2022/01/20 12:08:58

АСУ ТП (рынок России)

.

Содержание

Основная статья: АСУ ТП

2023

Выходец из «Росатома» вывел на российский рынок новую АСУ ТП, которая заменит системы Siemens и Schneider Electric

В конце июня 2023 года стало известно о том, что российская компания «Лаборатория технологий автоматизации» создала новую автоматизированную систему управления технологическим процессом (АСУ ТП). Продукт под названием «Лацерта», как ожидается, станет альтернативой решениям ушедших из РФ поставщиков, таких как Siemens, Schneider Electric, Honeywell, Yokogawa и др. Подробнее здесь.

Формирование рабочей группы по разработке отечественной АСУ ТП

5 июня 2023 года стало известно о том, что в России при поддержке Минпромторга сформирована рабочая группа по созданию отечественной автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП) с открытым исходным кодом. Подробнее здесь.

2021: Рост рынка АСУ ТП на 8%, до $541 млн

Объем российского рынка автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) и производственного планирования (MES) по итогам 2021 года достиг $541 млн, увеличившись на 8% в сравнении с 2020-м. Такие данные аналитики J’son & Partners Consulting обнародовали 11 января 2022 года.

В 2020 году темпы роста была вдвое выше (+17%) в сравнении с 2020-м, однако, по словам экспертов, такая динамика не является характерной для российского рынка АСУ ТП - в среднем он растет и будет расти на 8% в год.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.7 т

Основным драйвером роста аналитики называют стремительное проникновение облачных платформ и приложений в сфере промышленного интернета вещей (IIoT), вклад которого будет состоять как непосредственно в росте потребления облачных IIoT-сервисов, так и в дополнительном потреблении программируемых логических контроллеров (ПЛК), драйвером для которого является рост проникновения облачных IIoT-платформ.

Облачные IIoT-платформы и приложения, как ключевой компонент процессов цифровизации, рассматриваются в двух ипостасях: как замена части функционала «традиционных» АСУ ТП, и как их дополнение новым, в первую очередь аналитическим функционалом, а также как новая модель монетизации – регулярными платежами. Поэтому при расчете общего объема рынка АСУ ТП учитывались пересечения, то есть какая часть рынка облачных IIoT-платформ будет заменой функционалу «традиционных» АСУ ТП, а какая – его расширением.

По словам экспертов, IIoT – это не дополнительный сегмент традиционного рынка SCADA/MES, а новый рынок, приходящий на смену существующему, и при этом охватывающий новые функциональные области, вообще отсутствующие в традиционных SCADA/MES. Поэтому рынок IIoT-платформ и приложений будет расти как за счет добавления новой функциональности, так и за счет поглощения существующего рынка SCADA/MES в части функций отображения данных (HMI) и детерминистского планирования.

Проникновение IIoT в средства производства в 2021 году шло очень активно и имеет выраженную этапность. На первом этапе внедрение IIoT ограничивается созданием аналитической «надстройки» над существующими АСУТП, которая позволяет реализовать функционал оптимизационного планирования, но не автономного управления, то есть охватывает только этапы планирования и контроля исполнения.

На втором этапе будет реализовано автономное управление средствами производства, что позволит полностью автоматизировать цикл управления и получить максимальный экономический эффект от внедрения средств автоматизации.

Если продажи облачных решений растут, то сегмент аппаратно-зависимого программного обеспечения АСТ УП, монетизируемый по «традиционной» модели продажи вечных лицензий, сокращается, сказано в исследовании.

Как и на глобальном рынке, в России ключевым драйвером количественного роста и качественного развития рынка MES, АСУ ТП и ПЛК может стать полномасштабная цифровизация основных отраслей реального сектора экономики. В случае реализации такого оптимистичного сценария сформированный цифровизацией объем потребления АС ТП и MES нового поколения может достичь $1,9 млрд к 2030 году. Но если сценарий полномасштабной цифровизации не будет реализован, российский рынок АСУТП и MES в период 2022-2025 гг. ожидает вялый рост, с последующим в 2025-2030 годы возможным обвалом ввиду необходимости вывода из эксплуатации основной доли производственных фондов в обрабатывающей промышленности по причине их полного физического износа, осуществляемой в ситуации отсутствия возможности окупаемого инвестирования в их обновление/замену, отмечают аналитики.[1]

2020: Объем рынка АСУ ТП достиг 58,7 млрд рублей

Объем российского рынка автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) в 2020 году составил 58,7 млрд рублей, подсчитали аналитики J’son & Partners Consulting. По их словам, продажи выросли, однако динамику эксперты не уточнили.

Главными драйверами роста рынка АСУ ТП стали:

  • усилия государства по повышению уровня развития отечественной промышленности через реализацию национальных проектов и технологических инициатив;
  • необходимость повышения производительности труда в условиях ограниченности человеческих ресурсов и увеличения числа высококвалифицированных рабочих мест;
  • протекционистские меры государства по импортозамещению и предоставление налоговых льгот, стимулирующих развитие ИТ-индустрии.

Российский рынок АСУ ТП в 2020 году достиг 58,7 млрд рублей

В исследовании отмечается, что цифровая трансформация в крупнейших отраслях экономики, появление новых инновационных решений Интернета вещей и искусственного интеллекта расширяют процессы автоматизации не только в традиционном промышленном производстве, но и в сферах процессов предоставления услуг. По мнению аналитиков, понятие «технологического процесса» уже сегодня необходимо расширить на сферу услуг и социальной деятельности.

К концу 2020 года в вопросы использования автоматизации своей деятельности вовлечено не менее 1500 предприятий и организаций в России, а в сферу разработки, проектирования, внедрения и оказания сопутствующих услуг было вовлечено более 200 крупных компаний и предприятий малого и среднего бизнеса.

По словам аналитиков, на рынок выходит все больше программно-технических решений, задача которых состоит в повышении эффективности, производительности и конкурентоспособности производств, что находит спрос среди отечественных предприятий, ориентированных на долгосрочную работу на рынке.[2]

2019: Рост рынка АСУ ТП на 22%, до 45 млрд рублей

Со времени введения антироссийских санкций рынок АСУ ТП, после спада в 2015 г., адаптировался к новым условиям и за последние годы вырос на 22%, достигнув, если исходить из информации системы «Контур.Закупки», в 2019 г. объема приблизительно в ₽45 млрд. Почти две трети рынка приходится на атомную промышленность (66,2%), далее идут нефтегазовая отрасль (21,7%), и энергетика (9%). При этом инвестиции в АСУ ТП нефтегазовой отрасли в целом снижались на протяжении последних пяти лет (еще в 2016 г. доля нефтегаза составляла почти 70%) ввиду секторальных санкций. Рост инвестиций затруднен очередной волной кризиса, сокращающей доступность решений зарубежных поставщиков. Падает и доля энергетики (с 21% в 2014 г.). Зато несколько лет подряд растет реализация проектов АСУ ТП в атомной промышленности. Пережив резкое падение в 2015 г., она нарастила и долю рынка, и объем закупок — с ₽2,8 млрд в 2015 г. до ₽29,7 млрд в 2019-м[3].

После 4 лет роста в 2019 г. объем рынка АСУ ТП уменьшился по сравнению с 2018-м, и события начала года не дают оснований для оптимизма.


Привлечение малого и среднего бизнеса за последние годы снизилось и в 2019 году вернулось на уровень 2015 года — около 2,5% от общего объема. Количество компаний, представляющих на рынке АСУ ТП малый и средний бизнес, также снижается, и в настоящее время составляет чуть более 20%.

Спад в вовлечении малого и среднего бизнеса в рынок может быть объяснен неопределенностью в дальнейшем развитии экономической ситуации и, как следствие, стремлением заказчиков вложить средства в инфраструктурные решения, предлагаемые крупными поставщиками.

В ближайшие годы вряд ли можно ожидать роста доли рынка, занятого небольшими компаниями, в связи с сокращением бюджетов заказчиков. Кроме того, рост конкуренции среди компаний СМБ может привести к снижению цен на предлагаемые ими решения, и, как следствие, доля рынка малого и среднего бизнеса еще более уменьшится в денежном выражении.

Импортозамещение кроется в деталях

Несмотря на призывы к импортозамещению, в России так и не сформировался рынок АСУ ТП, наполненный отечественными разработками, способными закрыть потребности заказчиков в этих системах. На протяжении 2015–2019 гг. доля рынка (в денежном выражении), занятого отечественными поставщиками АСУ ТП (продукция которых удовлетворяла бы критериям Минпромторга, изложенных в постановлении «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», принятым в июле 2015 г.) составляла в 2014–2019 гг. в среднем 0,1%. Ключевые поставщики решений АСУ ТП, в том числе на объекты критической инфраструктуры, включая дочерние компании госкорпораций, работают с иностранными продуктами, (внедряют решения, построенные на компонентной базе зарубежных производителей). То есть, по сути, задачу импортозамещения в АСУ ТП за прошедшие пять лет решить не удалось.

Наивысшие показатели доли рынка отечественных поставщиков (в районе 0,15% в денежном выражении), по данным «Контур.Закупки», приходятся на 2015–2017 гг., когда на рынке заказчиков АСУ ТП лидировали нефтяники. Падение объемов их заказов в 2018–2019 гг. привело и к сокращению доли отечественных поставщиков на рынке АСУ ТП. Несмотря на то, что ренессанса нефтегазовой отрасли в ближайшие годы не ожидается, повод для оптимизма дает то, что растет количество отечественных решений в области АСУ ТП в целом, и в 2019 г. она достигла почти 3%. Традиционно сильная экспертиза России в атомной промышленности и в энергетике в целом может стать драйвером формирования рынка АСУ ТП, наполненного отечественными решениями. При расстановке соответствующих приоритетов, разумеется.

Защита рынка и инфраструктуры через самостоятельность и независимость Одна из причин сложившейся ситуации с импортозамещением — отсутствие в России самостоятельной и независимой практики стандартизации, обеспечивающей разработку стандартов в области АСУ ТП. Так, например, основополагающим стандартом, определяющим архитектуру корпоративных решений с использованием АСУ ТП, является американский стандарт ISA-95, известный у нас как ГОСТ Р МЭК 62264-2-2016. Однако регламентация отдельных уровней производственной архитектуры (датчики, контроллеры, SCADA, MES) до сих пор покрывается ГОСТами 24 и 34 серий, которые являются устаревшими и не интегрированы со стандартами, определяющими архитектуру производственных систем.

То есть проблема двояка — с одной стороны, наши «передовые» ГОСТы являются калькой с разработанных ранее американских и европейских стандартов (AS/IEC) и пока соответствующие стандарты не появятся «у них», они не появятся у нас. С другой — «собственные» стандарты не соответствуют требованиям времени. Особенно это отставание существенно для проектов в энергетической отрасли и нефтегазовом секторе, инфраструктура которых, согласно российскому законодательству, является критической.

Аналогичная ситуация и с отечественными стандартами в области безопасности — они тоже являются калькой с зарубежных аналогов. И при их принятии в качестве стандартов не учитывают факт монополии зарубежных решений на российском рынке АСУ ТП.

По мере перехода к Индустрии 4.0, в которой производственные процессы будут более «самостоятельны», менее зависимы от решений человека в ходе рутинных операций, потребность в отечественных решениях и стандартах (другими словами, в степени контроля работы технологий) будет увеличиваться. В качестве точек роста рынка отечественных решений АСУ ТП могут быть использованы крупномасштабные проекты, способные «потянуть» инвестиции в развитие отечественных решений. Пока же, принимая во внимание критическую массу решений зарубежных поставщиков, используемых на объектах критической инфраструктуры, необходимо особое внимание уделять обеспечению безопасности ключевых объектов в энергетике и нефтегазовом секторе. В частности, необходима разработка российскими регуляторами и законодательными органами требований к обеспечению информационной безопасности критической инфраструктуры с учетом того, что в обозримом будущем большинство внедряемых решений будут зарубежными.

Примечания