Основная статья: Театры в России
Биография
Карл Теодор Казимир Мейергольд родился в немецкой семье, жил и учился в Пензе. В 1890-е годы принял православие и стал Всеволодом Мейерхольдом. В честь любимого писателя Всеволода Гаршина.
После окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества вошел в труппу Московского художественного театра, основанного Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским.
С 1902 года Мейерхольд ушел в свободное плавание. Он работал в театре В.Ф. Комиссаржевской, Александринском театре.
В 1917-1920 годах много преподавал, ставил, изобретал так называемую «биомеханику» - систему воспитания актера.
1917: Постановка лермонтовского «Маскарада» в Александринском театре
Постановка Мейерхольдом лермонтовского «Маскарада» стала легендарной. Премьера состоялась 25 февраля 1917 года, в Александринском театре.
Вот несколько выдержек из рабочих материалов:
- «Роль Арбенина всегда вручалась так называемому «герою-резонеру». Я пробую нарушить традицию. Даю герою-любовнику. Печоринство в Арбенине. Автобиографические черты в Печорине. Лермонтов — Печорин — Арбенин. Саша Арбенин «Повести» (первая беседа в Александринском театре, 1911г.)
- «Лермонтов задумал написать резкую критику на современные нравы. И то, что должно было быть главным в пьесе, делается фоном. С грибоедовским театром не справляется Лермонтов. Перевес берет шекспировский театр. С ним Лермонтов справляется блестяще, и драма ревности на первом плане» (беседа об Арбенине после второй считки, 21 августа 1911 г.)
- «Романтизм, каким окрашен «Маскарад» Лермонтова, нам кажется, надо искать в той сфере, в какую попадал Лермонтов, зачитываясь Байроном в московском пансионе. И не Венеция ли XVIII века, переданная между строк байроновской поэзии, дала Лермонтову ту сферу грез, ту сферу волшебного сна, какими овеян «Маскарад», — «Маска, свеча, зеркало - вот и образ Венеции XVIII века», — пишет Муратов. Не эти ли маски, свечи и зеркала, не эти ли самые страсти у игорных столов, где карты засыпаны золотом [сюда: как Лермонтов о золоте на картах], не эти ли интриги, возникающие из маскарадных шуток, не эти ли залы, где «сумрачно, несмотря на блеск свечей в многочисленных люстрах, свешивающихся с потолка», находим мы у Лермонтова в его «Маскараде»? Не эта ли самая венецианская жизнь, «зараженная магизмом, всегда скрытым в картах и в золоте», сквозит в образах лермонтовского «Маскарада», «стоящих на границе с бредом, с галлюцинацией» (<из записей> (1911 г.)
1921: Заведующий Театральным отделом Наркомата просвещения
В 1920 году по приглашению наркома просвещения А. С. Луначарского Всеволод Эмильевич Мейерхольд переехал в Москву, где с сентября 1920 г. по февраль 1921 г. заведовал Театральным отделом Наркомпроса. Характер у Мейерхольда был неуживчивый и хамовитый, администратором он был никудышним и вскоре он с этой должности был снят.
1922: Брак с Зинаидой Райх
Работая в Наркомпросе, Мейерхольд познакомился с Зинаидой Райх. Осенью 1921 года она стала студенткой Высших театральных мастерских, которыми руководил Мейерхольд. Училась она не на актерском отделении, а на режиссерском, вместе с С. М. Эйзенштейном и С. И. Юткевичем.
В 1922 г. З. Райх и В. Мейерхольд поженились, при этом ради Райх Всеволод Эмильевич бросил свою первую семью, где у него было трое дочерей.
Райх исполняла почти все главные роли в плстановках Мейерхольда. Отношение к ней как к актрисе было противоречивое, одни считали ее талантливой актрисой, другие полной бездарностью, но так или иначе для Мейерхольда она была музой и любимой женой до последних дней его жизни.
1923: Театр имени Мейерхольда
С 1923 года труппа Мейерхольда официально стала называться театром (Театр имени Мейерхольда, ТИМ).
Всеволод Мейерхольд, выпуская к пятилетию создания Красной Армии спектакль "Земля дыбом", торжественно посвятил творение, прежде всего, "Первому Красноармейцу РСФСР Льву Троцкому". В 1923 году такое посвящение никого не удивляло.
Подробнее об истории здания театра и проекте Мейерхольда по его реконструкции см. Концертный зал имени П. И. Чайковского.
Режиссер, новатор, актер, - Мейерхольд пробовал разные подходы: отмена всех занавесей, «раздетая» сцена – движущиеся щиты – звучащее оформление с бамбуковыми шестами – прозодежда – исторически точный костюм и декорации.
Режиссер создал систему упражнений под названием "биомеханика". Они должны были развивать актеров физически и готовить их к быстрому выполнению заданий на сценической площадке. Предполагалось, что благодаря биомеханике каждый из актеров мог постоянно улучшать и совершенствовать багаж своих выразительных средств.
Он был точен и категоричен в своих постановках, выбирал наиболее выразительные элементы. Так, он передавал ритм гражданской войны через треск автомобиля и мотоцикла, мчащихся по зрительному залу. В годы НЭПа боролся против мещанства, высмеивая приспособленчество, карьеризм и бездушие. Он ставил пьесы Маяковского, Эрдмана, Сельвинского, Вишневского, Файко, Германа, Олеши. Ставил и классику, при этом мог произвольно монтировать текст, пытаясь создать сценические произведения, осмеивающие буржуазно-капиталистический уклад жизни, рассказывает Людмила Филиппова
|
Режиссер открывал многие режиссерские ходы, которые популярны до сих пор, играл со светом, смешивал исторические и современные театральные приемы.
Самыми известными советскими спектаклями театра Мейерхольда можно назвать «Лес» по А. Н. Островскому, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Горе уму» А. С. Грибоедова.
Среди учеников Мейерхольда были такие в будущем блистательные режиссеры и актеры как С. Эйзенштейн, И. Ильинский, Н. Охлопков, И. Пырьев, С. Юткевич, М. Штраух, Коваль-Самборский, Н. Экк, Г. Рошаль и другие, а позднее Э. Гарин, Н. Боголюбов, Л. Свердлин, Е. Самойлов, В. Плучек и др.
1928: Попытка закрытия театра
В 1928 г. театр Мейерхольда пытались закрыть. Произошло это в то время, когда сам Мейерхольд был за границей на лечении и после того, как годом раньше, в 1927 г., Сталин единственный раз был в этом театре на Триумфальной площади и смотрел один из самых неудачных спектаклей "Окно в деревню". Сталину спектакль не понравился. Однако, тогда общественности театр удалось отстоять.
1930: Зарубежные гастроли
В 1930 г. театр был за границей на гастролях. Там Мейерхольд имел разговор с Михаилом Чеховым, который предлагал ему не вохвращаться на родину, предсказывая ему страшный конец, но Всеволод Эмильевич, понимая правоту говорившего, все же вернулся. За возвращение была и Зинаида Райх, ярая сторонница СССР, кроме того, у нее в Москве остались дети и родители.
1932: Переезд театра в здание современного Драмтеатра имени Марии Ермоловой
В 1932 г из-за начала реконструкции здания на Триумфальной площади Театр имени Мейерхольда переехал в помещение, где в настоящее время находится Драмтеатр имени Марии Ермоловой.
В 1938 году театр Мейерхольда был закрыт.
1939: Убийство Зинаиды Райх
15 июля 1939 года в их квартире в Брюсовском переулке была зверски убита неустановленными лицами Зинаида Райх.
В 1939 году недостроенное здание театра Мейерхольда на Триумфальной площади передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал, получивший имя П. И. Чайковского. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
В это же время автор проекта Всеволод Мейерхольд был арестован, а в 1940 году (за полгода до открытия зала) убит.
Мейерхольд не подписал бумагу о троцкистском заговоре, в котором якобы участвовали Эренбург, Леонов, Пастернак, Катаев, Эйзенштейн, Шостакович и многие другие — и их не тронули. После пыток он подписал бумагу только на себя, чем разозлил сотрудников НКВД.
Bceволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью, по очереди сломали все пальцы. A потом утопили в нечистотах — всё это стало известно спустя много лет, после вскрытия архивов. Для отчётности написали, как положено: расстрелян, похоронен в общей могиле…
В 1955 г. Мейерхольд был посмертно реабилитирован.