Михаил Семенович Щепкин - великий русский актёр, который благодаря своему уникальному таланту, уму и трудолюбию прошел невероятный для его времени путь от крепостного до крупнейшего реформатора актерской сцены и основоположника реализма в русском сценическом искусстве.
Биография
Свой первый спектакль маленький Миша Щепкин увидел в семь лет, а дебютировал на сцене в 11. За явные актерские способности крепостной мальчик был удостоен работы в домашнем театре графа Волькенштейна. Но ее он совмещал
с обязанностями официанта в барском доме и помощника землемера, а в 17 лет стал личным секретарем графа. «Учился я весьма легко и быстро, ибо едва мне сравнялось шесть лет, как я уже всю премудрость выучил, то есть азбуку, часослов
и псалтырь; этим обыкновенно тогда и оканчивалось все учение, из которого мы, разумеется, не понимали ни слова, а приобретали только способность бегло читать церковные книги», - писал Щепкин в своих воспоминаниях.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
В 22 года Михаил познакомился с Еленой, сиротой, которую генерал-майор Дмитрий Чаликов растил в своей семье как дочь. Эту брошенную турецкую девочку он подобрал при осаде Анапы. Несмотря на то, что брак с крепостным делал ее, вольную девушку, также крепостной, через два года Михаил и Елена поженились. В этом браке родилось впоследствии семеро детей, двое из которых связали свою жизнь с театром, а трое добились больших успехов в филологии, юриспруденции и общественной деятельности. Знаменитая русская и советская писательница, поэтесса, драматург и переводчик Татьяна Щепкина-Куперник приходится Михаилу Щепкину правнучкой.
После того как Михаил Семенович, с разрешения своего хозяина, стал постоянным актером местной театральной труппы, а со временем получил место в Полтавском театре, его талант заметили и другие. Так, генерал-губернатор Малороссии, князь Николай Репнин-Волконский, решил выкупить крепостного актера у графини Волькенштейн. Та запросила огромную сумму — 10 000 рублей. Часть из них собрали за счет благотворительного спектакля, а недостающие деньги пожертвовал сам князь.
1824: Дебют в Малом театре в Москве и Александринском в Петербурге
В сентябре 1822 года Щепкин дебютировал на московской сцене, а с 1824 года начал выступать в Малом театре. В следующем году он впервые приехал в Петербург, чтобы выступить на сцене Александринского театра.
Со временем он расширил репертуар и усовершенствовал свою актерскую технику. К каждому выходу на сцену он готовился тщательнейшим образом, задолго до начала спектакля настраивался на исполнение, одним словом, по-настоящему вживался в образ. Щепкин говорил, что актёр должен не копировать, а вникать в "душу" роли. Эти методы осмысления персонажа и проникновения в его характер через сто лет легли в основу системы Станиславского.
Где бы ни выступал Щепкин, публика принимала его восторженно. Режиссеры, театральные критики, авторы пьес – тоже. «Теперь вы стали в несколько раз выше того Щепкина, которого я видел прежде. У вас теперь есть то высокое спокойствие, которого прежде не было. Вы теперь можете царствовать в вашей роли, тогда как прежде вы все еще как-то метались. Если вы этого не слышите и не замечаете сами, то поверьте же сколько-нибудь мне, согласясь, что я могу знать сколько-нибудь в этом толк», - писал Щепкину Николай Гоголь в 1842 году.