2010/04/14 16:28:10

Supply Chain Management - SCM
Управление цепочками поставок
Управление запасами

Управление цепочками поставок (управление запасами). В состав SCM-системы входят две подсистемы: SCP (Supply Chain Planning) и SCE (Supply Chain Execution).

Каталог SCM-решений и проектов доступен на TAdviser

Содержание

Место SCM в общей бизнес-пирамиде


Термин появился еще в 1988 году, когда основатели американской компании i2 Санджив Сидху (Sanjiv Sidhu) и Кен Шарма (Ken Sharma) обнаружили очередную незанятую нишу на рынке информационных систем. С тех пор многие поставщики предлагают самые различные решения, которые позиционируются как предназначенные для управления цепочкой поставок.


Системы SCM предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация. Большинство концепций в области SCM первоначально использовалось военными. Ведь логистика - важный атрибут мобильности армии и критерий острого, своевременного реагирования на ситуацию.

История

В начале 60-х в США начались работы по автоматизации управления запасами. В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны стало очевидно, что использование математических моделей планирования спроса и управления запасами ведет к существенной экономии средств, замороженных в виде запасов и незавершенного производства. Невозможно разработать «абсолютно оптимальные методы планирования запасов», поэтому следует выбирать и адаптировать алгоритмы к специфике конкретных складских задач в зависимости от цикла производства или поставок хранимой номенклатуры, стоимости, размеров изделий, расфасовки, применяемости и спроса, объемов складов и др. Было установлено, что выбор оптимального объема партии заказа — одно из важнейших условий повышения эффективности предприятия, так как их недостаточный объем ведет к росту административных расходов при повторных заказах, а избыточный — к замораживанию средств. Управление складами в современных системах управления основано на математических методах управления запасами. Первые автоматизированные системы управления запасами в промышленном производстве основывались на расчетах по спецификации состава изделия. По плану выпуска изделия формировались планы производства и рассчитывался объем закупки материалов и комплектующих изделий. Конец 60-х связан с работами Оливера Уайта, который в условиях автоматизации промышленных предприятий предлагал рассматривать в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые подразделения. Такой подход и применение вычислительной техники впервые позволили оперативно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректировке заказов, недостатке ресурсов, отказах оборудования).

Задачи

Систематика действия SCM
  • Повышение уровня обслуживания
  • Оптимизация производственного цикла
  • Уменьшение складских запасов
  • Повышение производительности предприятия
  • Повышение рентабельности
  • Контроль производственного процесса

SCM-решения создают оптимальные планы использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при минимальных затратах. По данным AMR Research и Forrester Research, с внедрением SCM компании получают такие конкурентные преимущества, как уменьшение стоимости и времени обработки заказа (на 20-40%), сокращение закупочных издержек (на 5-15%), сокращение времени выхода на рынок (на 15-30%), уменьшение складских запасов (на 20-40%), сокращение производственных затрат (на 5-15%), увеличение прибыли на 5-15%.

Раньше Поставщик решал. Теперь клиент решает когда, что, куда и по какой цене доставить. Если ты покупаешь товар online ты ожидаешь найти отзывы о нём, сопоставление цен, множество вариантов доставки и быстрый возврат.

Рейтинг SCM-структур

Данные исследования компании AMR Research среди компаний касательно эффективности работы SCM-структуры.

Отлаженная система поставок помогает совершенствовать систему планирования, оптимизировать складские запасы, осуществлять своевременные поставки, обеспечивать соответствие предложения спросу, снижать затраты и, как следствие, увеличивать рыночную стоимость компании. Не секрет, что успешность бизнеса Apple во многом объясняется профессиональным управлением цепочками поставок и постоянными мероприятиями, нацеленными на оценку их эффективности. По данным AMR Research в рейтинг 25 лучших компаний с наиболее результативной и производительной системой supply chain вошло 10 крупнейших ИТ-компаний, а лидирующую позицию заняла Apple. Подпирает позиции "яблочной" конторы не менее именитая Dell. Удивительно, что среди японских компаний, которые известны своим пристальным вниманием к производственной гигиене и постоянному повышению эффективности работы всей цепи структур, присутствует только лишь Toyota, которая оказалась на десятом месте.

Кто управляет запасом?

Как правило, в торговой компании запасом управляет закупщик (менеджер по закупкам, категорийный менеджер, снабженец и т.п.) — вариантов названий встречается множество. Мы будем пользоваться обобщающим термином «закупщик», подразумевая выполнение части работы, связанной с управлением запасом.

Тактика работы закупщика может варьироваться. Давайте рассмотрим крайние варианты.

1) Закупщик-эксперт: тонко чувствует рынок, знает все о закупаемом товаре, имеет прекрасные, часто приятельские, отношения с поставщиками, опирается в работе на интуицию, опыт и свое представление о приоритетах. Закупщики-эксперты работают производительно и эффективно, обеспечивая серьезные конкурентные преимущества. Однако порой их работа не прозрачна для руководства; эксперту очень сложно найти замену, а в случае его ухода из компании львиная доля наработок эксперта уйдет вместе с ним. Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.5 т

2) Закупщик-клерк представляет собой другую крайность — равнодушный исполнитель должностной инструкции, управляющий запасом по формальным показателям, не имеющий никаких уникальных знаний. Клерку относительно легко найти замену или подвергнуть ротации кадров, качество его работы определяется, главным образом, качеством описания рабочих процессов, затраты работодателя на содержание такого специалиста относительно невелики. Расплатой за перечисленные блага является текучесть кадров, формальное отношение к делу, непрофессионализм.

При желании получить идеального закупщика искать его надо, скорее всего, между упомянутыми крайностями. Очевидно, нам нужен неравнодушный к делу специалист, управляющий запасом не менее эффективно, чем закупщик-«эксперт». В то же время замена его в случае необходимости не должна быть сопряжена с особыми трудностями. Одним из решений может стать работа аккуратного и лояльного работника, вооруженного прогрессивными средствами управления запаса. Немаловажно, что суть методики расчетного управления запасом остается за ширмой, обеспечивая сохранение «ноу-хау»— расчеты выполняются компьютером по нажатию кнопки.

Как управляют запасом?

В чем суть каждодневной работы специалиста по управлению запасом? Она в поиске ответов на два сакраментальных вопроса применительно к каждой номенклатурной позиции:

1. Пора ли пополнить запас данного товара?

2. Если пора, то каков будет размер заказа?

Разумеется, должностная инструкция отвечающего за запас разнообразнее и богаче, однако обойти эти вопросы удается крайне редко.

Как может происходить процесс:

  • Специалист может оценить фактические остатки, отмечая позиции с недостаточным уровнем.
  • Специалист оценивает динамику продаж, например обращаясь к продавцам или припоминая, когда же была последняя поставка данного товара.
  • Специалист принимает решение о закупке, уточняя размер заказа с учетом следующих факторов:
    • минимальная партия;
    • условия предоставления скидок;
    • наличие у компании финансовых резервов;
    • информация с рынка;
    • собственное чутье; многие другие факторы.

Если оптимистично предположить, что непосредственно на эту работу у специалиста уходит 50% рабочего времени, то, тратя 10 минут на анализ одной позиции за неделю, можно обработать около 120 товарных позиций, чего явно недостаточно в большинстве случаев. Помимо этого, специалист по управлению запасами проводит встречи с поставщиками, ведет переписку с внешними и внутренними контрагентами, участвует в совещаниях, в неформальной жизни офиса. На практике, вручную одним специалистом качественно может управляться не более 20-40 позиций. Существенный скачок в эффективности может быть реализован, если весомую часть рутинных операций по расчету потребности в товаре делегировать компьютеру. При этом можно ожидать не только роста производительности в управлении запасом, но и роста качества: машина не пропустит ни одной позиции и сможет учесть большее число переменных, а у специалиста появится больше времени и сил на творческие задачи.

Автоматизация СУЗ

Еще одним немаловажным условием эффективности является цена внедрения системы: всегда ведь лучше обучить методикам управления запасом имеющуюся информационную систему, чем покупать новую! Что же должна делать автоматическая система управления запасом? Безусловно, минимальным требованием со стороны управляющего запасом специалиста является предоставление структурированного отчета о товарных позициях, запас которых нуждается в пополнении. Офисный фольклор напоминает некую кнопку, нажав которую специалист получает желаемый отчет. Давайте посмотрим, какие действия с данными должна произвести информационная система для реализации концепции «кнопка—отчет». Напомню, в теории выделяют несколько классов запаса:

  • Основной (рабочий, страховой, на незапланированный рост сбыта, на задержки при транспортировке)
  • Временный (сезонный, маркетинговый или конъюнктурный) и вынужденный (неликвиды и брак).

Управление временным запасом сопряжено с анализом большого числа неформализованных факторов: опираться приходится на чутье, например при формировании запаса на товар с ожидаемым неординарным спросом (конъюнктурный запас), или на опыт предыдущих лет (сезонный запас). Автоматизировать управление временным запасом удается редко из-за множества неформализованных факторов: можно с помощью коэффициентов сезонности изменить общий уровень запаса, однако приемлемую достоверность можно ожидать разве что от сложных экспертных систем. В данном случае проще воспользоваться услугами эксперта-закупщика.Управление вынужденным запасом сводится, главным образом, к определению масштабов бедствия, анализу причин появления такого запаса и принятию решений о дальнейшей судьбе залежей неликвидов и брака.Большая часть рутинных операций приходится обычно на управление основным запасом. Соответственно, от автоматизации управления им можно ожидать наибольшего эффекта.

Стратегия управления запасом

Многообразие стратегий управления запасом сводится к двум основным и массе производных от них: управление с фиксированным размером заказа и управление с фиксированной периодичностью. Иллюстрацией первого способа управления может служить заправка автомобиля всегда одним и тем же количеством топлива, но в разные дни. Расчет сводится к определению дня поездки на заправочную станцию. В простейшем случае момент считается наступившим, если загорелась соответствующая лампочка на панели приборов автомобиля. Более прогрессивные алгоритмы могли бы учитывать динамику расхода топлива за последнее время, призывая водителя на заправку раньше при увеличенном расходе и позже — в обратном случае. Эта опция вряд ли заинтересует автомобилистов, однако закупщикам применительно к запасу наверняка понравится. Управление с фиксированной периодичностью можно распознать, если водитель отправляется на заправку, например, каждый понедельник и покупает разное количество топлива. Какое именно — подлежит расчету. Кстати, если каждый понедельник заправляться до «полного бака», мы получим систему управления запасом с фиксированной периодичностью и установленным максимумом. Какая стратегия предпочтительнее для успешной автоматизации? Любой выбор вместе с достоинствами принесет с собой и недостатки, однако, не имея в начальном состоянии никакой стратегии, любой выбор будет благом. Исходя из гипотезы, что пристальное внимание к товару в некоторой степени гарантирует более качественное управление, и учитывая, что человеку проще работать по расписанию, давайте предположим, что выбор сделан в пользу ежедневного контроля остатков, то есть выбрана стратегия с постоянным периодом.

Рассчет размера заказа

Миссия управленца запасами торговой компании — обеспечить наличие товара на складе. Более строго наличие или отсутствие товара можно выразить через «уровень доступности» (УД). Если 100 клиентов обратились на склад и все получили свои заказы укомплектованными полностью, УД=100%. Если же один клиент не получил заказа из-за нехватки товара, УД падает до 99%. Читать основную статью (SCM: Расчет размера заказа)

См. также

Логистическая информационная система

SCP

SCE