2020/12/30 14:24:15

Интервью TAdviser: Павел Федяев, «Стройтрансгаз» - об особенностях и перспективах цифровой трансформации

Павел Федяев, директор по цифровому развитию и координации строительства компании «Стройтрансгаз», в интервью TAdviser рассказал о том, в каком направлении будет развиваться процесс цифровизации и какие эффекты планирует получить компания в результате предстоящих преобразований.

Павел
Павлович
У компании было несколько цифровых решений, которые закрывали её потребности и задачи.

Павел Павлович, расскажите, с чего началась ваша работа по цифровизации в компании?

Павел Федяев:На текущей позиции директора по цифровизации я с июля 2020 года. Как только пришел, начал думать о том, в каком направлении развиваться. Классический подход говорит нам о том, что нужно написать стратегию. Но если смотреть на подходы в стратегическом менеджменте, в том числе и глобальном, то можно заметить, что стратегию пишут не спонтанно. Часто она рождается довольно длительно. То есть, многие компании пишут стратегическое развитие спустя 10 лет после образования, а некоторые – даже спустя 50 лет после основания. Такая же ситуация и со стратегией цифрового развития. Написать ее сразу не представляется возможным по многим причинам. Чаще всего, потому что сразу невозможно увидеть стратегический горизонт. Он очень туманный и размытый, а цели не всегда очевидны. Поэтому здесь очень важно просто определиться, в каком направлении будет общий вектор развития.

С чего мы начали? Я посмотрел на текущую ситуацию. У компании было несколько цифровых решений, которые закрывали её потребности и задачи. Одно из решений – это система документооборота IBM Notes. В ней размещаются все внутренние документы компании. Второе решение – это блок программ на базе семейства , которые очень кастомизированы, фактически «заточенная» полностью под задачи компании. Собственно, на этом все.

Поэтому первичная задача была в том, чтобы посмотреть, какие сейчас есть инструменты и ресурсы цифровизации, чтобы получить максимальный эффект от внедрения и использования. Один из главных эффектов - это прямой экономический эффект. Но есть и другие. Например, удобство пользования, приятный интерфейс, объединение всех каналов коммуникации на единой платформе и т.д.

На данный момент уже подобраны какие-то цифровые решения для внедрения?

Павел Федяев: Мы создали карту цифровых решений компании, которую так и назвали – «Карта цифровой экосистемы СТГ». На ней стрелками показаны взаимодействия в части обмена информацией между этими системами. На этой схеме видно, где и какие есть блоки. Карта живая и, при необходимости, в неё вносятся изменения.

В общей сложности, на карте представлено более 20 цифровых решений и продуктов, которые взаимодействуют между собой. Часть решений обслуживают блок бухгалтерии, финансов и экономики. Это желтые стикеры на карте, которые объединены программами из семейства 1С.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам 10.7 т

Есть блок, который располагается ниже. Это блок Bitrix24, закрывающий задачи по процессам управления. Он выделен фиолетовым цветом. Также есть блок PLM-системы, который призван решать задачу организации и хранения документации в разрезе каждого проекта. То есть, это такая систематизация хранения.

Есть и блок BI, выделенный желтым. В него приходят данные из других систем. К данному блоку относятся локальные программы-сателлиты, обеспечивающие тот или иной функционал для бизнес-блоков. Такое ПО не относится к ключевым звеньям, но является важным элементом, чтобы получать данные и потом эти данные аккумулировать и обрабатывать.

«Карта цифровой экосистемы СТГ»

В будущем к карте цифровой экосистемы добавится блок программ, связанных с BIM в строительстве. Сейчас мы активно работаем в этом направлении.

Какие-то программы мы пересматриваем, рассматриваем возможность объединения и оптимизации, но глобально картина уже сформирована. По нашему и моему личному мнению в текущей версии такой портфель цифровых продуктов закрывает до 90% наших потребностей.

Как происходит внедрение данных цифровых инструментов?

Павел Федяев: Как я и говорил, у нас 4 основных фундаментальных программных решения, которые требуют глубокого погружения и взаимодействия между функциональными заказчиками. Поэтому под каждое направление создана рабочая группа, команда, выделен Team lead. У нас кросс-функциональная команда. Соответственно, есть специалисты, которые понимают и бизнес-процессы. Есть представители функциональных заказчиков, есть представители различных сервисных направлений. В процессе выбора, например, того же вендора, мы понимаем, какие «боли» есть у каждого из функциональных заказчиков, и с какими техническими проблемами мы можем столкнуться. Таким образом, эту ситуацию мы перемалываем каждый раз и получается максимально быстрый и эффективный процесс.

Какие ближайшие планы у рабочей группы?

Павел Федяев: Если говорить о внедрении, то в декабре у нас внедряется процесс управления на базе Bitrix24. Также у нас есть анализ по PLM-системам решений российских и иностранных вендоров, в конце года уже будет выбран вендор. Сейчас в процессе сравнения порядка 10 PLM-систем. Также мы изменяем архитектуру решений на базе 1С.

По какому принципу выстраивалась карта цифровой экосистемы СТГ?

Павел Федяев: Когда мы принимали решения по разработке данной карты цифровых решений СТГ, мы исходили из следующих постулатов. Первое - это базовые принципы:

  • среда общих данных;
  • сквозная (бесшовная) передача данных;
  • однократное создание данных (без повторных вводов).

То есть, мы базируемся на том, что создаем среду общих данных для всех пользователей системы. Каждое из этих решений и данные, получаемые из этих решений, должны быть доступны всем заинтересованным сотрудникам компании, либо вне компании в любой момент времени. Эти данные должны быть достоверными и объективными. Это главная цель, которую мы преследуем. Поэтому один раз вносимые данные передаются «сквозным образом». Это логика, которая изначально закладывалась при подборе цифровых решений. То есть у программ должен быть API для того чтобы принимать и передавать данные из системы в систему.

Вторая цель, которую мы преследовали, это возможность дальнейшей кастомизации и доработки этих программ в необходимом объеме под нас. То есть, всегда перед выбором компании стоит два направления - первое это частично кастомизированная разработка, либо полностью кастомизированная разработка, и тогда мы пишем процесс под себя. Конечно, есть плюсы, что вы полностью имитируете ваш бизнес-процесс в цифровом решении, и он на 100 % соответствует вашим задачам. Это огромное преимущество, но минус в том, что в процессе развития данного продукта стоимость владения этим продуктом в разы выше использования аналогов с рынка, пускай и доработанных. Мы приняли решение в рамках развития, что не пойдем по пути кастомизированных решений. То есть все решения, которые есть в карте СТГ, взяты с рынка.

Как происходит адаптация цифровых решений под нужды компании?

Павел Федяев: Мы объединяем выбранные решения между собой и смотрим, как можно не очень глобальными доработками подвести готовый продукт под наши бизнес-задачи. Это основная логика. Мы исходим из того, что все решения, разработанные здесь, разработаны для рынка и, по возможности, кастомизированы и доработаны под нас.

Какой эффект вы ожидаете по итогам цифровизации?

Павел Федяев: Здесь «три волны» эффектов. Первая волна - это эффекты получаемые при непосредственном внедрении (сокращение времени бизнес-процессов, уменьшение количества участников процесса, сокращение затрат на обслуживание и поддержку и т.д.). Поскольку каждый из этих продуктов несет в себе некий комплекс эффектов, чаще всего речь идет о балансе между экономическими и производственными эффектами. Нужно отметить, что при внедрении мы всегда получаем некую обратную связь от Заказчиков, как внутренних, так и внешних. Таким образом, мы можем посчитать ROI по данному решению. Где -то это может быть больше года, где-то меньше. Соответственно, для оценки необходимости внедрения и вообще окупаемости мы здесь используем классические подходы.

Вторая волна - это возможность использовать полученные данные для принятия управленческих решений. Мы понимаем, что данные, получаемые из всех этих программ, мы можем использовать для сквозного анализа. То есть, все это вписано в единый бизнес-процесс. Данные, получаемые у каждого бизнес-процесса, создают некую «фотографию» в конкретной точке. Выстраивая этот путь, мы можем проанализировать все данные по бизнес-процессу. Это тот огромный массив информации, который в общем и целом тяжело собрать. Поэтому, так как на каждом этапе у нас есть этот срез в виде массива данных, в дальнейшем есть возможность их анализировать. После того, как критическая масса данных накоплена наступает время для третьей волны, когда мы можем использовать машинное обучение (ML) и искусственный интеллект (AI), которые способны выявить закономерности, недоступные нам в рамках обычного анализа.

Из каких этапов состоит внедрение цифровых продуктов?

Павел Федяев: Как уже упомянул есть три волны и три этапа. Первый - это внедрение программных продуктов из карты цифровой экосистемы СТГ, второй - объединение, консолидация и анализ получаемых данных, а третий - это обучение ИИ на основе используемого массива данных.

Здесь нет ничего нового для рынка и для специалистов. Каждый раз, переходя к тому или иному шагу, мы не изобретаем ничего нового. Собственно, это и отражено на нашем пайплайн по реализации проекта. Возможно, установка программ затянется для нас по времени, какие-то моменты мы пересмотрим, но тем не менее основной вектор в любом случае они останется таким.