Разработчики: | Blender Foundation |
Дата последнего релиза: | 2022/12/08 |
Технологии: | САПР |
Содержание[Свернуть] |
Основная статья: САПР Системы автоматизированного проектирования
2022
Blender 3.4
8 декабря 2022 года стало известно о том, что организация Blender Foundation представила выпуск свободного пакета 3D-моделирования Blender 3.4, подходящего для решения различных задач, связанных с 3D-моделированием, 3D-графикой, разработкой компьютерных игр, симуляцией, рендерингом, композитингом, трекингом движений, скульптурным моделированием, созданием анимации и монтажом видео. Код распространяется под лицензией GPL. Готовые сборки сформированы для Linux, Windows и macOS. Одновременно сформирован корректирующий выпуск Blender 3.3.2 в ветке с длительным сроком поддержки (LTS), обновления для которой будут формироваться до сентября 2024 года.
Как сообщалось, среди добавленных в Blender 3.4 изменений:
- Реализована поддержка протокола Wayland, позволяющая напрямую запускать Blender в окружениях на базе Wayland без использования прослойки XWayland, что оптимизирует качество работы в дистрибутивах Linux, применяющих Wayland по умолчанию. Для работы в окружениях на базе Wayland необходимо наличие библиотеки libdecor для декорирования окон на стороне клиента.
- Добавлена возможность сборки Blender в форме модуля для языка Python, который позволяет создавать обвязки и сервисы для визуализации данных, создания анимации, обработки изображений, редактирования видео, преобразования 3D-форматов и автоматизации различных работ в Blender. Для доступа к функциональности Blender из кода на языке Python предложен пакет "bpy".
- В систему рендеринга Cycles добавлена поддержка метода "Path Guiding", по сравнению с техникой трассировки путей позволяющего при потреблении тех же процессорных ресурсов добиться более высокого качества при обработке сцен с отражённым освещением. В частности, метод позволяет снизить уровень шумов в сценах, в которых при помощи техники трассировки путей проблематично отследить путь к источнику света, например, когда комната освещается через небольшую дверную щель. Метод реализован через интеграцию библиотеки OpenPG (Open Path Guiding), подготовленной компанией Intel.
- В режиме скульптурного моделирования оптимизирован доступ к настройкам автоматического маскирования, которые теперь доступны в заголовке 3D-вьюпорта. Добавлены возможности для автоматического маскирования по неровностям, точке просмотра и выбранной области. Для преобразования автоматической маски в обычный атрибут маски, который можно редактировать и визуализировать, предлагается использовать кнопку "Create Mask".
- В UV-редакторе (UV Editor) предложена обновленная кисть геометрического смягчения (Relax), позволяющая оптимизировать качество UV-развёртки через достижение более точного соответствия 3D-геометрии при расчёте параметров наложения текстуры на 3D-объект. В UV-редактор также добавлена поддержка неравномерных сеток, пиксельных интервалов, верхнего закрепления сетки, вращения UV-развёртки с выравниванием по выбранному краю и быстрого выставления случайных параметров масштабирования, поворота или смещения для выбранных UV-островов.
- Предоставлено наложение вьюпорта (Viewport Overlay) для отображения геометрических нод, которое можно использовать для предпросмотра, отладки или тестирования изменений атрибутов в дереве нод.
- Добавлены 8 нод для извлечения данных из мэшей и кривых (например, определение стыков граней, углов вершин, установка нормали кривой и проверка контрольных точек). Добавлена нода для сэмплирования UV-поверхностей, позволяющая узнать значение атрибута на основе координат UV-развёртки. В меню "Add" обеспечено отображение ресурсов группы нодов.
- Расширены возможности системы двумерного рисования и анимации Grease Pencil, позволяющей создавать эскизы в 2D и затем использовать их в 3D-окружении как трёхмерные объекты (на основе нескольких плоских эскизов в разных ракурсах формируется 3D-модель). Добавлен модификатор контура для генерации обводки периметра на основе вида с камеры. Добавлена возможность импорта разом сразу нескольких SVG-файлов. Изменен инструмент заливки. Предложен другой метод заливки, использующий радиус окружности для определения близости концов линий при заполнении.
- В файлах ".mtl" реализована поддержка расширений для физически корректного рендеринга (PBR).
- Оптимизирована работа со шрифтами.
- Добавлена возможность извлечения кадров из видео в формате WebM и реализована поддержка кодирования видео в формате AV1 с использованием FFmpeg.
- В движке Eevee и вьюпорте на платформе Linux обеспечена возможность рендеринга в режиме без монитора (headless).
- Оптимизирована производительность модификатора подразделения поверхности (Subdivision Surface Modifier), создания объектов в пакетном режиме, вычисления отключённых модификаторов, создания миниатюр в формате WebP. Оптимизировна производительность скульптуринга в ситуациях, когда не используются маски и наборы граней[1].
Blender 3.1
12 марта 2022 года компания Blender Foundation опубликовала выпуск свободного пакета 3D-моделирования Blender 3.1, подходящего для решения различных задач, связанных с 3D-моделированием, 3D-графикой, разработкой компьютерных игр, симуляцией, рендерингом, композитингом, трекингом движений, скульптурным моделированием, созданием анимации и монтажом видео. Код распространяется под лицензией GPL. Готовые сборки сформированы для Linux, Windows и macOS.
По информации компании, среди добавленных изменений в Blender 3.1 можно выделить следующее:
- Для системы рендеринга Cycles реализован бэкенд для ускорения выполнения отрисовки с использованием графического API Metal. Бэкенд разработан компанией Apple для ускорения работы Blender на компьютерах Apple с графическими картами AMD или ARM-процессорами M1.
- Реализована возможность рендеринга объекта "Облако точек" (Point Cloud) напрямую через движок Cycles для создания таких сущностей, как песок и брызги. Облака точек могут генерироваться геометрическими нодами или импортироваться из других программ. Значительно оптимизирована эффективность работы с памятью системы рендеринга Cycles. Добавлена нода "Point Info", позволяющая получить доступ к данным отдельных точек.
- Обеспечено использование GPU для оптимизации работы модификатора кусочного построения гладких поверхностей (Subdivision).
- Оптимизировано редактирование полигональных сеток.
- Реализована индексация в браузере подключаемых элементов (Asset Browser), оптимизирующим работу с различными дополнительными объектами, материалами и блоками окружения.
- В редакторе изображений обеспечена возможность работы с изображениями большого размера (например с разрешением на уровне 52K).
- На несколько порядков оптимизирована скорость экспорта файлов в форматах .obj и .fbx, благодаря использованию многопоточности, оптимизации алгоритмов и переписыванию кода для экспорта с Python на C++. Например, если раньше экспорт большого проекта в файл Fbx занимал 20 минут, то теперь время экспорта удалось сократить до 20 секунд.
- В реализации геометрических нод сокращено потребление памяти (до 20%), оптимизирована поддержка многопоточности и вычисления нодовых схем.
- Добавлено 19 нод для процедурного моделирования. В том числе добавлены ноды для экструзии (Extrude), масштабирования элементов (Scale Elements), чтения полей из индексов (Field at Index) и полей накопления (Accumulate Field). Предложены дополнительные инструменты моделирования мешей.
- В редакторе графов предложены обновленные инструменты для анимации.
- Оптимизирован интерфейс пользователя. Предоставлена возможность автоматического показа списка отфильтрованных нод при перетаскивании мышью сокетов, что позволяет видеть только те типы сокетов, к которым возможно подключение. В экземпляры добавлена поддержка определения собственных динамических атрибутов.
- Реализована возможность пометки групп нод как подключаемых элементов (Asset), а также перемещения в режиме drag&drop из браузера подключаемых элементов в ноды геометрии, шейдинга и постобработки.
- Добавлены обновленные модификаторы в систему двумерного рисования и анимации Grease Pencil, позволяющую создавать эскизы в 2D и затем использовать их в 3D-окружении как трёхмерные объекты (на основе нескольких плоских эскизов в разных ракурсах формируется 3D-модель). В инструменте заливки разрешено использование отрицательных значений для неполной заливки по контуру для создания эффектов с окантовкой.
- Расширены возможности нелинейного видеоредактора. Добавлена поддержка перемещения в режиме drag&drop блоков данных и элементов при предпросмотре.
- В интерфейсе моделирования предоставлена возможность придания отдельным вершинам произвольной остроты.
- Добавлена поддержка технологии Pixar OpenSubdiv для моделирования, рендеринга и экспорта в форматах Alembic и USD.
- В состав включено дополнение Copy Global Transform для привязки трансформации одного объекта к другому для обеспечения их связной анимации[2].
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)