Театральный музей им. А.А. Бахрушина

Компания

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина — крупнейшее в России собрание материалов по истории отечественного и зарубежного театра, насчитывающее более 1,5 млн экспонатов. Электронные технологии применяются в музее для совершенствования процессов учета, хранения и представления ценностей.

Активы

+ Театральный музей им. А.А. Бахрушина

Основная статья: Культура России

Здания и филиалы

На 2023 год главное здание и 10 филиалов Бахрушинского находятся в Москве:

  • 3 мемориальных дома (А.Н. Островского, М.Н. Ермоловой, М.С. Щепкина),
  • 5 музеев-квартир (Вс.Э. Мейерхольда, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, В.Н. Плучека, актёрской семьи М.В., А.А. Мироновых - А.С. Менакера),
  • музей-мастерская театрального художника Д.Л. Боровского и
  • музей-студия Радиотеатра.

В 2017 году открылся филиал музея в Зарайске, на родине Бахрушиных. В 2021 году музей получил здание в Музейном квартале в Туле, где появится еще один филиал.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.4 т

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы комплексного развития музея создается первый в России Музейно-театральный центр «Бахрушинский». В него войдет Музейно-театральный квартал на Павелецкой и 12 филиалов в Москве, Зарайске и Туле. Планируется, что сочетание мультимедийных, научно-исследовательских и информационных ресурсов позволит реализовывать масштабные культурные программы, творческие мероприятия и социально значимые проекты.

История

2024: Реставрация и создание музейно-театрального квартала «Бахрушинский»

В 2024 году завершаются работы по созданию музейно-театрального квартала «Бахрушинский».

В феврале 2024 г реставраторы в том числе восстанавливают историческую роспись чертополохом в столовой дома-музея Бахрушина, обнаруженную под 14 слоями краски Трафаретная роспись серебром по масляному окрасочному слою была создана, вероятнее всего, художником Сергеем Ивановичем Ягужинским в конце XIX – начале XX веков. Для того, чтобы ее обнаружить, художники-реставраторы расчистили 14 слоев краски.

Специалисты провели большую исследовательскую работу. Так, в Российском государственном архиве литературы и искусства художник-реставратор Виктория Яковлева нашла записи ученицы Сергея Ягужинского, которая делала трафареты для росписи столовой. Внешний облик столовой воссоздавался по исторической фотографии (см. ниже в 1913 г). На ней видно, что помещение посередине и под потолком опоясывают фризы с орнаментом чертополоха. К сожалению, они не сохранились, но были воссозданы. Рисунки на холсте должны быть смонтированы на одном из финальных этапов.

Кресла, диваны и банкетки конца XIX века обретают вторую жизнь благодаря специалистам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря.

Для музейно-театрального квартала к февралю 2024 г отреставрированы 26 единиц мебели. В центре на реставрации находятся комплект из гостиной парадной анфилады и вестибюля.

«Мы знаем, что Бахрушин за ценой не стоял, ему нужно было качественно, хорошо, красиво. Комплект из гостиной сделан из березы – материала твердого и капризного, используемого в основном русскими мастерами», - рассказывал заведующий реставрационной мастерской мебели и деревянных предметов интерьера Роман Студенников.

Предметы мебели при необходимости демонтируют, удаляют старый клей. После этого конструкцию укрепляют, заменяют разрушенные участки.

«Когда с дивана из гостиной снимали старую обивку, в нескольких местах под гвоздиками нашли обрывки газет, датированных 1893 годом», - поделился реставратор. И хотя подлинность мебели для дома-музея Бахрушина не вызывает сомнений, было приятно получить еще одно подтверждение.

Диван из гостиной. Фото Бахрушинского театрального музея

Следующий этап – сборка на сухую, где смотрят нет ли перекосов или деформаций. И только потом склейка, сушка и работа с лицевой поверхностью – восполнение резьбы, тонирование, золочение, обивка.

На очереди комплект из гостиной в готическом стиле. Здесь восстановят утраченные части и вернут яркость цвета.

Элемент декора в виде гаргульи на комплекте мебели из вестибюля. Фото Бахрушинского театрального музея

1938: Архитектор Илья Бондаренко расширил и надстроил здание музея

В 1937-1938 годах здание музея Бахрушина расширил и надстроил архитектор Илья Бондаренко.

1929: Кончина Алексея Бахрушина

Одна из последних фотографий А.А.Бахрушина, 1929 г. Фото: А.А.Темерина

Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 года, до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 года в возрасте 64 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище (2-й уч.)

1913: Передача музея Академии наук

25 ноября 1913 года состоялась передача музея Бахрушина в руки государства в лице Академии Наук.

В этот день Граненая столовая в доме Бахрушина наполнилась большим количеством важных персон во главе с великим князем Константином Константиновичем Романовым.

1894: Основание музея меценатом Алексеем Бахрушиным

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина основан 29 октября 1894 года московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865 – 1929). В этот день состоялся первый показ его театральной коллекции.

Коллекция

Бахрушинский театральный музей - хранитель крупнейшей театральной коллекции России: более 1,5 млн экспонатов - это эскизы костюмов и декораций мастеров сценографии, сценические костюмы великих актеров, предметы декоративно-прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии, портреты и редкие издания...

2024: Собрана полная коллекция фарфоровых скульптур "Русский балет" Пауля Шойриха

Основная статья: Балет в России

В начале XX в. по Европе триумфально шагали дягилевские «Русские сезоны». Одной из постановок был «Карнавал» на музыку Р. Шумана с хореографией М. Фокина и сценографией Л. Бакста. Кульминацией представления была свадьба Арлекина и Коломбины, в ролях которых выступили гениальные Вацлав Нижинский и несравненная Тамара Карсавина. Премьера балета с грандиозным успехом прошла в 1910 г. сначала в Берлине, затем в Париже. Немецкий художник Пауль Шойрих (1883-1945) – один из лучших скульпторов по фарфору XX в, работавший для Мейсенской фарфоровой мануфактуры, был вдохновлен образами этого спектакля, мастерством русских балерин и танцовщиков и создал серию фарфоровых скульптур «Русский балет».

Серия Шойриха состоит из 5 пяти фигур – главных персонажей балета «Карнавал»: Пьеро, Эвсебий, Эстрелла, Киарина и парная скульптура Арлекина и Коломбины. Скульптуры невероятно точно передают изящество и грацию танцовщиков. Художнику удалось виртуозно запечатлеть в фарфоре балетную пластику.

Парная скульптура Арлекина и Коломбины из серии Пауля Шойриха "Русский балет", Мейсенская фарфоровая мануфактура, Бахрушинский музей

В январе 2024 г Бахрушинский музей смог собрать полную коллекцию фарфоровых скульптур из серии «Русский балет» П. Шойриха.

2023: Оцифровано две трети из полутора миллионов экспонатов музея

Бахрушинский продолжает активно оцифровывать свои фонды. За 2022 год специалисты музея оцифровали более 128 тысяч изображений, в 2023 году планируется перевести в цифровой формат свыше 172 тысяч предметов. Из коллекции в полтора миллиона экспонатов к августу 2023 г уже оцифровано – 1 074 536.

2022: Обнаружение клада грампластинок

В июле 2022 г в Театральном музее им. Бахрушина в ходе реставрации обнаружен клад - в замурованной нише стены лежало 109 грампластинок 1900–1910-х годов. На них арии из опер Глинки, Чайковского, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Моцарта, Россини, Бизе, Верди, Гуно, Доницетти, народные песни, и записи чтений русской литературы.

Примечательно, что спрятаны пластинки оказались в 1960-х годах - они завернуты в газеты и афиши того времени. Выяснилось, что некогда записи являлись частью коллекции музея, однако в начале 1960-х их списали как утерянные. Сейчас в музее детально изучают этот клад, сверяют факты, выясняют обстоятельства, при которых пластинки могли оказаться замурованными в стене.

1923

Леон Бакст. Эскизы костюмов к трагедии Федра, 1923 г. Бахрушинский музей

1919

Замирайло В.Д. Эскиз иллюстрации - Демон М.Ю. Лермонтов, 1919 г. Бахрушинский музей
Замирайло В.Д. Эскиз иллюстрации - Демон М.Ю. Лермонтов, 1919 г. Бахрушинский музей

1917: Эскизы росписей зала ожидания Казанского вокзала князя Щербатова

Князь Сергей Александрович Щербатов получил художественное образование: после окончания университета уехал учиться живописи в Мюнхен. Позже стал учеником знаменитого Игоря Грабаря, который его очень хвалил.

После революции 1917 г Щербатов эмигрировал из России. В нашей стране сохранились только его эскизы росписей зала ожидания первого класса для Казанского вокзала, сделанных Щербатовым на заказ. Подробнее об этих работах Щербатова, хранящихся в Бахрушинском музее, см. Московская железная дорога (МЖД), РЖД.

1916

Судейкин С.Ю. Эскиз панно для помещения литературно-аритистического кабаре Привал комедиантов, СПб., 1916г. Бахрушинский музей

1914

Судейкин С.Ю. Эскиз занавеса для Кукольного театра, 1914 г. Бахрушинский музей

1912

Лев Бакст. Программа "Русских сезонов". Спектакли: "Видение розы", "Нарцисс и Эхо", "Петрушка" "Дафнис и Хлоя", "Шехеразада", "Синий бог". 1912 год. Бахрушинский музей

1910: Костюмы из балетов "Русских сезонов" Дягилева

Основная статья: Балет в России

В июне 2023 г в крупнейшее в мире собрание Бахрушинского театрального музея поступили два новых уникальных экспоната - балетные костюмы, созданные более ста лет назад для спектаклей легендарной антрепризы Сергея Дягилева «Русские сезоны». Костюмы пошиты по эскизам одного из самых известных художников Серебряного века Льва Бакста.

Яркий, контрастной расцветки костюм шаха Земана для балета Римского-Корсакова «Шехерезада» выполнен из шелка, хлопчатобумажной и льняной ткани, а также украшен галунами и аппликацией. Эти и другие художественные решения Льва Бакста, а также введенная им практика использования полупрозрачных тканей пришли в современную моду именно после оглушительного успеха «Шехерезады» в «Русских сезонах».
Шелковое с шифоновыми вставками платье Тамары из одноименного балета Балакирева в постановке хореографа Михаила Фокина.

«Судя по надписям и нашивкам на подкладке, где указаны имена исполнителей, а также по печатям, подтверждающим право собственности, эти костюмы были пошиты ещё во времена активной деятельности антрепризы `Русские сезоны`. В дальнейшем их использовали и в `Русском балете Монте-Карло` (Ballet Russe de Monte Carlo). Впоследствии они находились у разных владельцев, и с 1967 года выставлялись на продажу, в частности, на аукционе Сотбис. В 2016-м костюмы были представлены на московской выставке «Лев Бакст/Leon Bаkst. К 150- летию со дня рождения». Последним владельцем костюмов стал российский частный коллекционер», - сообщила заместитель генерального директора - главный хранитель Бахрушинского театрального музея Виктория Журавлева.

Главный хранитель БТМ добавила, что на 2023 год в фондах музея хранится около 70 предметов авторства Бакста, среди которых - 46 эскизов костюмов и 11 афиш.

1905: Доха Осипа Шора

Доха из волчьего меха индивидуального пошива, выполненная не позднее 1903 - 1905 гг., принадлежала брату известного музыканта, пианиста, основателя и руководителя Московского трио и Бетховенской студии Давида Шора, Осипу Шору – врачу и биологу. По наследству она перешла к внучке – Шор Евгении Николаевне (1926-2022), которая несмотря на высокий интерес к предмету частных коллекционеров, завещала передать шубу-доху, именно Театральному музею им. А.А. Бахрушина. В октябре 2023 г предмет поступил в основной фонд Бахрушинского музея и стал достойным пополнением коллекции костюма фонда «Ткань кожа кость» отдела мемориально-вещевого фонда.

Доха из волчьего меха, 1903-1905 гг, Россия. Из коллекции Бахрушинского музея

Этот предмет зимней верхней мужской одежды, специально сшитый для посещений доктором пациентов в зимнюю пору, практически никогда не использовался и бережно хранился в семье на протяжении 120 лет. Благодаря этому факту доха находится в очень хорошем состоянии сохранности. В фонды музея ее передала родственница дарителя Ирина Новиченко – заведующая отделом специальных коллекций Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки России, кандидат исторических наук. Одежда представленного периода сохранилась в очень ограниченных количествах, и каждый экземпляр представляет собой уникальный источник для изучения истории моды, костюма и быта дореволюционной России.

Подробности о новом предмете рассказала заведующая отделом мемориально-вещевого фонда Бахрушинского театрального музея Анна Закурдаева: «Доха выполнена "мехом внутрь" длиннополая, свободного прямого покроя. Длина спинки 135, рукава – 65. Внутренняя часть – мех волчий серо-коричневого цвета. Внешняя поверхность – из черного сукна. Воротник широкий, отложной, также отделан мехом. Спереди застежка с черными пластмассовыми пуговицами и воздушными петлями, на спинке – меховая петля».

Говоря об истории этого предмета гардероба, она отметила, что доха представляет собой длинную и просторную разновидность шубы. «Зимняя верхняя мужская и женская меховая одежда такого типа бытовала в XVIII—XX веках в Приуралье, Нижнем Поволжье, Сибири и Алтае, широко использовалась уральскими казаками. В Европейской России доха получила распространение на рубеже XIX—XX веков и использовалась наряду с тулупом для длинных поездок на санях», – уточнила эксперт.

Известно, что дохи изготавливали из шкур оленей, маралов, диких коз, собак и волков, особенно тёплыми считались собачьи. В Сибири и на Дальнем Востоке они были обычной зимней одеждой, предпочтительно из волчьих шкур и сверху и изнутри. По мере возрастания роли сибирских капиталов, на улицах Москвы и Петербурга стали появляться жители Сибири в необычной для столиц одежде. В 1880—1890-е годы доха стала популярна в европейской части страны, их накидывали в дорогу поверх верхней одежды как правило не застёгивая. Так, шуба-доха вошла в моду. Ставшие популярными шубы стали шить из телячьих или жеребячьих шкур на меховой или ватной подкладке, затем распространились дохи из бараньих шкур.

1888

Шопка – это вид народного театра, появившийся в европейских странах, предположительно в XVI веке. Самую большую известность получила в XVIII-XIX веках. Такие вертепы практически всегда были двухъярусными, фигурки для них могли управляться кукольниками. На первом ярусе разыгрывались бытовые сценки, на втором – библейские. К началу февраля 2024 г была завершена реставрация кукол.

Кукла "Старик", 2-я половина XIX века, предположительно Польша, Бахрушинский музей
Кукла "Турецкий султан", 2-я половина XIX века, предположительно Польша, Бахрушинский музей
Кукла "Сатана", 2-я половина XIX века, предположительно Польша. Бахрушинский музей