2024/01/29 10:29:20

Вагоностроение в России


Содержание

Промышленное производство в России

2023: Рост продаж грузовых вагонов на 28% до 64,1 тыс. штук

В 2023 году в России было продано 64,1 тыс. грузовых вагонов, что на 28% больше, чем годом ранее. Такие данные союз «Объединение вагоностроителей» (ОВС) опубликовал в январе 2024 года.

Согласно представленной статистике, реализация крытых вагонов на российском рынке по итогам 2023 года выросла в 4,4 раза в сравнении с 2022-м и составила 4,7 тыс. единиц. Хопперы тоже показали рост спроса у операторского сообщества. Их, по сравнению с 2022 годом, реализовано в 2,3 раза больше, до 18,5 тыс. единиц. Платформы на спаде спроса, реализация их сократилась на 18%, до 12 тыс. штук. Спрос на полувагоны тоже снизился: 2023 году реализовано на 19,7 тыс. единиц, что на 2% меньше чем годом ранее.

В структуре выпуска доля самого массового рода – полувагонов – по итогам 2023 года составила 30,7%. По подвижному составу 25 тс на полувагоны пришлось 53,8%. В исследовании отмечается, доля вагонов с осевой нагрузкой 25 тс составляет 28%, до 18,1 тыс. штук, рост по сравнению с 2022 составляет 46%.

Что касается производства комплектующих, выпуск цельнокатаных колес снизился на 6% (до 1542 единиц), по другим категориям — вагонные оси, рамы, балки и подшипники — зафиксирован рост. За 2023 год в России было реализовано 386,6 тыс. кассетных подшипников, показатель вырос на 72%. Причем в спросе отечественные комплектующие, доля реализованной в 2023 году импортной продукции – 15%. Согласно данным ОВС, зарубежные поставки сокращались в течение всего 2023 года.Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.6 т

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с «Коммерсантом» отметил, что фактором сдерживания спроса выступает цена, которая резко выросла в 2023 году: инновационный полувагон стоит 5,1–5,3 млн рублей без НДС, тогда как еще в 2020 году некоторые крупные покупатели могли приобрести его за 2,7–2,8 млн рублей.[1]

2022: Производство вагонов в России выросло на 6%

В 2022 году производство типовых вагонов в России выросло на 6%. Всего за указанный период было выпущено более 50 тыс. грузовых вагонов. Такие данные в июне 2023 года привел первый замглавы «Ростеха» и председатель наблюдательного совета союза «Объединение вагоностроителей» Владимир Артяков.

«
Это говорит о том, что экономика страны приспособилась к новым условиям, растет активность грузоперевозок. Это в очередной раз подтверждает, что отрасль грузового вагоностроения является одной из самых технологически независимых, - сказал он, комментируя итоги работы отечественной вагоностроительной отрасли.
»

Производство вагонов в России за год выросло

Отдельно Владимир Артяков отметил поддержку отрасли со стороны органов власти и правительства, которая в совокупности с мерами, предложенными отдельными вагоностроительными предприятиями и Объединением вагоностроителей, позволила справиться с санкционными ограничениями. Результатом такой совместной работы стало обеспечение минимального порога выпуска грузовых вагонов и сохранение рабочих мест.

Среди других значимых для рынка достижений 2022 года Артяков назвал появление в линейке отечественной продукции четвертой инновационной тележки с нагрузкой 25 тонн на ось. Кроме того, дан старт проектированию скоростной грузовой тележки, осваиваются смежные рынки по производству универсальных контейнеров, танк-контейнеров и рефконтейнеров, продвигается экспорт нашей продукции на «пространство 1520», добавил он.

Отмечая сложности, с которыми столкнулась вагоностроительная отрасль, Владимир Артяков назвал нехватку комплектующих – кассетных подшипников, которая затронула производство инновационных вагонов. В то же время, как пояснил представитель «Ростеха», предприятия прилагают максимум усилий для выправления ситуации.

«
К концу апреля этого года нашими совместными усилиями удалось почти полностью восстановить прежний объем отгрузок: за четыре месяца поставлено более 140 тысяч кассетных подшипников, - добавил он.[2]
»

2020: Сокращение производства вагонов в РФ на 29%, до 56,2 тыс. штук, рейтинг производителей - Infoline

Производство вагонов в России в 2020 году сократилось на 28,7% относительно 2019-го и составило 56,2 тыс. штук. Об этом свидетельствуют данные аналитиков Infoline.

Указанное количество вагонов было поставлено в РФ и страны «пространства 1520» (где ширина железнодорожной колеи совпадает с российской и составляет 1520 мм). Выпуск полувагонов, самого массового типа подвижного состава, сократился на 42,2% (до 21,8 тыс. шт.). На 21,3% (до 11,9 тыс. единиц) сократилась закупка фитинговых платформ, на 21,9%, (до 7 тыс.) — зерновозов. При этом закупки цистерн в 2020 году выросли на 73,7%, до 6,4 тыс., а крытых вагонов — на 60,3%, до 5 тыс. Плановое списание вагонов по итогам года составило 22,9 тыс. единиц.

НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК) в 2020 году осталась крупнейшим производителем грузовых вагонов на «Пространстве 1520», поставив на рынок России и стран дальнего и ближнего зарубежья 16,6 тыс. вагонов (-20% к 2019-му). По итогам 2020 года компания является третьей в мире по производству грузовых вагонов после китайской CRRC и американской Greenbrier. «Уралвагонзавод» (УВЗ) в 2020 году сократил производство более чем на 40%, до 10,7 тыс. вагонов.

Выпуск грузовых вагонов крупнейшими производителями в России и в мире, тыс. ед.

По словам экспертов, вторая половина 2020 года оказалось позитивнее прогнозов, что связано в том числе со снижением цен, к которому прибегли производители в четвертом квартале. При этом специалисты говорят, что не понятно, как вагоностроители справятся с поставками по низким ценам с учетом подорожания металла.

По данным Росстата, в 2020 году производство пассажирских вагонов в России выросло на 21,3%, до 2 тыс. единиц. Выпуск грузовых вагонов сократился на 28,3%, до 57,1 тыс. единиц. Также уменьшился выпуск локомотивов: электровозов на 13,9%, до 342, тепловозов на 17,7%, до 233.[3][4]

Примечания