2024/03/27 15:15:47

Беспилотные грузовики в России


Содержание

Основные статьи:

2024

Премьер-министр РФ Мишустин поручил запустить беспилотные грузовики по трассам из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону

В конце марта 2024 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин дал поручения по итогам состоявшейся 13 февраля 2024 года стратегической сессии о реализации инициатив социально-экономического развития по направлению «Технологический рывок» с 2025 по 2030 гг. В частности, глава кабмина поручил запустить беспилотные грузовики по трассам из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону.

По сообщению пресс-службы Правительства РФ, д дальнейшей реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» Минтрансу и Минфину поручено предусмотреть в 2024 году дополнительное финансирование на развитие инфраструктуры для высокоавтоматизированных транспортных средств на автомобильной дороге М-11 «Нева». Также Минтрансу поручено проработать вопрос о расширении маршрутной сети беспилотных грузоперевозок на трассах М-12 «Восток» и М-4 «Дон». Соответствующий доклад должен быть подготовлен к концу мая 2024 года.

Михаил Мишустин поручил запустить беспилотные грузовики по трассам из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону

Проект «Беспилотные логистические коридоры» - одна из утвержденных правительством инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Как пишут «Ведомости», объем расходов на этот проект оценивается примерно в 5,2 млрд рублей. По планам авторов инициативы, к 2030 году беспилотные грузоперевозки будут организованы на 19 500 км федеральных дорог.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149.1 т

В Минтрансе ожидают, что использование грузовиков с автопилотами только на одной трассе М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Реализация комплекса инициатив при этом позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте КитайЕвропа и на 20% сократить аварийность на транспорте, рассчитывают в ведомстве.[1]

«Сибур» запустил грузоперевозки на автомобилях без водителей

«Сибур» запустил коммерческие грузоперевозки на электрических автомобилях без водителей. Для этого российсий нефтегазохимический холдинг заключил соглашение с компанией «ЭвоКарго». Об этом пресс-служба последней сообщила в конце февраля 2024 года. Подробнее здесь.

Во Владимирской области запущены грузоперевозки на грузовиках без водителей

В феврале 2024 года торгово-производственный холдинг (ТПХ) «Русклимат» начал перевозить грузы на беспилотных электрических грузовиках. Проект реализован на производственных и складских территориях технопарка в Киржаче Владимирской области. Подробнее здесь.

2023

«КамАЗ» представил беспилотный грузовик «Атлант 49» для работы в угольных карьерах

9 ноября 2023 года «КамАЗ» опубликовал первые фотографии беспилотного самосвала «Атлант 49». Он предназначен для эксплуатации в угольных карьерах. Подробнее здесь.

Грузовики без водителя за рулем начали совершать регулярные рейсы по трассе Москва-Петербург

Грузовики без водителя за рулем начали совершать регулярные рейсы по трассе Москва-Петербург. Об этом в начале октября 2023 года сообщили в НПО «Старлайн», которое занимается реализацией данного проекта. Подробнее здесь.

X5 запустила регулярные перевозки фурами без водителей за рулем на трассе Москва-Петербург

X5 запустила регулярные перевозки фурами без водителей за рулем на трассе М1 Москва-Петербург. Об этом пресс-служба ритейлера сообщила 3 июля 2023 года. Подробнее здесь.

Первые российские беспилотные грузовики начали перевозить грузы по трассе Москва-Петербург

Беспилотные грузовики «КамАЗ» начали перевозить коммерческие грузы из Петербурга в Москву в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». Об этом пресс-служба Минтранса РФ сообщила 13 июня 2023 года.

Как отметили в ведомстве, реальные перевозчики будут осуществлять перевозку груза с использованием беспилотного грузового автомобиля во взаимодействии с сервисами «умной дороги». Отработка беспилотной доставки грузов проходит в рамках программы экспериментального правового режима на трассе М-11 «Нева».

Беспилотные грузовики КамАЗ начали перевозить грузы по трассе М-11

К эксплуатации беспилотного транспорта на М-11 будут допущены производители, чья продукция прошла оценку соответствия требованиям безопасности, которую проводит ФГУП НАМИ. МВД также должно внести запись об отнесении транспорта в категорию беспилотного. Пока процедуру прошел только «КамАЗ». Ожидается, что в ближайшее время на трассу также выйдут беспилотные грузовики «Сберавтотеха». Транспорт компании прошел сертификацию НАМИ.

Заместитель генерального директора «КамАЗа» Михаил Матасов отметил, что еще в феврале 2023 года для этого проекта было произведено два грузовика из пяти. Они имеют четвертый уровень автономности, в кабине будет присутствовать водитель. Транспортные средства будут перевозить коммерческие грузы.

26 мая 2023 года беспилотные грузовики «КамАЗ», построенные на базе модели «КамАЗ-43118», успешно завершили многомесячные испытания. Проверка проводилась на Восточно-Мессояхском месторождении, расположенном на Гыданском полуострове ЯНАО.

Замглавы министерства Дмитрий Баканов отметил, что Минтранс поддерживает отечественные компании, которые реализуют инновационные беспилотные решения без привлечения бюджетных средств, а также ведомство готово оказывать им содействие.[2]

В Арктике запустили проект по перевозке грузов беспилотными автомобилями

В Арктике запустили проект по перевозке грузов беспилотными автомобилями. Об этом стало известно 3 июня 2023 года.

КамАЗы без водителя перевозят грузы по 140-километровому зимнику к нефтяному месторождению. Использование беспилотников повысит эффективность логистики и увеличит объёмы поставок необходимого оборудования.

Все машины оснащены несколькими типами сенсоров, которые строят цифровую карту дорог, сканируют объекты во фронтальной зоне, распознают препятствия в радиусе 200 метров, фиксируют статичные и движущиеся объекты. Управление беспилотной колонной осуществляется с помощью российского программного обеспечения[3].

Россия начинает использовать грузовые дроны в зоне спецоперации

Исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров в начале мая 2023 года заявил, что в зоне проведения специальной военной операции будут задействовать беспилотные грузовики для доставки гуманитарных грузов и различных боеприпасов. Подробнее здесь.

Минтранс утвердил льготы для грузоперевозок на беспилотных авто

26 января 2023 года стало известно о том, что Министерство транспорта РФ согласовало выделение субсидий на грузоперевозки с использованием беспилотных автомобилей. В ведомстве рассчитывают, что тариф на 10% ниже среднерыночного будет привлекателен для грузоотправителей и простимулирует их использовать «высокоавтоматизированные транспортные средства».

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий проект постановления правительства, в 2023 году из федерального бюджета будут выделены средства на субсидии на возмещение доходов, недополучаемых оператором беспилотных грузовых перевозок по трассе М-11 «Нева» (платная дорога «МоскваСанкт-Петербург»).

Повышенная себестоимость перевозки грузов с использованием «высокоавтоматизированных транспортных средств и наличием водителя-испытателя в кабине не позволяют установить конкурентный тариф» на такие рейсы и достичь рентабельности, говорится в пояснительной записке к проекту правил предоставления субсидий.

Оператором беспилотной грузовой перевозки по М-11 является ООО «Инновационный центр `КамАЗ`», размер выделяемой ему в 2023 году субсидии составит 41,3 млн рублей. Фактически эти деньги выделяются оператору для того, чтобы он мог установить приемлемые тарифы для компаний, отправляющих грузы беспилотными грузовиками,— без субсидии такие перевозки были бы дороже обычных.

Будущее количество беспилотных фур на М-11 к концу января 2023 года не известно. «КамАЗ» в рамках эксперимента ранее обещал вывести на М-11 в 2023 году пять «своих» беспилотных грузовиков, в 2024-м — до 50. В «Глобалтрак Лоджистик» говорят, что совместно с «КамАЗом» планируется к 2025 году нарастить количество постоянно работающих на М-11 беспилотных тягачей с полной загрузкой до десяти.[4]

2022

Магнитогорский металлургический комбинат начал использовать беспилотный «КамАЗ»

27 декабря 2022 года Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) сообщил об использовании беспилотного грузовика «КамАЗ» для перевозки огнеупоров со складов управления подготовки производства на строительную площадку коксовой батареи № 12. Подробнее здесь.

Минэкономразвития: Запуск беспилотных грузовиков на трассе Москва-Петербург состоится в 2023 году

В конце ноября 2022 года в Министерстве экономического развития РФ назвали сроки запуска самоуправляемых грузовиков на трассе М-11 (Москва-Петербург).

«
Первые беспилотные грузовики выйдут на трассу уже в 2023 году. Недавно установленный правительством экспериментальный правовой режим для беспилотного грузового автотранспорта на трассе М-11 между Москвой и Петербургом — это важный результат, который позволит ускорить развитие беспилотного транспорта в нашей стране, — пояснил заместитель министра экономического развития Максим Колесников, чьи слова приводит пресс-служба ведомства.

»

Минэкономразвития: Запуск беспилотных грузовиков на трассе Москва-Петербург состоится в 2023 году

24 ноября 2022 года в ходе выступления на международной конференции «Сбера» «Путешествие в мир искусственного интеллекта» президент РФ Владимир Путин заявил, что на скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург скоро будет запущен эксперимент с использованием беспилотных автомобилей.

По словам замминистра транспорта России Дмитрия Баканова, государство взяло на себя юридические риски, связанные с внедрением новой технологии; на бизнес ложится задача разработать беспилотные грузовики и отработать модели беспилотной перевозки грузов. В Минтрансе добавили, что использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования повысит безопасность движения и до 2025 года сократит издержки на оплату труда водителей на 30%, на топливо — на 28%.

Как отметил директор по развитию ПАО «КамАЗ» Ирек Гумеров, в рамках экспериментального правового режима будет опробована цифровая карта разработки «КамАЗ», которая будет обмениваться данными с инфраструктурой дороги.

«
Мы проводим испытания беспилотного «Камаза» на нашем полигоне, после достижения соглашений с компаниями-ритейлерами планируем уже с весны начать коммерческие перевозки в рамках ЭПР, — цитирует его пресс-служба Минтранса.[5]

»

"Марвел-Логистика" начала использование беспилотников Evocargo

Компания «Марвел-Логистика» 1 ноября 2022 года сообщила о запуске в эксплуатацию беспилотную электрическую платформу российского производителя Evocargo. Транспорт доставляет грузы между удаленными складскими терминалами в подмосковном Валищево. Подробнее здесь.

Тестирование беспилотной техники в Арктике начнётся в конце года

26 апреля 2022 года компания VEB Ventures сообщила о том, что «АРМЗ Горные машины (Тестирование беспилотной техники в Арктике)» и «Цифра Роботикс» создадут в Арктике полигон для тестирования роботизированной горной техники. В ходе работ будут проверены специально разработанные алгоритмы для ориентирования в условиях плохой или нулевой видимости. Подробнее здесь.

В Московском Политехе разработали систему управления беспилотными грузовиками для магистральных перевозок

30 марта 2022 года Московский политехнический университет сообщил о разработке отечественной системы управления беспилотными грузовиками, которая позволит сэкономить от 10 до 25% издержек по эксплуатации грузового транспорта, включая топливо. Подробнее здесь.

2021

Правительство выделяет 5,2 млрд рублей на запуск беспилотных авто по трассе «Москва-Петербург»

В начале ноября 2021 года стало известно о том, что Правительство РФ выделяет 5,2 млрд рублей на запуск беспилотных грузовиков по трассе «Москва-Петербург». Источником большей часть этой суммы (4,9 млрд рублей) станет Фонда национального благосостояние, еще 300 млн рублей — это дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета.

Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на приложения к протоколу заседания у премьера-министра Михаила Мишустина, где были утверждены новые инициативы социально-экономического развития Российской Федерации в 2021–2024 гг. Аналогичные суммы фигурируют в материалах Минтранса.

Правительство одобрило запуск беспилотной грузоперевозоки на М-11

Наибольшая статья расходов в рамках этого проекта связана капитальными затратами на оборудование трассы М-11 «Нева» из Москвы до Санкт-Петербурга, ее протяженность – 669 км. На создание инфраструктуры связи, установку радиометок, строительство центров управления трафиком и перехватывающих парковок предлагается выделить 3 млрд руб. При этом министерство отмечает возможность привлечения частного финансирования капитальных затрат на М-11. 200 млн рублей запрашиваются на разработку программного обеспечения управления беспилотниками, 240 млн рублей – искомые инвестиции на оборудование дороги на участке обхода Твери.

Как сообщает» РИА Новости» на ссылкой на источник в транспортной отрасли, Правительство РФ согласовало запуск беспилотных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева» в режиме «цифровых песочниц», который предполагает особое регулирование и предоставление условий поддержки для компаний, внедряющих инновационные сервисы.[6]

По словам замминистра транспорта РФ Кирилла Богданова, тестирование беспилотников станет первым шагом к их масштабному коммерческому использованию на всей магистрали между Москвой и Петербургом.[7]

Запуск на территории «Магнитогорского металлургического комбината» коммерческих беспилотных грузоперевозок

2 ноября 2021 года компания Traft сообщила о запуске на территории Магнитогорского металлургического комбината (ММК) коммерческих перевозок с применением беспилотных грузовых автомобилей. Подробнее здесь.

Беспилотный грузовик обходится в России в 2,5 раза дороже обычного

Приобретение беспилотного грузовика обойдется перевозчикам в 17–18 млн руб., то есть в 2,5 раза выше стоимости нового магистрального тягача, управляемого водителем. Такие расчеты 15 сентября 2021 года представила компания-грузоперевозчик ПЭК.

Сумма 17-18 млн руб. складывается из двух составляющих. Во-первых, приобретение отечественных грузовиков, адаптированных к возможности установки оборудования для высокоавтоматизированного (беспилотного) движения (KAMAZ-5490 NEO) – 7 млн руб.

Во-вторых, закупка комплекта беспилотного оборудования, его инсталляции на транспортное средство и обслуживание – 10 млн руб.

ПЭК подчеркивает, что в этой сумме не учитывается оплата труда персонала, то есть инженеров, которые устанавливают оборудование, производят его отладку и тест-пилота. По закону в кабине беспилотного грузовика должен находиться тест-пилот, а его заработная плата на 20-30% превышает зарплату обычного водителя.

Олег Сковородников, директор департамента цифровой трансформации ПЭК, выделяет две основные модели подготовки беспилотных грузовиков к перевозкам. Первая — создать автономное ТС «с нуля», вторая — установить автономное оборудование на грузовики, которые к этому адаптированы. Например, такой грузовик должен быть оснащен бортовым компьютером, который и будет отвечать за беспилотное движение, основываясь на данных сенсоров: камер, радаров и лидаров. Также одно из основных требований — электрический усилитель руля, который может управляться бортовым компьютером. Оборудование для безлидарной технологии, то есть без оптических сенсоров, стоит вдвое дешевле.

«
Пока в России не существует ни одного беспилотного магистрального тягача, который получил заключение в лаборатории НАМИ для выхода на дороги общего пользования. Но есть ряд перспективных прототипов, — уточнил Олег Сковородников.
»

«
Стадия разработки на сентябрь 2021 года подразумевает очень большие затраты. Этот транспорт не может быть экономически оправданным, работа обращена в будущее, тогда затраты на беспилотники будут минимальными. Так было и с компьютерами. Никому не могло прийти в голову, что такие дорогостоящие машины будут доступны и необходимы всем. В массовом производстве беспилотники будут намного дешевле. Дороже обычного грузовика, но все равно выгоднее: для коммерческих перевозок его можно будет использовать 24/7. В целом стоимость обвеса, так называется электронное оснащение: компьютеры, камеры, радары, может быть сопоставимой со стоимостью обычного грузовика: $50-100 тыс. Это зависит от задач перевозчика и условий эксплуатации, – сообщил CNews Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot, — Кроме того, обычные магистральные грузовики тоже заполняется электроникой все больше, поэтому стоимость обычного автомобиля за последнее время значительно возросла[8].
»

«Норникель» внедряет беспилотный горный транспорт

10 августа 2021 года стало известно о том, что компания «Норникель» внедряет беспилотный горный транспорт. Технология позволяет превратить период простоя в период действия, так как управление беспилотной машиной осуществляется с помощью джойстика. Подробнее здесь.

Для беспилотных грузовиков в России не будут отводить отдельную полосу

В начале августа 2021 года стало известно о решении российского правительства не отводить отдельные полосы для беспилотных грузовиков из-за больших расходов на это.

Как сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов в интервью телеканалу «Россия 1», самоуправляемые грузовые автомобили будут ездить по тем же полосам, что и обычные машины, а на случай аварийной ситуации в кабине будет находиться человек.

Для беспилотных грузовиков не будут отводить отдельную полосу
«
Мы их запустим именно в общем потоке, потому что если делать выделенное движение, это очень дорого, — сказал он.
»

По словам Белоусова, в первом квартале 2024 года по трассе М-11 будет запущено движение беспилотной перевозки грузов. Эта трасса связывает Москву и Санкт-Петербург. Она станет беспилотным логистическим коридором, согласно соглашению между Минтрансом и рядом компаний. Создание беспилотного логистического коридора рассчитано на период до 2030 года. Соединение Москвы и Санкт-Петербурга автономными грузоперевозками станет только первым этапом, а к финалу коридор продлят до границы с Казахстаном, при этом общая численность флота беспилотных грузовиков должна достичь 4 тысяч единиц.

Проект позволит сократить время доставки грузов и сделать перевозки более дешевыми, считают в министерстве. В числе участников проекта — предприятия КамАЗ, «СберАвтоТех», «Деловые линии», X5 Group и другие.

На городские улицы автономные грузовики не допустят. К началу опытной эксплуатации на въездах в Москву и Санкт-Петербург планируется организовать специальные хабы, откуда грузы будут забирать традиционные перевозчики.

До начала эксперимента власти присвоят юридический статус беспилотникам, а сторонних водителей обяжут во всем уступать такому транспорту. Ответственность за дорожно-транспортные происшествия по вине автономной фуры понесут разработчики, оператор или компания-перевозчик.[9]

Соглашение об опытно-промышленной эксплуатации беспилотных грузовиков на территории «Магнитогорского металлургического комбината»

«Магнитогорский металлургический комбинат», транспортная компания Traft и компания «Эвокарго» договорились об опытно-промышленной эксплуатации на территории комбината в рамках трехстороннего контракта беспилотников EVO-1. Об этом 29 марта 2021 года сообщили в Traft. Подробнее здесь.

2020

В России стартует первый коммерческий проект по беспилотным грузоперевозкам

4 декабря 2020 года компания «ЭвоКарго» сообщила, что совместно с Первой экспедиционной компанией (ПЭК) запускают коммерческий проект по внедрению сервиса транспортировки грузов беспилотными транспортными средствами EVO-1 на закрытой территории. Перевозки будут организованы на территории логистического центра ПЭК Бутово. Соответствующий меморандум о сотрудничестве компании подписали 1 декабря 2020 года. Подробнее здесь.

В России создан беспилотный электро-водородный грузовик

11 ноября 2020 года компания «Эвокарго» сообщила TAdviser о выпуске на рынок беспилотного грузовика. Малотоннажник EVO-1 полностью основан на российских разработках, оснащен гибридной системой питания от электрических батарей и водородных топливных элементов, поддерживает технологии взаимодействия с подключенной инфраструктурой «умной дороги» (V2X). Подробнее здесь.

Запуск тягача-беспилотника на заводе КамАЗ

20 июля 2020 года стало известно о запуске на заводе «КамАЗа» беспилотного робота-тягача, который получил имя «Регина». Он передвигается по заданным маршрутам, помогая рабочим собирать двигатели. Подробнее здесь.

«Газпром нефть» внедряет беспилотные грузовики в Арктике

Основная статья: «Газпром нефть» внедряет беспилотные грузовики в Арктике

На Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО, Гыданский п-ов) успешно прошли испытания беспилотных грузовых автомобилей. Совместный проект «Газпром нефти» и группы компаний «КАМАЗ» был реализован при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктической автономии и сложных природно-климатических условиях Заполярья. Главная цель испытаний — подтвердить потенциальную эффективность использования беспилотных транспортных средств, позволяющих повысить безопасность грузоперевозок и оптимизировать снабжение труднодоступных регионов.

2019

«КамАЗ» представил фуру с автопилотом для парковки и движения в колонне

В середине декабря 2019 года «КамАЗ» продемонстрировал грузовик с автопилотом. Он получил название Continent и построен на модели «КамАЗ-54901» пятого поколения. В презентации новинки принял участие президент России Владимир Путин. Подробнее здесь.

«КамАЗ» представил беспилотный грузовик "4308 Одиссей"

В начале декабря 2019 года «КамАЗ» представил беспилотный грузовик «КамАЗ-4308», создаваемый в рамках проекта «Одиссей». Подробнее здесь.

Представлен первый беспилотный «КамАЗ-5490 NEO». Он готов к продаже

В начале ноября 2019 года «КамАЗ» представил свой первый коммерческий беспилотный автомобиль. На первых порах он будет перевозить грузы по территории промышленных объектов. Подробнее здесь.

Примечания