Проект

Ученые НИТУ «МИСиС» разработали первую в РФ виртуальную модель новой станции московского метрополитена

Заказчики: Московский метрополитен

Москва; Транспорт

Продукт: Проекты BIM

Дата проекта: 2020/04 — 2020/09
Технология: BIM - Информационное моделирование зданий и сооружений
подрядчики - 52
проекты - 171
системы - 98
вендоры - 57

14 декабря 2020 года стало известно, что ученые Горного института НИТУ «МИСиС» предложили подход в проектировании городского пространства, представ первую в России информационную 3D-модель строящейся станции метро «Улица Строителей» в Москве, а также подходящих к ней перегонных тоннелей. Модель позволит перейти от традиционного двухстадийного процесса проектирования объекта к прогрессивному итерациональному способу разработки и строительства метро. Заказчик проекта - АО «Трансинжстрой».

В мировой строительной индустрии находят широкое применение BIM-технологии, которые являются мощным инструментом в проектировании и управлении процессами строительства любого объекта. BIM (Building Information Model или Modeling) – информационная модель зданий и сооружений, под которыми в широком смысле понимают любые объекты инфраструктуры – инженерные сети, дороги, железные дороги, мосты, порты и тоннели и т. д. Однако в подземном строительстве в России они пока не применяются, поскольку такая стройка требует учитывать множество сложных факторов: геомеханику, сдвиг грунтов и другие геодинамических процессы.

На порядок возросшие возможности IT-технологий позволяют проектировщикам и строителям реализовывать казавшиеся ещё вчера нереальными с технической точки зрения решения: невероятные формы и объёмы сооружений при проектировании и строительстве сложных наземных и подземных комплексов, уходящих на километры в землю и возвышающихся на сотни метров вверх.

Учёные НИТУ «МИСиС» в рамках реализации проекта совместно с ведущей строительной компанией г. Москвы АО «Трансинжстрой» начали разработку информационной модели строящейся станции метро «Улица Строителей» и подходящих к ней перегонных тоннелей. Эта модель позволяет перейти от двухстадийного проектирования объекта к итерациональному (основанному на повторении) процессу контроля. Он подразумевает необходимые корректировки принятых решений, как на стадии проектирования, так и на строительной площадке, причём на любой стадии готовности объекта. При этом появляется оперативная возможность сразу дать оценку эффективности принимаемых технических решений.

Все элементы 3D-модели наделены качествами и свойствами реальных конструкций и материалов, используемых для строительства. Это означает, что конструкторы, строители или заказчики могут в любой момент посмотреть характеристики материалов и конструкций, необходимых ГОСТов и стандартов в любой точке объектов. Учитывая, что в зону строительства попадают существующие подземные коммуникации и наземные объекты, это позволяет максимально точно определить стоимость работ и построить календарный график строительства всего объекта.

Практическое использование модели позволит, как считают авторы работы, обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками строительного процесса (инвестором, заказчиком, проектировщиком и подрядчиком), а также позволит вести жесткий контроль сроков строительных работ и расходования материальных ресурсов.

На порядок возросшие возможности вычислительной техники позволяют проектировщикам и строителям реализовывать казавшиеся ещё вчера не реальными с технической точки зрения решения, невероятных форм и объёмов сооружения при проектировании и строительстве сложных наземных и подземных комплексов, уходящих на километры в землю и возвышающихся на сотни метров ввысь.