2013/09/06 17:51:08

Какие технологии планирует внедрять «Уралсиб». Интервью с Игорем Мушаковым

Игорь Мушаков, в апреле 2013 г. назначенный вице-президентом и главным исполнительным директором по ИТ «Уралсиб», в интервью TAdviser рассказал о текущем состоянии ИТ-инфраструктуры банка и планируемых проектах.

Игорь Мушаков, вице-президент, главный исполнительный директор по ИТ «Уралсиба»

TAdviser: Игорь Владимирович, как изменится ИТ-бюджет «Уралсиба» в 2014 г. по отношению к 2012-2013 гг.?

Игорь Мушаков: В настоящее время «Уралсиб» намерен повысить свою эффективность за счет снижения себестоимости операционных процессов и повышения доходов, поэтому я ожидаю, что ИТ-бюджеты будут либо сохраняться на том же уровне, либо сокращаться. В ИТ есть потенциал для оптимизации и повышения эффективности, в том числе за счет новых технологий и стандартизации процессов, что мы и планируем использовать.

В момент моего прихода в компанию одной из задач, которые обсуждались, было повышение эффективности работы ИТ и изменение процессов с тем, чтобы они, с одной стороны, были оптимальными с точки зрения затрат, а с другой - чтобы цели этих процессов достигались.

TAdviser: Существует ли у «Уралсиба» ИТ-стратегия? Если да, то на какой срок она рассчитана и каковы ее ключевые пункты?

Игорь Мушаков: ИТ-стратегия сейчас формируется вместе с общей стратегией банка на ближайшие три года, к концу 2013 года мы надеемся ответить для себя на все необходимые вопросы. Ключевые пункты новой стратегии озвучивать, на мой взгляд, пока преждевременно.28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 9.2 т

Могу также сказать, что с начала 2014 г. мы планируем фиксировать портфель ИТ-задач на квартальной основе и пересматривать его ежеквартально. Соответствующее решение правления уже принято. Таким образом, мы сможем сохранить фокус на наиболее важных бизнес-направлениях, не распыляясь на те, которые могут подождать.

TAdviser: Как устроена ИТ-инфраструктура «Уралсиба» в целом? Что представляет собой ЦОД компании, какие технологические решения в нем используются, какое ПО используется в банке?

Игорь Мушаков: Так исторически сложилось, что в части ЦОДов основная наша собственная площадка расположена в Уфе, вторая - в Москве. В каждой из этих локаций есть два или более распределенных дата-центра для дублирования оборудования и приложений. Насколько это оптимально и должно остаться неизменным, нам еще предстоит решить.

В части ПО можно отметить, что сейчас в «Уралсибе» используется достаточно большое количество решений от разных производителей, как для ядра банковской системы, так и специализированных приложений. В качестве основной АБС мы ориентированы на использование целевой банковской платформы Finacle от компании Infosys. Сейчас, до миграции на целевую платформу, мы используем решения компаний БИС, ЦФТ, а также нашу собственную разработку.

ERP-система банка базируется на платформе SAP. На мой взгляд, с точки зрения глубины проникновения в бизнес-процессы это одно из наиболее масштабных внедрений SAP в банках: система у нас используется для автоматизации всех основных операционных процессов, вплоть до планирования отпусков и командировок сотрудников. В «Уралсибе» работает порядка 13 800 человек, и практически все они являются пользователями этой ERP-системы. CRM-система у нас находится в стадии предпроектного анализа.

В качестве почтовой системы у нас используется Lotus Notes, на базе которой специально для нас компания «ИнтерТраст» разработала СЭД, в которой ведется вся служебная переписка. К сожалению, есть большое число ограничений, связанных с этой системой: она недостаточно соответствует современным потребностям банка в этой области. Имело бы смысл говорить о переносе ее на мобильные платформы, однако форма реализации, предлагаемая нам, пока вызывает множество вопросов, в том числе - экономического плана.

TAdviser: На каких технологических решениях работает интернет-банкинг «Уралсиба»?

Игорь Мушаков: Исторически мы используем платформу интернет-банкинга собственной разработки. Сейчас готовится к вводу в действие усовершенствованная версия этой платформы, также разработанная нашими специалистами, и параллельно ведется проект по внедрению мобильного банка совместно с компанией Qulix. Запустить мобильный банкинг под платформы iOS и Android планируется в конце 2013 г.


TAdviser: Перечислите, пожалуйста, ключевые ИТ-проекты, запланированные в вашем банке на 2013 г.?

Игорь Мушаков: Основная часть проектов связана с развитием электронных каналов бизнеса, мобильного банкинга, CRM-систем, корпоративного хранилища данных, управленческой отчетности, а также функционала банковских карт и кредитования. Внимания заслуживает внедрение системы бережливого производства.

Также нам предстоит переосмыслить роль платформы АБС Finacle в организации: из системы, в которой делается все, Finacle, согласно новому подходу, должна занять место «продуктового двигателя». Данное направление в ближайшее время должно получить новый импульс и качество в связи с тем, что банк недавно принял решение изменить ее фокус: с внедрения ИТ-платформы – на внедрение «бизнес – процессов банка с использованием выбранной технологической платформы». Кроме этого, статус проекта существенно повысится за счет передачи спонсорства по нему на уровень председателя правления банка.

TAdviser: Сколько всего человек работает в ИТ-департаменте банка, как изменился его штат за последнее время? Какие изменения планируются в ИТ-департаменте?

Игорь Мушаков: ИТ-служба «Уралсиба» сейчас состоит из двух основных частей: с одной стороны, это региональные подразделения, которые находятся в региональном административном управлении и выполняют роль, главным образом, поддержки пользователей на территориях, а с другой стороны – Центральный офис в Москве и удаленный центральный офис в Уфе, где специалисты занимаются централизованной поддержкой и развитием систем и оборудования. Общий ИТ-штат составляет порядка 700 человек, из которых около 400 человек - в Москве и Уфе.

Мы создаем новые позиции, которых ранее не было: в частности, архитекторов, аккаунт-менеджеров в ИТ, проектных менеджеров, системных аналитиков. Кроме того, создано выделенное и постоянно действующее подразделение тестирования ПО, которого в качестве отдельной функции ранее не существовало. Последнее, в основной массе, вероятнее всего, мы будем делать с привлечением аутсорсинга.

TAdviser: А сейчас вы используете аутсорсинг в том или ином виде?

Игорь Мушаков: Сейчас он используется, но мало и, скорее, в области стратегического консалтинга. Есть набор услуг, который оказывают нам интеграторы в части работы с сетевой инфраструктурой и поддержкой оборудования, в первую очередь серверов. Также у нас есть частичная разработка ПО сторонними силами. Все же пока в части разработки мы ориентируемся на собственные ресурсы.

TAdviser: После вашего прихода в «Уралсиб» имели место назначения на какие-то ключевые ИТ-позиции?

Игорь Мушаков: Да, в рамках новой структуры, которую мы стремимся построить по функциональному разделению, у меня появились три основных заместителя. Первый из них - заместитель по клиентской работе, управлению проектной деятельностью и экспертизы, второй - отвечающий за производство ПО и готовность конечного продукта, третий - отвечающий за поддержку. Все эти люди - новые.

Клиентское направление возглавил Александр Шестаков, пришедший к нам из «Сбербанка», направление по развитию продуктов – Константин Круглов, одним из мест которого была компания EPAM Systems, а по сопровождению - один из руководителей «Номос-банка» Александр Мелехин.

Также к нашей команде присоединился главный архитектор - Сабир Асадуллаев, ранее работавший в IBM, и руководитель проектного офиса и портфельного управления из ВТБ Маргарита Дубовик. В целом, по работе с персоналом ИТ мы ориентируемся на сохранение компетенций команды, накопившей опыт в банке, при этом, дополняя их новыми знаниями с рынка там, где это необходимо.