Как медучреждению правильно выбрать сервисного подрядчика

27.03.23, Пн, 13:09, Мск,

Этот вопрос стоит перед каждым медицинским учреждением, ведь заключение договора на обслуживание медоборудования — одно из обязательных условий для получения лицензии на медицинскую деятельность. Кроме того, введенные в 2022 году в отношении России санкции, разрыв логистических цепочек и проблемы с международными валютными операциями вызвали перебои с поставками импортных медизделий и комплектующих к ним. В связи с этим проблема сервисного обслуживания становится особенно актуальной.

Содержание

Обслуживание медоборудования: почему это важно?

Конечно, договор с сервисной компанией — не формальная процедура, т.к. он нужен не только для получения лицензии: медицинское оборудование, как любое другое, может выходить из строя, и его придется восстанавливать. Но если сломанный принтер лишь притормозит работу офиса, неисправность медтехники может привести к непоправимым последствиям. Например, диагностическое оборудование — рентгеновские и ультразвуковые аппараты, компьютерные томографы, аппараты МРТ и т.п. — как правило, использует передовые технологии для диагностики широкого спектра заболеваний, в том числе онкологических, переломов костей, проблем с легкими. В случае неисправности они могут либо неверно определить медицинскую проблему, либо вообще пропустить ее, а ведь от правильно поставленного диагноза зачастую зависит не только здоровье, но и жизнь человека.

Иллюстрация: license.ru

Чтобы исключить такие ситуации, медицинским учреждениям важно по мере необходимости обновлять парк медтехники. Но если за границей ее средний жизненный цикл составляет 2–3 года, в нашей стране из-за недостаточного финансирования некоторых больниц и поликлиник техника может эксплуатироваться до 20 лет. По этой причине нагрузка на оборудование нередко превышает допустимые значения, что приводит к частым поломкам и простою.

Выход — регулярно проводить сервисное обслуживание и ремонт медоборудования.

Как организовать сервисное обслуживание и ремонт медоборудования в учреждении

Согласно ГОСТР 58451– 2019 о техническом обслуживании (ТО) медицинских изделий (МИ), медучреждение должно обеспечить регулярное ТО всех МИ, находящихся на балансе. Сделать это можно несколькими способами:

  • организовать собственную сервисную службу по медицинской технике;
  • заключить договор/контракт на ремонт и техническое обслуживание медицинской техники с сервисной компанией;
  • выбрать комбинированный вариант: организовать собственный сервисный отдел, обслуживающий часть оборудования, а для обслуживания оставшейся части техники заключить контракт со специализированной сервисной компанией.

Чек-лист по выбору сервисной компании

Найти организацию, которая оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования, сегодня не проблема. Сложность в том, чтобы не ошибиться с выбором и заключить договор с действительно грамотным и ответственным подрядчиком. Это особенно актуально сейчас, когда отечественный рынок медоборудования перестраивается, и компании, которые до кризиса не занимались обслуживанием медицинской техники, пытаются предлагать свои услуги, не имея для этого соответствующих лицензий и допусков.

Чтобы не попасть на некомпетентного подрядчика, стоит учесть несколько важных моментов:

1. Проверьте контрагента

Для этого достаточно ввести ИНН компании на сервисе СБИС: даже в бесплатной версии она предоставит данные о владельцах, выручке, судам и надежности компании. Это поможет избежать потенциальных проблем с налоговой и другими инстанциями.Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта 7.5 т

2. Проверьте наличие лицензии у сервисной компании

По закону, обслуживать медоборудование можно только при наличии соответствующей лицензии. Необходимо уточнить, имеет ли ее компания, на официальном сайте Росздравнадзора.

3. Узнайте, какие работы может выполнять сервисная компания

Некоторые организации занимаются только плановым техническим обслуживанием, а для ремонта определенного типа оборудования требуются дополнительные лицензии: например, для обслуживания медицинского рентгенографического оборудования необходим сертификат на работу с источниками ионизирующего излучения. Поэтому стоит уточнить у организации, какие виды работ и по какому оборудованию она производит.

4. Проверьте наличие сертификатов от производителей оборудования

Действующий сертификат означает, что инженеры компании прошли обучение у производителя оборудования, а значит будут пользоваться актуальной технической документацией и качественными запасными материалами.

5. Уточните, имеет ли компания собственный склад запасных частей для медоборудования

Это позволит оперативнее решать сервисные задачи и поможет избежать продолжительного простоя техники.

6. Определите реалистичный SLA для устранения аварийных ситуаций

SLA (Service Level Agreement — соглашение об уровне обслуживания) позволяет сократить риски длительного простоя из-за неисправности оборудования. Необходимо договориться на нужные условия и прописать их в договоре, особенно для критически важных аппаратов.

7. Проверьте наличие системы учета обращений

Одним из показателей зрелости компании является наличие системы автоматизации учета и обработки заявок help desk. С ней все обращения будут гарантированно зарегистрированы, причем удобным способом — по телефону, электронной почте, через мобильное приложение, Telegram-бот, клиентский портал и т.д., а у клиента появится возможность контролировать ход их выполнения, а также проверять качество оказываемых услуг. Ведь одна из основных проблем ведения обслуживания медицинского оборудования — потеря заявок и большое количество времени, которое требуется на заполнение документации — актов диагностики и актов выполненных работ, дефектных ведомостей и т.д. Все это отрицательно сказывается на качестве сервиса, а значит эффективности медоборудования и, как следствие, уровне оказываемых медицинских услуг.

8. Проверьте репутацию компании

Необходимо набрать в поиске название компании и посмотреть, есть ли у нее отзывы на авторитетных сайтах (Яндекс Карты, Google Maps). Если на сайте потенциального подрядчика есть названия компаний-клиентов, стоит написать или позвонить им, чтобы узнать о качестве услуг из первых уст.

Важно помнить, что поиск подрядчика — ответственный шаг, ведь от исправности оборудования зависят здоровье, а возможно, и жизнь пациентов и персонала.

Автор: Александр Шиянов