Заказчики: Сбербанк Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит Подрядчики: Неофлекс (Neoflex) Продукт: IBM WebSphereДата проекта: 2009/07 — 2010/02
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
Технология: Корпоративные порталы
|
Содержание |
Команда проекта со стороны Заказчика | Интегратора-Консультанта |
Кулик Вадим (Директор Управления розничных рисков Сбербанка России)
|
Макеев Алексей (Директор бизнес-направления SOA компании «Неофлекс»)
|
Компания «Неофлекс» завершила проект, выполненный для Сбербанка России в рамках проекта «Кредитная фабрика».
Цель создания скоринговой системы – частично автоматизировать оценку потенциального заемщика (речь только о физлицах) и принятие решения о том, стоит ли выдавать ему кредит.
Технологии и исполнители в проекте
Конкурс по выбору исполнителя был проведен в 2008 году. В нем участвовали четыре компании. Информация о потенциальном заемщике берется, в том числе, и из внешних источников - бюро кредитных историй (БКИ) и др. Также внедренное ПО передает затем нужную для заключения договора информацию в учетные системы территориальных банков. Непосредственно за прием и рассмотрение кредитных заявок отвечает внедренное решение Experian. В центральном аппарате (ЦА) «Сбербанка» развернуто решение «Неофлекса» (исполнитель работ) на платформе IBM WebSphere Process Server, в территориальных банках - на IBM WebSphere ESB. За связь между ними отвечает разработка на IBM WebSphere MQ. Аппаратуру и лицензии на ПО поставляли другие подрядчики.
К сути
Интеграционное решение развернуто в 18 территориальных банках Сбербанка. Оно обеспечивает сбор данных, необходимых для оценки платежеспособности потенциальных заемщиков, а также передачу в учетные системы территориальных банков информации, необходимой для заключения кредитных договоров.
Задачи
Перед компанией «Неофлекс» стояла задача: разработать и внедрить решение, автоматизирующее сбор данных (из систем банка и партнеров), которые необходимых для принятия решения о выдаче кредита, и передачу в учетные системы территориальных банков информации по одобренным кредитным заявкам.
Реализация
Проект выполнен в течение полутора лет.
Разработанное «Неофлекс» решение включает решение "центр", функционирующее в центральном аппарате Сбербанка России, и локальные решения, действующие в территориальных банках. Для реализации проекта использована платформа IBM WebSphere. Обмен данными между центральной и локальными частями решения выполняет транспортная система, организованная при помощи IBM WebSphere MQ. Сбор данных из различных информационных каналов и обработка для подготовки принятия решения осуществляется продуктом Transact SM.
Этапы
Внедрение выполнялось в три этапа:
- в июле 2009 года - первый этап, в рамках которого был произведен запуск в промышленную эксплуатацию в Московском и Северо-Западном территориальном банках;
- в период с августа до конца 2009 года - еще в семи тербанках Сбербанка, расположенных на европейской территории России;
- с февраля по август 2010 года включительно - в Алтайском, Байкальском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Поволжском, Сибирском, Северном и Северо-Восточном территориальных банках.
Затраты
Финансовые детали проекта исполнитель не раскрывает. В «Сбербанке» не ответили на вопрос о стоимости проекта. Источник CNews в руководстве одной из крупных ИТ-компаний, сотрудничающих со «Сбербанком», в ответ на просьбу CNews оценить затраты на подобный проект заявил, что сделать это не так просто. «Поскольку штат компании-исполнителя не так велик (по данным рейтинга CNews100 «Крупнейшие ИТ-компании России 2009» в «Неофлексе» работает 155 человек – прим. CNews), то вероятнее всего подрядчик работал в центральном аппарате банка, - считает он. – Компания специализируется именно на интеграции уже существующих систем, так что возможно речь идет о создании шлюза на WebSphere. В этом случае «Неофлекс» мог получить за работу сумму, исчисляемую сотнями тысяч долларов».
Источник CNews добавил, что для оценки проекта важно понимать, с какими именно АБС из работающих в «Сбербанке» (ЦФТ, «Гамма», xBank и др.) интегрируется кредитный скоринг. В «Неофлексе» не стали комментировать и это. Что касается числа работавших на проекте сотрудников, то оно менялось в зависимости от этапа: в среднем около 10 человек, максимально до 15.
Еще о тесте
В ходе приемо-сдаточных испытаний было выполнено нагрузочное тестирование. Результаты подтвердили готовность решения к обеспечению требуемых заказчиком параметров производительности, пиковой нагрузки и отказоустойчивости.
Заказчик
«Решение находится в промышленной эксплуатации и демонстрирует устойчивую, стабильную работу, – отмечает Ирина Кремлева, заместитель директора департамента рисков Сбербанка России. – Сегодня оно обеспечивает обработку нескольких десятков тысяч заявок в сутки».
Интегратор
Проект имел сложную организационную и технологическую составляющую, отмечает Алексей Макеев, директор направления SOA компании «Неофлекс». По результатам проекта к интеграционному решению «Кредитной фабрики» подключено в общей сложности более 250 информационных систем.