Федеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Росавиация образована в рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[1] (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 № 649, от 14.11.2005 № 1319, от 23.12.2005 № 1522, с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 № 295, от 27.03.2006 № 261).
Формально Росавиация является вновь образованным органом, однако фактически создана на основе ранее существовавших структурных подразделений Минтранса России и специализированных федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших государственное управление в сфере воздушного транспорта.
Вместе с тем, Росавиацию нельзя считать преемником Государственной службы гражданской авиации Минтранса России, так как ее функции в настоящее время распределены между тремя федеральными органами исполнительной власти: Росавиацией, Ространснадзором, и Минтрансом России (Департамент государственной политики в области гражданской авиации).
Деятельность
Основными функциями Федерального агентства воздушного транспорта являются:
- Координация исполнения федеральных инвестиционных программ в сфере авиации;
- Оказание услуг по обеспечению работы воздушного транспорта (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации);
- Лицензирование эксплуатантов и их допуск к полетам на внутренних и международных линиях (выдача сертификатов эксплуатанта);
- Сертификация организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов;
- Курирование деятельности государственных учебных заведений в сфере авиации.
История
2024: В центральном офисе Росавиации прошли обыски по делу о незаконном выводе 59 воздушных судов за рубеж
7 февраля 2024 года в центральном офисе Росавиации прошли обыски по делу о незаконном выводе за рубеж воздушных судов, в том числе Ил-76 и Ми-8.
Как пишут «Известия» со ссылкой на два источника, близких к правоохранительным органам, обыски прошли в кабинетах и. о. начальника управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петра Козырева. Один из собеседников газеты уточнил, что ФСБ изъяла предметы и документы, которые подтверждают незаконность действий сотрудников Росавиации и ряда других лиц.
В центральном офисе Росавиации прошли обыски по делу о незаконном выводе за рубеж воздушных судов
Уголовное дело о халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ) возбуждено в отношении Козырева, Бывалиной и ее бывшего заместителя Анны Жильцовой. По данным «Известий», последнюю уволили в июне 2023 года, одним из поводов стал антивоенный плакат на рабочем месте и негативное отношение к спецоперации РФ на Украине. Кроме того, как утверждается, Бывалина также проходит по другому уголовному делу — о превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ).
Поводом для уголовных дел стала проверка деятельности Росавиации по госрегистрации гражданских воздушных судов и ведению соответствующего реестра. Сотрудники Росавиации, как утверждается, с начала военной операции снимали с регистрации самолеты и вертолеты, нарушая указы президента и постановления правительства. Они выводили суда из госреестра без полного комплекта документов и предоставляли противоречивую и недостоверную информацию о нахождении судов за пределами России.
С такими нарушениями с марта 2022-го по июнь 2023 года из-под российской юрисдикции незаконно выбыло 59 воздушных судов, установил Минтранс. Из них 36 — Росавиация сняла с регистрации в связи с продажей за рубеж. Покупателями 21 воздушного судна стали резиденты государств, не входящих в ЕАЭС, восемь были проданы в «недружественные» страны. Собеседники издания отметили, что смена юрисдикции воздушных судов стала основной причиной для отставки руководителя Росавиации Александра Нерадько в сентябре 2023 года.[1]
Как отметили в Росавиации, к 19 мая 2023 года перед ведомством стоит задача упростить требования к беспилотникам массой менее 30 кг, пересмотрев при этом нормы летной годности для более тяжелых беспилотников, а также оптимизировать сертификационные процедуры.
На совещании также обсудили предложения по формированию федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем». Проект планируется направить на согласование в заинтересованные ведомства.
Сам же глава Росавиации Александр Нерадько в комментариях «Московскому комсомольцу» опроверг, что хакерам удалось получить хоть какую-то информацию.
В апреле 2019 г. под стражу были взяты начальник правового управления Росавиации Владимир Мнишко и глава адвокатской коллеги «Межрегион» Сергей Юрьев, их обвиняют в особо крупном мошенничестве на сумму 1 млрд. руб.
В июне 2019 г им продлили меру пресечения до конца сентября.
В ходе дела установлено, что Росавиация одобрила сделку на предоставление «Межрегион» юридических услуг для ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на сумму 378 млн. руб. в 2015 году, а начиная с 2008 года таких сделок было 3 на общую сумму 960 млн. руб.
Вопросы у следствия возникли именно к последней сделке, обоснование и заключение договора, которой и подписывал заместитель генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Никита Данилов.