Как обеспечить резервирование данных и сохранить бизнес. Рецепты компании «Крайон»
Современные компании обрабатывают и хранят большие объемы информации: персональные данные клиентов и сотрудников, финансовые отчеты, стратегические планы, различные ноу-хау и т.д. Потеря этих данных может привести к серьезным последствиям, вплоть до прекращения бизнеса. Особенно серьезные риски компании сегодня несут при использовании облачных сервисов Microsoft. Чтобы сохранить данные и быть готовыми к возможному отключению Office 365, необходимо заблаговременно создать резервную инфраструктуру, отмечают эксперты компании «Крайон», одного из лидеров в сегменте импортозамещения сервисов Microsoft.
Содержание |
Покидаем зону риска
Уход из России зарубежных вендоров стал серьезным вызовом для отечественных заказчиков. Компании активно ищут варианты замены привычным ИТ-продуктам. В частности, серьезный пласт импортозамещения связан с сервисами корпорации Microsoft, которые фактически являлись стандартом корпоративного ПО во многих направлениях: электронная почта (Outlook и Exchange), управление контентом (SharePoint), совместная работа и коммуникации (Teams), облачное хранение файлов (OneDrive), офисный пакет (MS Office) и т.д. Многие компании использовали эти сервисы в рамках облачного пакета Microsoft 365 (по модели подписки типа SaaS — «ПО как услуга»). Уже есть случаи отключения этих сервисов у российских заказчиков, даже у тех компаний, которые не попали под западные санкции.
Организации, которые продолжают пользоваться сервисами Microsoft, находятся в зоне риска. Вполне реален сценарий, когда заказчики не только не смогут продлить доступ к решениям Microsoft, но и будут отключены от уже оплаченных облачных сервисов. При таких сценариях компании лишатся своих данных, накопленных за время использования Microsoft Office 365. Это может повлечь как прямые потери, например, утрату важных документов, так и косвенные потери, связанные с простоем бизнеса, снижением лояльности потребителей и другими негативными моментами. Поэтому важным элементом реализации плана обеспечения безопасности данных на случай отключения сервисов является проведение резервного копирования данных. Мы настоятельно рекомендуем не затягивать этот процесс, — сказал Аркадий Золотовицкий, директор направления развития бизнес-решений компании «Крайон». |
Потребность в резервном копировании сегодня не зависит от размера компании, отраслевой принадлежности и других параметров. Если компания использует облачные сервисы и хранит там информацию, важную для бизнеса, значит, ей потенциально требуется проведение бэкапа. Реализовать резервное копирование рекомендуется компаниям любого размера, которые продолжают использовать Microsoft 365.
Риски отключения от Microsoft Office 365 весьма сложные в плане управления ими. К сожалению, на рынке весьма распространена ситуация, когда заказчик уверен, что ему ничего не грозит. Но нельзя забывать, что, когда сервис становится недоступным, происходит практически мгновенная потеря данных, и изменить уже ничего нельзя. Поэтому мы советуем заказчикам думать о последствиях возможного отключения сервисов Microsoft 365. Важно быть готовыми к негативному развитию событий и иметь соответствующий план действий, — предупреждает Владимир Еронин, директор по развитию компании «Крайон». |
Все начинается с аудита
Проект резервного копирования предваряет аудит, в ходе которого опытные консультанты и архитекторы определят уровень использования облачных сервисов и опишут то, какие бизнес-процессы связаны с этими сервисами, чтобы оценить риски потери данных. Используя собственные методики, специалисты компании «Крайон» выстраивают модель рисков с учетом сложившейся инфраструктуры и приоритетов заказчика. Таким образом выбираются наиболее критичные сервисы, где данные надо будет зарезервировать в первую очередь.
Далее специалисты по согласованию с заказчиком выбирают инструменты для резервного копирования данных из сервисов Microsoft Office 365. Определяется бюджет проекта, уровень использования каждого из инструментов. В рамках пилотного проекта апробируются выбранные средства, проводится бэкап на выделенном наборе данных или небольшом сервисе.
Например, если заказчику очень важно использовать для проектных коммуникаций сервис Microsoft Teams, мы обеспечиваем создание дублирующей инфраструктуры на платформе Squadus от компании «МойОфис». Затем наша команда настраивает сервисы резервного копирования данных из Teams в Squadus, обеспечивает их развертывание в инфраструктуре заказчика и проводит весь процесс резервного копирования. В результате заказчик получает настроенную инфраструктуру, на которую можно оперативно перейти в случае отключения сервиса Microsoft, при этом сохранив все принятые процессы коммуникаций и обеспечив механизм переноса данных из облака в аналогичные решения. В случае отключения сервиса Office 365 при наличии бэкап-решения работоспособность бизнес-процессов можно восстановить за считанные часы, — объясняет Аркадий Золотовицкий. |
Аналогичные решения для заказчиков разрабатываются для перехода из OneDrive, SharePoint и других сервисов Microsoft. Каждый проект индивидуален, в нем реализуются свои подходы. Есть комплексные решения, в которых используются специализированные инструменты: чтобы заказчику не разворачивать большую инфраструктуру резервного копирования у себя, команда «Крайон» предлагает ему услугу «бэкап как сервис». Это снимает с заказчика задачу привлечения внутренних ресурсов по инфраструктуре. Со своей стороны, «Крайон» как поставщик и интегратор гарантирует работоспособность этого сервиса и быстрое реагирование на тот случай, если произойдет отключение сервисов Microsoft. Это поможет оперативно восстановить работоспособность всех бизнес-процессов и обеспечить сохранность данных.
Варианты бэкапа
В зависимости от уровня использования сервисов Microsoft Office 365 и вариантов инфраструктуры, можно выбрать один из нескольких вариантов резервного копирования.
Первый вариант — «приземление» облачных сервисов, то есть развертывание инфраструктуры Microsoft Office 365 в собственной инфраструктуре заказчика на базе on-premise версий продуктов Microsoft. Такой вариант позволяет с минимальным стрессом для пользователей реализовать необходимые изменения. Например, можно развернуть на серверах заказчика почтовый сервис, SharePoint, OneDrive и обеспечить не просто поднятие схожей инфраструктуры, а выстроить все процессы миграции данных из облачной инфраструктуры в наземную. Соответственно, в случае наступления «часа X» заказчик сможет спокойно перейти на уже готовую инфраструктуру с аналогичными сервисами, с полностью перенесенными и синхронизированными данными.
Второй вариант предполагает построение резервной системы на базе российских решений. Он подходит для тех компаний, для которых требуется импортозамещение, особенно для тех, где есть объекты критической информационной инфраструктуры. Обычно такие заказчики понимают, что переход на российское ПО — это хороший шаг на пути снижения рисков. В этом случае «Крайон» подбирает аналоги под каждое решение, помогает настроить синхронизацию данных из облака Microsoft в российские аналоги. Как и в первом варианте создания бэкап-системы, если у компании наступает «час X», она может оперативно перейти на новую инфраструктуру сервисов.
Третий вариант создания бэкапа подходит для заказчиков, которые доверяют облакам, пока не планируют переходить на российские аналоги сервисов Microsoft, но при этом хотят хранить копии данных в надежном месте. В этом случае специалисты «Крайон» помогут обеспечить сохранность данных либо с помощью собственных инструментов резервного копирования, либо предоставив эти инструменты как сервис.
Наша компания много лет занимается проектами импортозамещения, поэтому у нас есть понимание того, какие варианты замены зарубежных решений отечественными аналогами можно представить заказчикам. У компании «Крайон» есть глубокое понимание российского рынка, наши специалисты протестировали большой ряд отечественных продуктов на предмет взаимозаменяемости с функционалом Office 365. При этом мы всегда можем предложить оптимальные сценарии использования российских сервисов. Убедившись в наличии полноценных аналогов для критичного функционала от зарубежных сервисов, заказчики соглашаются перейти на новые решения. Например, есть замена экосистемы MS SharePoint — российская платформа DocTrix, — отмечает Владимир Еронин. |
Примеры проектов резервного копирования
Эксперты компании «Крайон» поделились несколькими примерами реализации систем резервного копирования у своих заказчиков.
- Крупная промышленная компания, принадлежавшая международному холдингу, обратилась в компанию «Крайон» с просьбой обеспечить сохранность данных, которые хранились в облаках, и поддержать непрерывность бизнес-процессов, включая процессы работы с документами. Заказчик хотел продолжать работу с SharePoint и рядом других решений, поэтому специалисты «Крайон» обеспечили создание локальной среды сервисов Microsoft. С помощью инструментов «Крайон» была обеспечена синхронизация данных. Решения были адаптированы под локальную инфраструктуру. Объем перенесенных данных составил несколько десятков терабайт. В результате всего за 2,5 месяца крупная компания была обеспечена резервной средой. Перед отключением сервисов Microsoft 365 заказчик смог безболезненно перейти на уже готовую инфраструктуру.
- Банковская организация планировала организовать систему резервного копирования. Компания «Крайон» успешно развернула инфраструктуру, но заказчику не хватило времени на то, чтобы перенести все данные до отключения облачных сервисов. Этот случай иллюстрирует тот тезис, что заказчикам не стоит тянуть с проектами бэкапа, необходимо заранее обеспечивать резервное копирование и провести резервирование данных.
- Компания активно использовала сервис Microsoft Teams и осознавала, что находится в зоне риска. Поэтому решено было построить аналогичную инфраструктуру с использованием ПО Squadus от компании «МойОфис». При этом лицензии были выделены на часть пользователей. Был настроен перенос данных из Teams в Squadus, проведено обучение администраторов и групп пользователей. При наступлении «часа X» заказчик может оперативно перейти на «МойОфис» Squadus, без стресса для пользователей.
С одной из компаний мы довольно долго обсуждали варианты создания системы резервного копирования. В итоге этот заказчик решил, что он сам может урегулировать все риски. Но через некоторое время он попал под санкции, и его сервисы стали недоступны буквально в течение нескольких дней. Тогда он снова обратился за помощью, но оказалось, что данные уже невозможно вернуть. Этот тот самый случай, когда действовать необходимо было до возникновения проблемы, потому что после уже ничего нельзя сделать, — рассказал Владимир Еронин. |
Создание системы резервного копирования может быть связано не только со стремлением устранить риски отключения зарубежных сервисов. Цели у подобных проектов бывают разными. Так, у компании-заказчика может возникнуть ситуация, когда ее подразделение переезжает из одной инфраструктуры (тенанта) в другую — например, после ухода из России зарубежной компании ее «дочке» требуется перейти в новый тенант. В этом случае тоже возникает задача переноса данных и настройки приложений.
Таким образом, построение резервной инфраструктуры на случай отключения сервисов Microsoft, — важная задача сохранения корпоративных данных. Благодаря своему опыту и накопленным компетенциям специалисты компании «Крайон» помогут решить ее, подобрав индивидуальные варианты. Подобный проект стоит сравнительно недорого, осуществляется в сжатые сроки, но при этом позволяет кардинально снизить уровень рисков для бизнеса.