В Nokian Tyres оценили продажи таких изделий за 2021 год в 40,5 млн штук. Такие данные со ссылкой на указанных производителей 10 февраля 2022 года привел «Коммерсантъ».
По оценкам Минпромторга, которые также приводит газета, потребление шин в 2021 году выросло на 8% (с учетом как первичной, так и вторичной комплектации) и достигло 59,4 млн штук. Экспортные поставки повысились на 4% (31,3 млн шин), импорт — на 1% (23,2 млн шин), и исходя из этого внутренний рынок за год в ведомстве оценили в 51,3 млн шин.
В Bridgestone также указали на рост шинного рынка в 2021 году. В частности, в сегменте легковых автомобилей спрос подогрел тот факт, что «все больше людей отдавали предпочтение путешествиям на автомобилях».
Глава Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов заявил, что по итогам 2021 года розничные цены на автомобильные шины в России выросли в среднем на 25%. По его словам, столь существенное подорожание связано с ростом цен на сырье и увеличением затрат на логистику, что повлияло как на шинные концерны, имеющие локальные производства в России, так и на компании, выпускающие свою продукцию в Азии.
Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева говорит, что в 2021 году рынок лишь частично восстановил потери первого года пандемии коронавируса COVID-19, когда локдаун и региональные ограничения пришлись как раз на сезонные пики продаж на шинном рынке весной и осенью.
В Bridgestone отметили, что в 2021 году были проблемы с доступностью импортной продукции и дефицитом самых популярных моделей и типоразмеров, что связано с последствиями нестабильных производственных процессов на некоторых заводах и проблемами с доступностью контейнеров, необходимых для морской перевозки.[5]