Проект

Российские железные дороги, РЖД (разработка и внедрение системы Экспресс-5)

Заказчики: Российские железные дороги (РЖД)

Москва; Транспорт

Подрядчики: Транс-ИТ
Продукт: Экспресс-5

Дата проекта: 2015/04
Бюджет проекта: 95 000 000 руб.
Технология: CRM
подрядчики - 474
проекты - 5059
системы - 795
вендоры - 471
Технология: SRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками
подрядчики - 97
проекты - 560
системы - 189
вендоры - 134
Технология: TMS - Управление транспортом
подрядчики - 128
проекты - 731
системы - 183
вендоры - 141
Технология: Системы автоматизации торговли
подрядчики - 302
проекты - 2130
системы - 676
вендоры - 383

Содержание

Команда проекта со стороны ЗаказчикаИнтегратора-Консультанта

2015: Начало разработки системы "Экспресс-5"

О развитии системы «Экспресс», обеспечивающей продажу железнодорожных билетов по всей стране, и ее реинжиниринге в рамках реализации программы импортозамещения на конференции TAdviser IT Government DAY в октябре 2015 года рассказал Владислав Кустарев, заместитель начальника департамента информатизации РЖД.

По состоянию на осень 2015 года в РЖД находится в эксплуатации система «Экспресс-3», платформой для которой являются мейнфреймы IBM. Она обеспечивает продажи со скоростью до 12 билет/сек при скорости поступления запросов на билеты около 400 запрос/сек. При этом доля интернет-продаж ж/д билетов превышает 30% от общего числа реализуемых ж/д билетов в стране. По отдельным направлениям доля интернет-продаж еще выше; например, для направления «Москва-Санкт-Петербург» через интернет продается около 70% всех реализуемых билетов.

Необходимость перехода на новую систему «Экспресс» стала объективной реальностью. Прежняя версия была спроектирована 8 лет назад, когда расчетный лимит сайта составлял 20-30% от общего количества продаваемых билетов. Развитие интернета привело к тому, что портал РЖД сегодня работает на уровне своих пределов, рассказал Кустарев.

Владислав Кустарев, заместитель начальника департамента информатизации РЖД


Разработка новой системы «Экспресс-5», которая должна быть запущена в эксплуатацию в 2016 году, не ограничивается только ликвидацией существующих проблем с производительностью. РЖД планирует наращивать социальную ориентированность своего сервиса и готова предложить в новой системе комплексные услуги единым заказом. Речь идет о продаже услуг сразу на несколько видов транспорта, а также о предоставлении дополнительных сервисов, охватывающих в том числе пригородные перевозки, услуги такси и пр. Будущие транзакции всех видов услуг будут проводиться в режиме «одного окна»: через обращение в кассу, телефон, интернет или мобильное приложение.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.8 т

Параллельно с развитием услуг, РЖД готовится отказаться от платформы мейнфреймов IBM и перейти на архитектуру x86. Новая система должна также снизить зависимость от проприетарного ПО. Вместо прежней СУБД IBM DB2 и Oracle новая система будет работать на базе СУБД с открытым кодом. Терминальные устройства будут обслуживаться собственной сборкой свободно-распространяемой ОС CentOS.

Пилотный проект «Экспресс-5» начался в ноябре 2015 года на базе пассажирской компании «Сахалин».

О технологических решениях, которые применялись при разработке новой системы продажи билетов для РЖД «Экспресс-5», на конференции TAdviser IT Government DAY рассказал Роман Галеев, руководитель Центра решений компании «Транс-ИТ». Прежде всего он обратил внимание на масштабность решаемой задачи. Проект технологического оснащения КАС «Экспресс-5» предусматривал создание высоконагруженной, распределенной системы, в которой должны эффективно сочетаться как минимум два основных требования: очень высокая скорость обработки и гибкость при настройке и управлении.

В архитектуру будущей системы, по словам Галеева, должны быть заложены механизмы, которые не будут сдерживать ее развитие в течение, как минимум, ближайших 10 лет.

Рост производительности новой системы «Экспресс-5» был одной из главных целей проекта. Нынешняя версия «Экспресс» работает на пределе своих технических возможностей. При этом новая версия системы должна не только эффективно справляться с текущим потоком транзакций, но и эффективно работать в условиях постоянного нарастающего потока данных. Предпосылками для этого являются расширяющиеся каналы взаимодействия системы «Экспресс» с пользователями, рост продаж через мобильные приложения и интернет.

Компромисс между требуемой гибкостью и скоростью был найден в выборе новой архитектуры для системы «Экспресс-5». Она выстроена вокруг управления бизнес-правилами. В сложных узлах расчетов создаются конфигураторы. Они будут проводить быстрый анализ данных и позволят эффективно размещать программный код, когда потребуется вносить изменения в логику работы конкретной услуги. Разработчики заранее предусмотрели, чтобы это можно быть осуществлять без привлечения ИТ-специалистов.

Роман Галеев, руководитель Центра решений «Транс-ИТ»

Получив в свое распоряжение новую систему, руководители бизнес-подразделений РЖД, бизнес-аналитики смогут самостоятельно вносить изменения в правила тарификации и предоставления услуг, доступных через «Экспресс-5», согласовывая их с коллегами, утверждая и размещая в репозитории. Планируемое время, которое будет затрачиваться на внедрение новых бизнес-правил, будет исчисляться всего несколькими часами.

Ноу-хау новой архитектуры «Экспресс-5» реализовано в ядре этой системы, которое было написано специалистами «Транс-ИТ» на Java. Это - весьма производительный модуль, способный автоматически загружать обновленные правила и исполнять их в соответствии с поставленными задачами. Благодаря ему, обеспечена высокая производительность, исчисляемая тысячами транзакций в секунду, и гибкость системы, позволяющая быстро вносить изменения в логику выполнения транзакций.

Другим новшеством новой системы «Экспресс-5» станет применение свободно распространяемой СУБД масштаба предприятия класса in-memory. Она была доработана специалистами «Транс-ИТ», после чего в ней появились функции, обеспечивающие ее целостность, отказоустойчивость и кэширование. По сравнению с традиционными СУБД производительность новой системы возросла в несколько десятков раз.

В заключении своего выступления Роман Галеев отметил, что переход на новую архитектуру «Экспресс-5» позволил не только решить поставленные задачи, но и заложить фундамент для будущего развития системы «Экспресс» в целом. Фокус развития - «Быстрые данные». Удобство и производительность «умного» взаимодействия с клиентами будет достигаться за счет использования нового конфигуратора правил и системы хранения данных in-memory. Это позволит быстро анализировать происходящие события и предоставлять эффективные решения для принятия.

Новая архитектура позволит отказаться от выкладки «сотен тысяч услуг» на запрос клиента, лежащих в репозитории. Система будет интеллектуально отбирать услуги, релевантные интересам того, кто отправил запрос, опираясь на ранее собранные данные по его взаимодействию с системой.

Выбор подрядчика

В результате конкурса, проведенного РЖД в мае-июне 2015 года, разработчиком системы "Экспресс-5" была выбрана компания "Транс-ИТ", ставшая единственным участником закупки.[1]

Примечания