2011/04/20 15:34:23

Электронная система дорожных сборов

Осенью 2011 года вице-премьер Сергей Иванов объявил о том, что Россия намерена ввести плату за пользование автомагистралями. В связи с этим Минтранс планирует организовать электронную систему дорожных сборов на территории всей страны для всех грузовых автомобилей массой более 12 тонн, передвигающихся по федеральным автодорогам. В настоящее время в России использование дорог, в принципе, бесплатно, но при въезде могут взыматься транзитные или экологические сборы.

Причина, по которой правительства принимают решения о внедрении общенациональных электронных систем взимания платы за проезд, проста – такие системы служат постоянным источником финансирования и обеспечивают сбор средств, необходимых для реализации инфраструктурных проектов в дорожной отрасли. Россия – не исключение, взимание платы за проезд становится все более распространенным, и постепенно у участников дорожного движения формируется понимание, что это единственный реалистичный способ повышения безопасности дорожного движения и улучшения качества дорожной сети. За последние годы в одной только Европе подобные системы были запущены в Швейцарии, Австрии, Германии, Чешской республике и в Словакии, реализация подобных проектов продолжается в Швеции, Франции, Польше, Венгрии и в Словении. С введением электронных систем взимания платы за проезд за счет обеспечения беспрепятственного проезда транспорта улучшается безопасность дорожного движения, а благодаря введению дифференцированных сборов в зависимости от уровня выбросов вредных веществ снижается негативный экологический эффект.

Кстати, одной из основных проблем, связанных с введением платных дорог, были неминуемые задержки, обусловленные сбором оплаты, пока в 1959 году лауреат Нобелевской премии по экономике Уильям Викрей, работая над совершенствованием дорожной сети в окрестностях Вашингтона, не предложил собирать оплату за проезд с помощью электронной системы. Сегодня электронные системы взимания платы за проезд успешно эксплуатируются во многих странах Европы, Азии, Америки и в Австралии. В некоторых случаях плата взимается лишь за проезд по отдельным участкам дорожной сети, а в ряде стран, например, в Германии, Австрии, Чехии, Словакии или в Польше, – на всех транзитных магистралях. Технологически решения могут отличаться, но мотивация у правительств всегда одна – им необходимо собрать средства для поддержания дорожной инфраструктуры, так как в связи с увеличением числа автомобилей приходится увеличивать финансирование на строительство новых и содержание уже имеющихся дорог.

Общенациональная электронная система взимания платы за проезд имеет два главных отличия от традиционных систем. Во-первых, она позволяет охватить значительно большее число автодорог, чем любой отдельно взятый дорожный проект, таким образом значительно расширяя возможности по сбору средств, и не ограничивается финансированием конкретного проекта. Во-вторых, эта система управляется сертифицированным оператором, который на конкурентной основе, за плату предоставляет для отрасли грузовых перевозок услуги по отслеживанию, а также коммуникационные и бухгалтерские услуги.

Всем нам знакомы сложности, возникающие при проезде по платной дороге, – необходимо остановиться на пункте сбора, передать деньги, наконец, дождаться открытия шлагбаума, к тому же на въезде наверняка придется стоять в очереди – поэтому только для того, чтобы заплатить за проезд, теряется много времени. Для сравнения, новая национальная система взимания платы, которую правительство намерено внедрить в России, позволяет собирать оплату, не препятствуя движению транспорта. Плата будет взиматься полностью в автоматическом режиме, система будет сама обрабатывать данные. Участникам дорожного движения не придется останавливаться, снижать скорость или менять полосы движения. Более того, данная система позволяет обрабатывать данные сразу всех транспортных средств, въезжающих на платную дорогу. Очевидные преимущества заключаются в том, что движение не останавливается, что позволяет избежать пробок, уменьшить время в пути, снизить негативный экологический эффект, и сократить стоимость взимания платы. Однако, поскольку в настоящее время правительство рассматривает возможность строительства платных автомагистралей на условиях государственно-частных партнерств, требуется на законодательном уровне определить механизм использования этих частных автодорог в рамках общенациональной системы взимания оплаты. Модель государственно-частного партнерства в новинку для России, но уже успешно используется во всем мире. За последние пять лет и Владимир Путин, будучи президентом, и Дмитрий Медведев публично акцентировали внимание на важности и необходимости строительства платных дорог по концессионным соглашениям.

Необъятные российские просторы и экстремальные погодные условия являются основными факторами, обуславливающими нехватку в России качественных дорог. Несмотря на все принимаемые меры правительство России сталкивается с серьезными проблемами при организации дорожного движения для внутренних пассажирских и грузовых перевозок. Очевидно, что состояние российской транспортной инфраструктуры препятствует быстрому развитию как отдельных территорий, так и всей страны. 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.9 т

Таким образом, в государственной деятельности по сбору средств для строительства дорог пристальное внимание следует уделить возможности внедрения электронной системы сбора оплаты. Такая система позволит решить проблемы с поиском средств на содержание существующих автомагистралей и одновременно обеспечить потенциал для локальных компаний в отрасли телекоммуникаций, управленческого консалтинга, проектирования и строительства автомагистралей, для производства автодорожного оборудования, а также для промышленности строительных материалов, необходимых для создания дорог.

При разработке систем оплаты проезда необходимо учитывать множество различных юридических, социальных и политических аспектов. Мы можем разработать систему взимания платы за проезд вне зависимости от используемых технологий. Сроки реализации проекта во многом зависят от его масштаба и типа. Например, для внедрения национальной системы взимания платы за проезд, охватывающей всю сеть автомагистралей, может потребоваться примерно от двенадцати до пятнадцати месяцев. Можно привести несколько примеров: на внедрение электронной системы взимания платы за проезд в Чешской республике и в Польше потребовалось примерно девять месяцев, в то время как в Австрии на внедрение национальной системы взимания платы за проезд грузового транспорта потребовалось приблизительно пятнадцать месяцев. Разумеется, обязательным условием для успешного внедрения электронной системы взимания платы за проезд является хорошая подготовка тендера и наличие четко определенных требований к искомому решению.

Более чем в 28 странах в Европе, Азии, Латинской Америке и в Австралии успешно используются системы взимания платы на базе микроволновой технологии. Эта испытанная и проверенная во всем мире технология гарантирует создание дружелюбной и простой в использовании системы, удобной для любых пользователей. В некоторых странах плата взымается за проезд лишь по отдельным участкам дорожной сети, в некоторых странах существуют целые транзитные сети, как, например, в Германии, Австрии, Чешской республике, Словакии и в Польше. Эти системы могут отличаться с точки зрения технологий, однако мотивация у правительств всегда одна и та же – собрать средства на развитие дорожной инфраструктуры, так как в связи с увеличением числа автомобилей необходимо дополнительное финансирование для строительства новых магистралей и для содержания уже имеющихся дорог. Несмотря на экономический спад интенсивность дорожного движения во всем мире продолжает увеличиваться. По оценкам Евросоюза, в строительство дорог до 2020 года необходимо вложить порядка 600 миллионов евро. Правительства используют автоматические системы взимания платы для снижения интенсивности дорожного движения и для сбора средств для дальнейшего финансирования дорожной отрасли.