Основная статья: История России
Северная Русь
Основная статья: Северная Русь
882: Олег объявляет Киев «матерью городов русских»
В 879 году Рюрик скончался и Олег стал княжить в Новгороде как опекун его малолетнего сына Игоря.
В 882 году Олег отправляется в поход на Киев. По пути, как пишет летописец, Олег "овладел" двумя городами, посадив в них своих наместников. Города эти не подвергались осаде и разорению. Смоленск - это город кривичей, которые занимали верховья Днепра, Западной Двины и Волги, часть бассейна Немана и озера Ильмень. Кривичи были в числе тех, кто призывал на княжение Рюрика и находился во время похода в войске Олега. Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
Любеч, стоявший на Днепре несколько выше от впадения в него Припяти, был городом полян. Эти русские земли грабить Олег не хотел и никому из своих воинов не позволил. Он лишь заменил глав местных администраций.
В том же 882 году Олег пришёл в Киев, убил местных правителей Аскольда и Дира и объявил Киев «матерью городов русских», начал в нём править.
Строительство каменной крепости в Ладоге для защиты от грабежей викингов
В последней четверти IХ в. на мысу, образованном реками Волховом и Ладожкой, на месте деревянной была построена одна из первых на Руси каменная крепость. Судя по упавшим блокам, первоначальная высота ее стен составляла не менее 3 м при такой же толщине. Возвели ли ее пришлые мастера, может быть, рейнские, сказать трудно, однако, цели строительства представляются очевидными. Твердыня обеспечивала безопасность судоходства, да и самого города. Она должна была защитить горожан прежде всего от разбойничьих набегов викингов. Эта задача была решена успешно.
Только в конце Х в. норвежскому ярлу Эйрику удалось разрушить крепость и сжечь посад Ладоги, при этом часть каменных стен была просто опрокинута на землю.
Дети часто наделялись частью имени родителя или деда
Если внимательно вглядеться в имена, которыми в те времена родители наделяли своих детей, то можно увидеть, что в случае с двусоставными именами (такими как Рюрик, Рогволод, Трувор, или, если брать имена славянские, Ярослав, Владимир, Святополк) дети часто наделялись частью имени родителя или деда.
Тогда становится понятным выбор имени князем Игорем Рюриковичем для своего сына. Имя Святослав содержит в себе корень «слав», что является буквальным переводом на славянский язык первой части имени отца Игоря – «Hród» – слава, собственно, основу имени «Hrórekr»,то есть «Рюрик».
922: Большие дома варягов, торгующих рабынями, на Средней Волге
В 922 г. арабский путешественник Ибн-Фадлан видел постройки варягов на Средней Волге, аналогичные тем, что были обнаружены археологами и в Старой Ладоге.
Купцы-русы, пишет Ибн-Фадлан, «причаливают свои корабли на реке Итиль (Волге)... строят на ее берегу большие дома из дерева. И собирается их в одном таком доме десять или двадцать, когда больше, когда меньше. Там у каждого из них длинная скамья, на которой располагается он сам с девушками-красавицами для продажи».
Названное арабским очевидцем количество живущих в доме, похоже, соответствует составу корабельной команды, занимавшейся торговлей на водных путях Восточной Европы.
Целая партия зеленого бисера, найденная у стены такого дома в Старой Ладоге, была предназначена, очевидно, для продажи. Как пишет Ибн-Фадлан, именно зеленые бусы очень ценились на Востоке, и ими русы старались украшать женщин.
Дома, сходные с ладожскими и описанные Ибн-Фадланом, могли строиться в торговых городах и местах, расположенных на великих речных путях Восточной Европы «из варяг в арабы» и «из варяг в греки». Они служили постоялыми дворами для купцов. В таких домах останавливались члены торговых судовых команд, прибывших для участия в ярмарках, либо чтобы переждать зиму, ремонтируя корабли, запасаясь местными товарами, попутно занимаясь выработкой и выделкой украшений из янтаря, стекла, бронзы или латуни.
Такие дома возводились самими судовыми командами там, где они нуждались в остановках. Центральное отапливаемое помещение в доме в Ладоге занимало площадь 104 кв. м (8 х 13 м), а дополненное галереей по периметру примерно 175 кв. м - (10 х 17-17,5 м).
959: Княгиня Ольга просит Отгона I прислать христианских проповедников и основать епископию в Киеве
Основная статья: Миссия Адальберта
Летом или осенью 959 года, то есть на следующий год после разрыва отношений с императором Византии Константином Багрянородным, княгиня направила послов в Германию к королю Отгону, которого просила ни больше ни меньше как об учреждении епископии в своей стране. Подробнее здесь.
963: Будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон проводит детство и юность в Новгороде
Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая дань в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где был популярен среди воинов.
964: Поход Святослава на хазар
976: Вероятный брак Владимира Святославовича с Олавой - дочерью шведского короля Эрика VI
В скандинавских сагах упоминается, что, когда Владимир Святославович правил в Новгороде, у него была варяжская жена по имени Олава или Аллогия. Это необычное имя, вероятно, является женской формой от Олаф. По словам Снорри Стурлусона, беглый Олаф Трюггвасон был укрыт Аллогией в ее доме; она также заплатила за него крупный штраф.
Несколько авторитетных авторов, в частности Рыдзевская ("Древняя Русь и Скандинавия в 9-14 веках", 1978), утверждают, что более поздние скальды принимали за жену Владимира Олаву его бабушку и наставницу Ольгу, а Аллогия была искаженной формой имени Ольга.
Другие утверждают, что Олава была реальным человеком и матерью Вышеслава, первого из сыновей Владимира, который, вероятно родился в 977 г и княжил в Новгороде, как и подобает старшему сыну и наследнику. С другой стороны, нет никаких свидетельств того, что традиция посылать старшего сына киевского монарха в Новгород существовала в столь ранние времена.
Те ученые, которые считают, что эта скандинавская жена не была вымышленной, предполагают, что Владимир мог жениться на ней во время своего знаменитого изгнания в Скандинавию в конце 970-х годов. Обычно они ссылаются на рассказ из "Саги об Ингваре" (в части, называемой "Сага об Эймунде"), в которой рассказывается, что король Швеции Эрик VI выдал свою дочь замуж за "конунга фьорда, лежащего к востоку от Хольмгарда". Возможно, этим князем был Владимир Великий.
980: Реформа языческих верований Владимира с возвышением бога Перуна
Основная статья: Религия в России
Миропонимание восточных славян, живших в условиях первобытно-общинного строя, выражалось в языческих верованиях. Новгородские словене и кривичи (а также угрофинны, обитавшие в Приильменье) поклонялись многим богам, олицетворявшим стихийные силы природы: божеству солнца - Даждь богу, богу огня — Сварогу, богу скота - Велесу и др. С развитием феодальных отношений языческая религия оказалась неприемлемой для господствующего класса: она не была единой для всего древнерусского государства и не отражала новую классовую структуру общества.
Князь Владимир пытался поднять древние народные верования до уровня государственной религии. В 980 году в Киеве было создано святилище с языческими идолами всех славянских племен. Главенствовал среди них бог Перун - покровитель киевской дружинной знати. Культ Перуна был введен также в Новгороде.
Однако такая попытка выразить единство Руси, главенство в ней Киева и господство феодальной верхушки потерпела неудачу. Неразвитые языческие верования уже не соответствовали новому уровню производственных и общественных отношений, сложившихся к этому времени в Киевской Руси.
997: Будущий правитель Норвегии Эйрик Хаконарсон грабит и сжигает Ладогу как город его врагов
Весной 997 г Эйрик Хаконарсон совершил грабительский набег на Альдейгьюборг (Ладогу) и сжег город. Это было нетипичным явлением для скандинавов на Руси в сравнении с их многочисленными разбойничьми рейдами на Западе.
Раскопками на Варяжской улице (на левом берегу р. Ладожки) установлено, что «все постройки II основного горизонта» и многие из построек III «обнаруживают следы гибели в огне». Гибнет в огне и «плохо сохранившийся ярус XI» (после 980 г.) на Земляном городище Ладоги. Эти разрушения исследователи связывают с походом норвежского ярла Эйрика.
Киевский князь Владимир являлся приемным отцом, опекуном Олава Трюггвасона, который в 995 году захватил власть в Норвегии и Эйрик Хаконарсон был вынужден бежать в Швецию.
Вероятно, что Эйриком двигало желание отомстить Олаву посредством разорения земель Владимира, учитывая позорные обстоятельства гибели его отца, Хакона Могучего, бегством скрывавшегося от Олава Трюггвасона и обещглавленного ночью в свинарнике своим собственным рабом.
Олав Трюггвасон, выросший в Новгороде и служивший у Владимира Святославовича, был родственником его первой жены Оловы, матери его первого сына Вышеслава. По достижению совершеннолетия Вышеслав стал новгородским князем.
Владимир выделил уделы своим бывшим жёнам после развода с ними, то есть не позднее возвращения в Киев из заграничных походов вместе с царевной Анной. Олова умерла вскоре после рождения сына. Но Новгород был предназначен Вышеславу, как первенцу, заранее, и его родственники могли получить в кормление земли в Новгородском княжестве.
Прибывший на Русь в 980 году предводитель варягов Сигурд был на поколение старше Владимира Святого, и Олова должна была приходиться ему или дочерью или племянницей. Олаву Трюггвасону она была двоюродной сестрой или более дальней родственницей. Вышеславу Олав приходился ещё более дальним родственником. Но и этих связей оказалось достаточно, чтобы считать Ладогу владением родственников норвежского короля и мстить её обитателям. Это, в свою очередь, косвенно свидетельствует о проживании в Ладоге родственников Оловы, подобно тому, как позднее в ней жили шведские родственники Ингигерд, супруги Ярослава Мудрого.
В 997 году новгородским князем был Добрыня, который в 993 году усмирял в Новгороде языческий мятеж. Во время мятежа погибла жена Добрыни, что свидетельствует о проживании его семейства в городе.
В 1000 году Эйрик Хаконарсон напал на флот Олафа Трюггвасона, который погиб в этой битве при Свольдере. После гибели Олафа Эйрик стал правителем Норвегии до 1014 г совместно со своим братом Свейном и сыном Хаконом в качестве вассала Свена Вилобородого, короля Дании.
1000: Поток серебряных монет из Средней Азии от торговли с Северной Европой по Волжскому пути
Основная статья: Внешняя торговля России
По подсчету американского нумизмата Т.Нунана, 125 млн исламских серебряных монет в течение Х в. было экспортировано из Средней Азии в Северную Европу (экспорт в весовом отношении составлял ежегодно 3750 кг серебра, для чего требовался эквивалент в виде 500 000 шкурок меха высшего качества). Можно представить громадный объем и интенсивность движения ценностей, которые по преимуществу провозились тогда через Ладогу. Несомненно, что в этой международной коммерции не могли не участвовать жители этого ключевого маршрутного города[1].
1019: Женитьба Ярослава на Ингигерд, дочери шведского конунга, для формирования коалиции против Польши в борьбе за Киевский престол
Наиболее полно история брака Ярослава Владимировича и Ингигерд (дочери шведского конунга Олава Эйрикссона, правившего с 995 по 1022 год, и, вероятно, вендки Астрид), излагается Снорри Стурлусоном. Подробнее см. Ленинградская область
1031: Будущий король Норвегии Харальд III Суровый поступает на службу к Ярославу Мудрому в Киеве
Будущий король Норвегии Харальд III Суровый в возрасте 16 лет сформировал военный отряд из тех, кто, как и он, был вынужден покинуть страну в результате смерти Олава II, и в 1031 году вместе с отрядом прибыл в Киев, где поступил на службу к Ярославу Мудрому.
В 1031—1034 годах Харальд вместе Эйливом Регнвальдсоном, сыном ярла (посадника) Альдейгьюборга (Ладоги) Рёгнвальда Ульвссона, принимает участие в кампании Ярослава против поляков и по сведениям скандинавских саг является соруководителем войска.
1043: Поход Владимира Ярославича и Харальда на императора Византии Константина Мономаха
В 1043 году Ярослав Мудрый, «за убийство одного знаменитого русского в Цареграде» (в Константинополе), послал своего сына — новгородского князя Владимира совместно с Харальдом Суровым (будущим королем Норвегии) в поход на императора Константина Мономаха. Поход закончился миром, заключённым в 1046 году.
1044: Будущий король Норвегии Харальд Суровый женится на Елизавете - дочери Ярослава Мудрого
Зимой 1043/1044 Харальд стал зятем Ярослава Мудрого, взяв в жёны Елизавету Ярославну (Эллисиф в сагах), от которой у него родились две дочери — Мария и Ингигерд. Хотя Харальд был христианином, в 1048 году он берёт в наложницы Тору, дочь ярла Торберга Арнасона, родившую ему будущих норвежских королей Магнуса II и Олава III Тихого.
1074: Владимир Мономах женится на дочери английского короля Харальда II
Гида - это дочь последнего правившего англосаксонского короля Харальда II, погибшего при завоевании Англии нормандцами в 1066 г. В соответствии с гипотезой А.В. Назаренко, на Руси Гида Харальдовна приняла, по обычаю того времени, православное имя Анна [Назаренко 1993а: 77, примеч. 79]. На Гиде женился Владимир, сын Ярослава Мудрого, но, как справедливо отметил С.Х. Кросс, хронологические соображения заставляют думать, что это был не сын, а внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, родившийся в 1053 г., в то время князь смоленский и позже в 1113-1125 гг., великий князь киевский [Cross 1929: 182].
Принятая в науке датировка брака Владимира Всеволодовича Мономаха и Гиды – 1074/75 г. – опирается лишь на дату рождения их старшего сына Мстислава Великого – февраль 1076 г. [ПСРЛ. Т. 2. Стб.190; Кучкин 1971: 24-25]. Принимая во внимание отмечаемое Саксоном Грамматиком участие датского короля Свена Эстридсена в заключении этого брака, а также одновременность германо-черниговских и германо-датских переговоров в начале 1070-х гг., А.В.Назаренко усматривает в этом браке "проявление скоординированной международной политики" младших братьев Изяслава Киевского – Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского, отца Владимира Мономаха, – "в 1069-1072 гг., направленной на изоляцию польского князя Болеслава II, главного союзника Изяслава Ярославича". Соответственно он относит время заключения брака к периоду между 1072 и 1074 гг. [Назаренко 1984: 187-188].
Гида умерла в конце 1090-х гг. Через своего сына Мстислава Великого она была предком датского короля Вальдемара I и его потомков, а также королевы Англии Филиппы Геннегау и короля Англии Эдуарда III, и, следовательно, всех последующих английских и британских монархов.
1095: Мстислав Владимирович женится на Кристин, дочери шведского короля
Около 1095 г сын Владимира Мономаха Мстислав Владимирович женится на Кристин, дочери шведского короля Инги Стейнкельссона (ок. 1084 – ок. 1100).
Дочь Мстислава, известна по скандинавским источникам как Мальмфрид. Была (вероятно, с 1111 г.) женой норвежского конунга Сигурда Крестоносца (1103-1130), а через три года после его смерти, в 1133 г., – Эйрика Эймуна. В.Т.Пашуто полагает, что в первой трети XI в. "Киев и Новгород должны были иметь политические связи с Норвегией и с Данией, хотя бы потому, что Малфрид Мстиславна, когда в 1111 г. находилась в Шлезвиге у ярла Эйлифа, вышла замуж за возвращавшегося из крестового похода Сигурда I, сына норвежского короля Магнуса III; овдовев (1130 г.), она стала женой датского короля Эрика Эмуна (1134-1137), который укрылся в Норвегии после смерти своего отца датского короля Эрика III Доброго" [Пашуто 1968: 146].
Дочь Сигурда Крестоносца и Мальмфрид Мстиславны названа, как и дочь Ингибьёрг Мстиславны, в честь их бабки, жены Мстислава Владимировича, Кристин.
Ингибьёрг Мстиславна, сестра Мальмфриды Мстиславны, была замужем за Кнутом Лавардом – сыном датского короля Эйрика Доброго (1095-1103), датским принцем, бодрицким королём в 1129-1131 гг., убитым в 1131 г. [Пашуто 1968: 146].
1097: Съезд в Любече: отказ от перемещения князей по старшинству и новый принцип: «каждый да держит отчину свою»
Установившийся после смерти Ярослава Мудрого порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядями и племянниками.
В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.
1131: Рождение на Руси будущего короля Дании Вальдемара I названного так в честь своего деда Владимира Мономаха
В.Т.Пашуто предположил, что "сын Ингебьёрг (дочери Мстислава Великого) – будущий датский король Вальдемар I (1157-1182) назван так, видимо, в честь деда, Мономаха" [Пашуто 1968: 147; Lind 1990: 16]. Согласно "Саге о Кнютлингах", которая в данном конкретном случае представляется Дж. Линду достоверной [Lind 1990: 16], Вальдемар родился на Руси через семь дней после убийства в 1131 г его отца и провел там раннее детство.
См. также