Основная статья: История музыки в России
Летом 1906 года, втайне от начальства, 25-летний военный инженер Николай Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию. Его экзаменаторами были Римский- Корсаков, Глазунов и Лядов, ставшие позже его учителями.
Весной 1907 года будущий композитор подал прошение об отставке, но лишь через год он был отчислен в запас. Летом 1908, ко времени написания «Трех набросков» для голоса и фортепиано на слова Вячеслава Иванова, Мясковский впервые в жизни почувствовал себя почти профессиональным музыкантом.
Вокальная музыка Н. Я. Мясковского, в отличие от многочисленных симфоний и струнных квартетов еще далеко не изученная сфера его деятельности. А ведь к моменту создания романсов на слова Иванова, им было написано более 30 вокальных произведений (из более чем 100, созданных за всю жизнь) на слова Баратынского, Бальмонта и Зинаиды Гиппиус.
Уже в первых композиторских опытах можно без труда распознать основные составляющие зрелого творчества композитора это искренность и естественность высказывания, гармоническое богатство, опора на лучшие традиции русской романтической музыки. Слушателям, знакомым с атмосферой отрешенности и красоты поздних романсов Римского-Корсакова (1897-1898) или с характерными усложненными гармониями и интонациями его оперы-сказки «Золотой петушок» (1907), преемственность музыкальных традиций учителя и ученика представляется более чем очевидной. Но очевидно и то, что Мясковский обладал ко времени создания «Трех набросков» на слова Вячеслава Иванова своим собственным оригинальным, узнаваемым композиторским обликом, созвучным его выдающимся, вошедшим в историю человеческим и личностным качествам.