МИСиС: Приложение для прогноза задержек авиарейсов

Продукт
Название базовой системы (платформы): Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
Разработчики: НИТУ МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет)
Дата премьеры системы: 2023/08/18
Отрасли: Транспорт
Технологии: Data Mining

Основные статьи:

2023: Создание приложения

Студент Университета МИСИС Вячеслав Пачков в качестве выпускной квалификационной работы создал приложение для смартфона, прогнозирующее задержки авиарейсов. Об этом представители НИТУ МИСиС сообщили TAdviser 18 августа 2023 года.

В России создали приложение для прогноза задержек авиарейсов

Результаты тестирования разработки показали, что обученная на больших данных модель делала прогнозы, которые отличались от истинных значений задержек на 12 минут, что, по мнению представителей университета, говорит о высокой точности и широких перспективах для развития данной темы.

Как известно, задержки вылетов являются серьезной проблемой как для авиакомпаний, так и для пассажиров, поскольку они приводят к значительным потерям времени и денег. Основные факторы, которые способствуют задержкам авиакомпаний, включают погодные условия, загруженность, тип и возраст воздушного движения, а также проблемы с техническим обслуживанием самолетов.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2.5 т

Современные нейросети могут помочь людям подстраховаться в случае переноса или отмены рейса и спланировать свои дальнейшие действия. По информации НИТУ МИСиС, для прогнозирования задержек подходят различные алгоритмы машинного обучения, такие как модель многослойного перцептрона, байесовское моделирование, дерево решений, кластерная классификация или случайный лес. С их помощью можно оценить как вероятность, так и серьезность задержек рейсов, что может оказаться неоценимым при разработке более эффективных стратегий планирования и обслуживания авиакомпаний.

«
«Методы машинного обучения отлично справляются с задачами в сфере авиаперевозок. Определение наиболее важных и информативных признаков является ключевым этапом в разработке эффективной модели прогнозирования задержек авиарейсов. Мне кажется, если авиакомпании или аэропорты вложатся в это направление для повышения точности и надежности предсказаний - это продемонстрирует заботу о клиентах, повысит положительную репутацию ответственного перевозчика и, конечно, позволит выбрать наиболее эффективную стратегию управления рисками», - убежден Вячеслав Пачков.
»

По его словам, в основе разработки лежит искусственная нейронная сеть, способная обрабатывать сложные входные данные и проводить нелинейную классификацию или регрессию, она называется модель многослойного перцептрона (Multilayer Perceptron, MLP). MLP может моделировать более сложные функции и зависимости между входными и выходными данными. Входной слой принимает вектор признаков, скрытые слои обрабатывают данные, а выходной слой генерирует предсказания. Нейроны между слоями соединены весами, которые определяют степень влияния каждого нейрона на другие нейроны. Процесс обучения продолжается до достижения определенного критерия остановки, например, до минимального значения функции потерь или стабилизации ошибки на проверочном наборе данных.

В модели используется 9 входных признаков: время между прилетом и вылетом из аэропорта отправления; ожидаемое время прилета в аэропорт назначения; дальность полета; аэропорт вылета; аэропорт прилета; вид воздушного судна; температура; вероятность осадков; время года. Как уточнили в НИТУ МИСиС, в общей сложности было собрано около миллиона записей, представляющих собой информацию о полётах за последний год из API-интерфейсов служб отслеживания рейсов FlightAware и FlightStats из России, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии и США, обеспечив значительный объем данных и географическое разнообразие. Источниками для сбора метеорологических данных послужили WeatherAPI, OpenWeatherMap и WeatherUnderground.

Этот датасет был использован в качестве основы для обучения и последующего тестирования модели машинного обучения. После замера производительности на тестовом наборе данных, сконвертированная модель была интегрирована в iOS-приложение для демонстрации работы на реальных данных. Приложение использует разработанную модель для выполнения предсказаний на мобильном устройстве.

При дальнейшем обучении в НИТУ МИСИС Вячеслав Пачков планирует доработать приложение, повысив точность модели и оптимизировав слои нейронной сети для ускорения работы на слабых мобильных устройствах.

Смотрите также



Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Loginom Company (ранее BaseGroup Labs Аналитические технологии) (125)
  БизнесАвтоматика НПЦ (118)
  Инфосистемы Джет (13)
  Marketing Logic (Маркетинг Лоджик) (9)
  РДТЕХ (8)
  Другие (574)

  БизнесАвтоматика НПЦ (3)
  Ростелеком (3)
  IPavlov (Айпавлов) (2)
  NLogic (2)
  Сапиенс солюшнс (Sapiens solutions) (2)
  Другие (48)

  БизнесАвтоматика НПЦ (13)
  OneFactor (Уанфактор) ЕдиныйФактор (3)
  Платформа больших данных (Platforma) (2)
  К-Скай (K-SkAI) (2)
  HFLabs (ХФ Лабс), ранее HumanFactorLabs (2)
  Другие (58)

  БизнесАвтоматика НПЦ (7)
  Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) (3)
  Axenix (ранее Аксенчер Россия) Аксеникс (2)
  CM.Expert (АвтоЭксперт) (2)
  Ситроникс КТ (ранее Кронштадт Технологии) (2)
  Другие (58)

  БизнесАвтоматика НПЦ (3)
  Мобильные ТелеСистемы (МТС) (2)
  Университет Иннополис (2)
  Axenix (ранее Аксенчер Россия) Аксеникс (1)
  Exodrive (Экзодрайв) (1)
  Другие (17)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Loginom Company (ранее BaseGroup Labs Аналитические технологии) (2, 236)
  БизнесАвтоматика НПЦ (2, 117)
  Oracle (12, 14)
  IBM (10, 14)
  Полиматика (Polymatica) (3, 10)
  Другие (283, 143)

  БизнесАвтоматика НПЦ (1, 3)
  Полиматика (Polymatica) (1, 2)
  Dell EMC (1, 2)
  Informatica (1, 1)
  Minit (1, 1)
  Другие (5, 5)

  БизнесАвтоматика НПЦ (1, 13)
  Сбербанк (2, 2)
  К-Скай (K-SkAI) (1, 2)
  Мегапьютер Интелидженс (Megaputer Intelligence) (1, 2)
  Loginom Company (ранее BaseGroup Labs Аналитические технологии) (1, 2)
  Другие (14, 16)

  БизнесАвтоматика НПЦ (1, 7)
  Ситроникс КТ (ранее Кронштадт Технологии) (2, 2)
  Сбербанк (2, 2)
  CM.Expert (АвтоЭксперт) (1, 2)
  Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (1, 2)
  Другие (12, 12)

  БизнесАвтоматика НПЦ (1, 2)
  Exodrive (Экзодрайв) (1, 1)
  T1 Digital (Т1 Диджитал) (1, 1)
  Мобильные ТелеСистемы (МТС) (1, 1)
  Т1 Консалтинг (Т1 Инновации) (1, 1)
  Другие (2, 2)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Deductor - 226
  Visary BI Платформа бизнес-аналитики - 117
  Loginom Аналитическая платформа - 10
  IBM SPSS Decision Management - 10
  Polymatica Analytics Аналитическая платформа - 10
  Другие 150

  Visary BI Платформа бизнес-аналитики - 3
  EMC Greenplum Data Computing Appliance - 2
  Polymatica Analytics Аналитическая платформа - 2
  Loginom Аналитическая платформа - 1
  IBM SPSS Decision Management - 1
  Другие 5

  Visary BI Платформа бизнес-аналитики - 13
  Platforma и HFLabs: Технология безопасного метчинга данных - 2
  Webiomed - Платформа предиктивной аналитики и управления рисками в здравоохранении на основе машинного обучения - 2
  PolyAnalyst Платформа визуальной разработки сценариев анализа данных и текстов - 2
  Loginom Аналитическая платформа - 2
  Другие 11

  Visary BI Платформа бизнес-аналитики - 7
  CM.Expert Data Mining платформа - 2
  ЦРТ: Speech Analytics Lab - 2
  Napoleon IT PowerPrice - 1
  Polymatica Analytics Аналитическая платформа - 1
  Другие 13

  Visary BI Платформа бизнес-аналитики - 2
  Сфера. Интеллектуальный анализ процессов - 1
  Napoleon IT PowerPrice - 1
  МТС DataOps Platform - 1
  Exodrive Платформа для оценки качества вождения - 1
  Другие 0