ЮТэйр
UTair
Авиакомпания

Компания

Выручка и прибыль по МСФО млрд. ₽

ПЕРСОНЫ (6) Цифровой паспорт (12) СМ. ТАКЖЕ (22)
* Список известных внедрений ит-систем в компании

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаРайффайзенбанк (Raiffeisen Bank)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2021
Описание проектаМобильные ТелеСистемы (МТС)CloudMTSIaaS - Инфраструктура как услуга2020
Описание проектаНаука (Nauka)SAP S/4HANAERP, MES - Управление производствами и ремонтами, SaaS - Программное обеспечение как услуга2019
Описание проектаSabre CorporationSabre Branded Fares2016
Описание проектаJeppesenJeppesen: FliteDeck Pro (EFB)2016
Описание проектаAxelot (Акселот)1С:MDM Управление нормативно-справочной информацией2014
Описание проектаМобильные ТелеСистемы (МТС)Услуги телефонии и связи2014
Описание проектаИнтелТелеком (Инфинити Трейд)Call Center InfinityCall-центры, IP-телефония2011
Описание проектаГлонасс OmnicommOmnicomm LLS: контроль расхода топлива и мониторинг транспортаTMS - Управление транспортом, Системы безопасности и контроля автотранспорта, Системы управления автохозяйством (FMS), Спутниковая связь и навигация2011
Описание проектаИнформконтакт консалтинг (Alfa system)Система AlfaERP2009
Описание проектаИнформконтакт консалтинг (Alfa system)Alfa-HRMS - Alfa / Управление персоналомHRM2003
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных1С:ERP Управление предприятием 2.0, 1С:Зарплата и управление персоналом 8, 1С:Документооборот 8ERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга, HRM, СЭД, СЭД - Системы потокового распознавания---

Активы

Конечные собственники

+ ЮТэйр (UTair) Авиакомпания
+ The Mark Foundation for Cancer Research

Авиакомпания UTair является ядром Группы UTair, которая включает в себя компании, осуществляющие эксплуатацию воздушных судов (самолетов и вертолетов), а также компании по ремонту и техническому обслуживанию ВС, подготовке персонала, сервисному обеспечению рейсов и продаже авиаперевозок.

На 2019 год Utair — шестая по пассажирообороту авиакомпания России.

UTair обладает современным парком воздушных судов, насчитывающим более 60 самолетов. Основным хабом авиакомпании является московский международный аэропорт Внуково, через который ежедневно проходит более 160 рейсов авиаперевозчика. Штаб-квартира расположена в Сургуте. Авиакомпания UTair входит в реестр операторов IOSA с 2008 года. Контрольный пакет акций «Ютэйр» находится у негосударственного пенсионного фонда «Сургутнефтегаз».

Показатели деятельности

2021: Рост выручки на 37% до 76,75 млрд рублей

Выручка авиакомпании «ЮТэйр» за 2021 год поднялась на 37% относительно 2020-го и достигла 76,75 млрд рублей. Такие данные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были обнародованы в мае 2022 года.

Чистая прибыль авиаперевозчика по итогам 2021 года оказалась равной 26,83 млрд рублей, что в 8,6 раза превосходит прибыль годичной давности.

Выручка авиакомпании «ЮТэйр» за год поднялась на 37%

Пассажиропоток авиакомпании «ЮТэйр» в 2021 году составил 7,1 млн человек (+49,7% к 2020-му), загрузка — 82,3% (+3,8 процентных пункта). Компания перевезла 192,9 тыс. пассажиров (+38%).

АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» совместно с другими вертолетными операторами группы перевезли 529,3 тыс. пассажиров (+7% к 2020 году), производственный налет составил 126,5 тыс. часов (+7%).

АО «ЮТэйр-Инжиниринг» выполнило капитальный ремонт 47 вертолетов (+24,3% по отношению к 2020 году) и осуществило техническое обслуживание в объёме 1412,6 тыс. нормо-часов (+7,1%). «ТС Техник» провел техобслуживание самолетов в объёме 350,5 тыс. нормо-часов (+ 9,3 %). Международный аэропорт Сургута в 2021 году обслужил 1,84 млн человек: более 1 млн пассажиров (55,9%) перевез «ЮТэйр».

Подводя итоги 2021 года, пресс-служба «ЮТэйр» отметила, что группа завершила работу с кредиторами по комплексной реструктуризации долговых обязательств, а также конвертировала часть долга в капитал, для чего была проведена дополнительная эмиссия обыкновенных акций.

«
Комплексная реструктуризация позволила снизить долговую нагрузку группы, улучшить показатели. В текущих, не простых условиях для всей транспортной отрасли России группа продолжит курс на оптимизацию расходов, рост загрузки и продаж, — подчеркнул финансовый директор «ЮТэйр» Игорь Петров, чьи слова приводит пресс-служба компании.

»

[1]

2018: Убыток 22 млрд руб

В 2018 г. авиакомпания Utair перевезла 7,7 млн пассажиров и получила убыток в размере 22 млрд руб. Ситуацию усугубляют большие долговые обязательства: у Utair два семилетних кредита — на 15,4 млрд руб. от синдиката 11 банков и на 17,4 млрд руб. от Сбербанка, и третий синдицированный кредит на 23,7 млрд руб., сроком на 12 лет. Получается, что суммарно долговая дыра авиакомпании приближается к 56,5 млрд рублей.

Компания допустила дефолты по займам в 2018 году. Так, в декабре компания не смогла выплатить синдикату банков и Сбербанку около 3 млрд руб. Авиаторы объясняли свою неплатежеспособность ростом цен на авиакеросин и недополучением 1,5 млрд руб. прибыли из-за дефицита пилотов.

  • За первые 10 месяцев 2016 года услугами авиакомпании воспользовались 5 608 111 пассажиров, что на 17,3% выше аналогичного периода прошлого года. В высокий сезон авиакомпания выполняет рейсы более чем по 150 направлениям, 65 из которых ‒ уникальные.
  • В 2015 году самолеты UTair перевезли 5 530 348 пассажиров.
  • В январе—ноябре 2014 г. компания перевезла 8 млн пассажиров. Для сравнения, «Аэрофлот» перевез 21,7 млн пассажиров, «Сибирь» — 7,4 млн.

История

2020: Утечка данных 530 тыс. клиентов

В конце августа 2020 года база данных 530 тыс. клиентов UTair оказалась в открытом доступе. В самой компании подтвердили утечку, но заверили, что хакеры, устроившие масштабную атаку на серверы авиаперевозчика, не смогли получить доступ к банковским картам пассажиров и счетам в программе лояльности.

Как сообщает Telegram-канал «Утечки информации», который ведет специализирующаяся на уязвимостях компания DLBI, открытом доступе на англоязычном форуме появились такие данные клиентов UTair, как фамилия, имя, отчество на русском языке и латиницей, серия и номер документа, адрес, дата рождения, пол, телефон, адрес электронной почты и данные из программы лояльности. В 2019 году эта же база продавалась на одном из теневых форумов за 30 тыс. рублей при покупке целиком или по цене 1-2 руб. за запись при продаже «в мелкую розницу», утверждает Telegram-канал.

База с телефонами и ФИО 530 тыс. клиентов UTair оказалась в открытом доступе
«
Полтора года назад Utair подвергся масштабным хакерским атакам. В результате пострадал один из серверов, и хакеры смогли завладеть частью разрозненных данных о пользователях. Служба безопасности авиакомпании исправила эту проблему, приняла дополнительные меры по защите данных пользователей и минимизации рисков спама и фишинга, — сообщили ТАСС в пресс-службе авиакомпании.
»

Там же отметили, что Utair хранит данные банковских карт отдельно для безопасности и использует двухфакторную аутентификацию, поэтому счетам пассажиров в программе лояльности авиакомпании также ничто не угрожает.[2]

Основатель сервиса разведки утечек DLBI Ашот Оганесян в разговоре с «РИА Новости» уточнил, что MongoDB-сервер, принадлежащий Utair Digital (ИТ-подразделение Utair), находился в открытом доступе приблизительно с 21 января по 20 марта 2019 года и был закрыт после предупреждений со стороны экспертов DLBI.[3]

2019

МТС-Банк планирует инициировать банкротство Utair

В сентябре 2019 года один из 11 членов синдиката кредиторов авиакомпании МТС-Банк объявил о намерении инициировать процедуру банкротства Utair, следует из портала «Федресурс». В июле с аналогичным заявлением уже выступил другой кредитор — банк «Русь».

Как рассказал РБК источник, близкий к авиакомпании, намерение о подаче иска связано с невыплатой процентов по кредиту. «Но это очень небольшая сумма, которую компания может погасить в любой момент, поэтому риск банкротства отсутствует», — сказал собеседник РБК.

Банк «Русь» планировал подать иск также за невыплату процентов.

У авиакомпании два семилетних кредита — на 15,4 млрд руб. от синдиката из 11 банков (крупнейшие — «Траст», «Россия» и Сбербанк) и на 17,4 млрд руб. от Сбербанка. Синдикат из 11 банков также выдал перевозчику 12-летний кредит на 23,7 млрд руб.

По семилетнему кредиту на 15,4 млрд руб. в декабре 2018 года, а затем в июне 2019 года перевозчик допустил дефолт. Также дефолт авиакомпания допустила по отдельному кредиту Сбербанка. Все это время Utair ведет переговоры о реструктуризации долгов.

Правительство Башкирии субсидирует Utair

До конца 2019 года в республиканском бюджете Башкирии на субсидирование авиакомпании Utair зарезервированы средства в размере 100 миллионов рублей. Тем не менее Госкомтранс Башкирии уверен, что этой суммы будет недостаточно. Так, «Интерфакс» со ссылкой на главу комитета Тимура Мухаметьянова пишет, что обсуждается вопрос о выделении еще 80 миллионов рублей.

На август 2019 года финансовое состояние авиакомпании оценивается неоднозначно. Так в феврале с требованием выплатить проценты по кредиту в суд обратился «МТС-банк», сумма требований составляет 8,69 млн рублей. В июле к нему присоединился «НИКО-банк» с требованиями уже на куда более серьезную сумму – 89,25 млн рублей, а в конце месяца стало известно о подаче иска банком «Россия» на 155,35 млн рублей. В августе оренбургский ипотечный банк «Русь» подал заявление о банкротстве компании. Сумма требований банка составила более 4,9 миллионов рублей.

Вертолёт UTair получил повреждения во время атаки террористов в Мали

В июле 2019 г вертолет российской авиакомпании получил повреждения при нападении террористов в Мали, сообщил "Интерфаксу" информированный источник.

"Террористы напали на аэропорт Гао, где на площадке находился Ми-8 авиакомпании Utair, зафрахтованный по контракту с ООН. Вертолет получил повреждения, они будут устраняться силами авиакомпании", - сказал источник. Экипаж успел укрыться в безопасном месте и не пострадал.

Сбербанк выступил против условий реструктуризации

В июле 2019 г. авиакомпания Utair столкнулась с неожиданными сложностями при реструктуризации своих долгов. Общая задолженность авиакомпании перед банками достигает 60 млрд руб.

Крупнейший из кредиторов авиакомпании - Сбербанк заявил о недовольстве планом реструктуризации. Прежде госбанк поддерживал предложения Utair и был единственным из синдиката кредиторов, согласившимся на перенос выплат процентов по кредитам. Еще накануне лета глава Сбербанка Герман Греф обещал поддержать финансовое оздоровление компании, но позже позиция госбанка резко изменилась.

Вероятно динамика финансовой ситуации у авиаперевозчика, да и в авиаотрасли в целом, вынуждает кредитора требовать больших гарантий возвратности своих средств. В это время у авиакомпании два семилетних кредита — на 15,4 млрд руб. от синдиката из 11 банков и на 17,4 млрд руб. от Сбербанка. А также 12-летний кредит на 23,7 млрд руб.от синдиката, куда входит Сбербанк. Авиакомпания предложила пролонгировать выплаты по значительной части долгов на 35 лет под символические 0,01%. По остальным срок выплат удлиннить до 10–15 лет под рыночную ставку (около 8% годовых). Но выплату процентов по этим кредитам Utair также хотела разделить на две части: 4% выплачивается регулярно, а еще 4% «откладывать как проценты к уплате в будущем».

Возможно этот вариант погашения лучше, чем более раннее предложение Utair просто списать 31,4 млрд руб. долга. Но совершенно очевидно, что такой вариант пролонгации не устроил кредиторов. Можно предположить, что теперь банкиры ужесточат риторику по вопросу расставания Utair со своими ликвидными активами, к примеру, потребуют продажи 50% доли в авиационно-сервисной компании UTG.

На пороге нового дефолта

На июнь 2019 г. пятый по величине авиаперевозчик России готовится к новому дефолту: администрация авиаперевозчика уведомила банки-кредиторы, что не сможет выплатить полную сумму процентов по своим долгам.

Для обслуживания процентов по долгам Utair может продать 50%-ную долю в авиационно-сервисной компании UTG в принадлежащем авиакомпании аэропорте «Сургут». Погашать тело кредитов компания должна начать в 2020 г. Со своей стороны кредиторы не настроены ждать, они вынуждают Utair подумать также о продаже вертолетной компании. Всем уже очевидно, что большую часть долгов авиаторы не планируют возвращать.

В марте 2019 г. компания попросила полностью списать синдицированный кредит на 23,7 млрд руб. и 50% кредита на 15,4 млрд руб. Авиакомпания также просила структуры «Сургутнефтегаза» полностью списать 12-летний заем на 3,6 млрд руб. и половину семилетнего займа на 2,4 млрд руб.

Вероятно реальный шанс полностью вернуть свои средства есть только у Сбербанка. Единственный кредит, по которому авиакомпания не просила списаний — это кредит Сбера. Причины тому очевидны: по нему выдано поручительство структуры «Сургутнефтегаза», покрывающее как 100% тела кредита, так и невыплаченные проценты.

2014: Дефолт по облигациям

В декабре 2014 года «Ютэйр» допустила дефолт по облигациям. Весь долг компании с учетом лизинговых платежей составляет 170 млрд руб. «Ютэйр» ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долга. Вице-премьер Аркадий Дворкович в конце декабря 2014 года пообещал оказать поддержку «Ютэйр».

2011: 140 самолётов и более 300 рейсов

На 2011 года «ЮТэйр» входит в тройку ведущих пассажирских авиаперевозчиков России, Восточной Европы, стран Балтии и СНГ; обладает самой развитой маршрутной сетью. В реализации производственной программы задействовано более 140 самолетов, которые выполняют более 300 пассажирских рейсов в сутки. Согласно бизнес-плану «ЮТэйр», в 2011 году авиакомпания намеревалась перевезти более 7 миллионов пассажиров.