Заказчики: Национальная система платежных карт (НСПК) Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит Дата проекта: 2014/09 — 2016/09
|
Содержание[Свернуть] |
2016
Как создавалась НСПК
14 марта 2016 года портал Banki.ru опубликовал интервью с заместителем генерального директора АО «НСПК» Сергеем Бочкаревым. Тот рассказал, как устроена ИТ-инфраструктура платежной системы, и кто ее создавал.
По словам Бочкарева, изначально основой процессинга операционного платежного и клирингового центра НСПК планировалось взять платформу для банковского процессинга и доработать ее. Однако было принято решение создать принципиально новую архитектуру, в связи с чем компания OpenWay стала партнером НСПК, поскольку она смогла предложить «единственный устраивающий нас архитектурный подход».
Также в проекте приняли участие инфраструктурный партнер «Инфосистемы Джет» и «Юнителлер» (АО «Предпроцессинговый расчетный центр»). Последний помог развернуть первый прототип ядра технологической платформы платежной системы в дата-центре. Кроме того, совместно с командой Банка России строились ЦОДы, продолжает Сергей Бочкарев.
К середине марта 2016 года ИТ-инфраструктура Национальной системы платежных карт насчитывает три центра обработки данных, около 500 сетевых устройств, 300 физических серверов, на которых поднято 700 виртуальных серверов, а также 11 систем хранения данных и 277 каналов связи к банкам. По информации TAdviser, в качестве основного вендора в данном проекте была выбрана компания Huawei.
От основания НСПК до обработки первых транзакций прошло всего 8 месяцев. Для ускорения реализации проекта использовалось только то оборудование, которое уже сертифицировано в России, отметил замгендиректора НСПК. Он также признал, что исключить ошибки было невозможно, так как платежная система строилась быстро. Как наказать виновника утечки персданных (и избежать штрафов для организации)
Сергей Бочкарев сообщил, что к марту 2016 году платежная система обрабатывает 15-20 млн транзакций в день.
![]() | «Запас прочности достаточный. Целевая нагрузка архитектуры была 1 500 транзакций в секунду. Сейчас их порядка 460 в секунду в пике, а в тестах мы разгоняли до 4-5 тысяч в секунду. То есть сейчас у нас десятикратный запас есть. Мы можем гибко регулировать и масштабировать нашу инфраструктуру при росте нагрузки», — отметил Бочкарев.[1] | ![]() |
Инфраструктура НСПК на Huawei
Создаваемая с конца 2014 г. на оборудовании Huawei инфраструктура, обеспечивающая работу российской платежной системы «Мир», разрослась до 400 серверов, шести массивов хранения данных и 500 единиц телеком-оборудования. Связанные с ним технические инциденты немногочисленны и некритичны. Об этом рассказал заместитель генерального директора АО «Национальная система платежных карт» (НСПК), являющегося оператором «Мира», Сергей Бочкарев[2].
По состоянию на конец мая 2016 г. в проекте используются серверы Huawei Tecal RH1288 V3, Tecal RH2485 V2 и Tecal RH5885 V3, базирующиеся в двух ЦОДах (равноправных; ни один не является резервным по отношению к другому). Порядка 140 серверов непосредственно занимаются обработкой транзакций в онлайн-режиме, 40 задействованы под клиринг (расчеты по итогам дня в рамках всех платежных систем, не только «Мира»), 60 — под тестовые среды, 50 — под безопасность, 50 — под виртуализацию и 30 решают инфраструктурные задачи.
В проекте используется шесть СХД трех типов: Huawei OceanStor 5300 V3, OceanStor 5600 V3 и OceanStor 6800 V3. Парк телеком-техники Huawei включает маршрутизаторы AR 201 и NE40E-X3, а также коммутаторы S5710-28C-EI-AC, CE12804 и CE6850-EI.
Кроме того, сравнительно недавно НСПК закончила тестировать и начала использовать ПО Huawei eSight, предназначенное для управления различными компонентами ИТ-инфраструктуры — от ЦОДов и сетевых операций до контроля доступа, производительности, безопасности и мониторинга окружающей среды.
По словам С.Бочкарева, выбор в пользу Huawei был продиктован тем фактом, что на момент запуска проекта только эта компания обладала оптимальным соотношением трех составляющих, необходимых для любой платформы: телекоммуникационным оборудованием, серверами и СХД. «На тот момент найти аналогичную компанию, которая бы решала такие же задачи и использовала примерно тот же стек оборудования, не представлялось возможным», — утверждает он.
Инциденты
Как отмечает Бочкарев, за первый год работы (была взята статистика с 01 апреля 2015 г. по 31 марта 2016 г.) в системе произошел 61 отказ оборудования. В телеком-решения было 18 инцидентов, семь из них составили аппаратные проблемы 11 — программные. В серверной инфраструктуре произошло 28 инцидентов: 10 аппаратных и 19 программных. В СХД — 12 инцидентов: четыре аппаратных и восемь программных.
По заверению Бочкарева, все это в целом никак не отразилось на доступности и активности системы. «Я сравнивал эти цифры с одним из гигантов, цифры очень хорошие», — подчеркивает он.
Какое задействовано ПО
Напомним, что в проекте используется два вида ПО. Первое стоит в операционном платежном клиринговом центре НСПК и служит для обработки транзакций. Оно было создано технологами НСПК во взаимодействии с разработчиками из международной компании со штаб-квартирой в бельгийском Брюсселе OpenWay.
Вторая часть ПО для «Мира» — это само платежное приложение, размещаемое в чипе на карте. Данный софт позиционируется как разработка исключительно НСПК.
2015
НСПК как крупнейший банковский заказчик Huawei в 2015 году
Примечательно, что проект с НСПК транснациональная компания Huawei считает для себя одним из самых значимых в 2015 г. и самым показательным в банковском секторе. По крайней мере именно так он был представлен в презентации президента подразделения маркетинга и продаж решений Huawei Дэвида Хэ (David He) на ежегодном глобальном саммите компании в китайском Шеньжене в апреле 2016 г.
Его параметры он тогда с определенным авансом описал как поддержку выдачи 100 млн карт, организацию процессинга более 10 млн транзакций в день и отладку аварийного восстановления системы на уровне 10 милисекунд.