Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами
Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.
1 Российский рынок CRM-систем
По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.
Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.
По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.
Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.
₽ Крупнейшие поставщики CRM-систем
Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".
Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.
! Интервью с экспертами
Low-code — технология №1 следующего года
Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft
Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте
Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM
О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения
Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM
Об опыте внедрения современной CRM-системы
Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA
2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM
Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.
Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.
При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.
Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.
!Актуальные проекты
3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем
Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:
1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.
! Актуальный продукт
4 Отраслевая специфика внедрений CRM
Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.
5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM
За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.
# Карта российских CRM-систем
Фонд «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) совместно с аналитическим центром TAdviser провели масштабное исследование российского рынка CRM (Customer Relationship Management, системы управления взаимоотношениями с клиентами). В исследовании приняли участие разработчики 23 российских CRM, а также их заказчики из банков, розничной торговли, химической промышленности, фармацевтики, металлургии и страхования.
По результатам исследования определена группа лидеров среди универсальных CRM систем с широким функционалом, наиболее полно покрывающим процессы относительно предложенной референтной модели: BPMSoft, ELMA, Битрикс24, Persona.CRM и Amber.
6 Мировой рынок CRM
В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.
Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.
7 Дополнительные и архивные материалы
Статьи
- Сколково и TAdviser определили лидеров российского рынка CRM систем
- Тимур Порошин, НОТА МОДУС: наша платформа работает как фабрика приложений для крупных компаний
- Владимир Вигура, НОТА: с нашей CRM интеграторы могут реализовать самые амбициозные внедрения
- Российский рынок аналитических CRM-платформ: взгляд бизнеса и вендоров
- НОТА МОДУС. Контакт-центр: коммуникационное ядро бизнеса
- Карта рынка Цифровизация ритейла 2024
- НОТА МОДУС. Маркетинг: полное управление циклом взаимодействия с клиентом
- Обухов Андрей, директор по развитию платформы SberCRM , SberCRM – цифровая платформа для развития бизнеса нового поколения
- Enterprise CRM для комфортной миграции с зарубежных систем
- Илья Петухов, Directum: Мы учим ИИ правильно держать ложку
Новости
- Cofix снизил нагрузку на HR с помощью WhatsApp
- «Первая Форма» разработала ИИ-агентов, способных заменить реального сотрудника
- Сколково и TAdviser определили лидеров российского рынка CRM систем
- Тимур Порошин, НОТА МОДУС: Наша платформа работает как фабрика приложений для крупных компаний
- HFLabs создал aCRM для крупного розничного бизнеса
- "Деко-Мебель" на 30% сократила время на рутинные задачи благодаря автоматизации от "Первого Бита "
- «Интерфакс» и Elma выпустили модуль для оценки надежности контрагентов
- МГТУ ГА и Comindware заключили соглашение о внедрении инновационных технологий в авиационное образование
- Новогоднее предложение от Оnellect
- Российский рынок аналитических CRM-платформ: взгляд бизнеса и вендоров
Персоны
Компания: 12ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTVWXYАБВГДЁЗИКЛМНОПРСТУФХЦЭЮВсе
ФИО | Компания | Город | Должность | География |
---|---|---|---|---|
Майорова Наталия Ивановна | Динамика Санкт-Петербург | Москва | Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Макухин Валерий Михайлович | АСис Софт | Москва | Заместитель генерального директора | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Маглюй Сергей Анатольевич | Ареон Консалтинг | Киев | Генеральный директор | Украина |
Могильников Евгений | GMCS | Москва | Ведущий консультант | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Манин Дмитрий | CRM-Design (СРМ-Дизайн) | Москва | Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Мехоношин Сергей | TurboHeads | Москва | Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Марк Бениофф (Marc Benioff) | Salesforce | Генеральный директор | США | |
Марченко Василий | ЦМД-софт | Москва | Руководитель CRM-направления | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Могилевский Михаил Исаакович | НПО Аналитика | Москва | Генеральный директор | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ^^ Центральный ФО РФ^^ Европа |
Мананников Дмитрий Сергеевич | Гарант - Компьютерный Сервис - Центр | Санкт-Петербург | Генеральный директор | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ |
Мохов Михаил | Aizkraukles Banka | Рига | ИТ-директор (CIO) | Европа |
Мясников Михаил Вячеславивич | Детская школа искусств №1 (Энгельс) | Энгельс | Директор | Приволжский ФО РФ^^ Россия |
Мельников Глеб | РосБизнесСофт --- | Москва | 3 Директор по развитию --- Технический директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Мещеряков Андрей Викторович | Иокогава Электрик СНГ (Yokogawa) | Москва | Директор направления | Центральный ФО РФ^^ Россия |
Морозова Юлия | Qsoft (Кьюсофт) | Москва | Директор по качеству | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Мошков Артём Михайлович | Netrika (Нетрика) --- N3 group | Санкт-Петербург | 3 Председатель совета директоров --- Управляющий партнёр | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ |
Мамаев Павел | Первый Бит | Руководитель CRM-направления | Россия | |
Малыгин Сергей Владимирович | БумТранс | Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ | |
Михалев Евгений Александрович | Коттон Клаб (Cotton Club) | Москва | Директор по цифровой трансформации | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Михайлова Наталья Николаевна | Ансофт (Ansoft) | Менеджер по связям с общественностью | Россия^^ Центральный ФО РФ | |
Милехин Михаил Викторович | Интегрированные системы | Москва | Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Малявина Татьяна Аркадьевна | Эмбер (Amber) | Москва | Коммерческий директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Михалько Радмила (Петрова Радмила) | Гэндальф (Gendalf) | Ростов-на-Дону | Руководитель направления | Россия^^ Южный ФО РФ |
Мирошниченко Максим | WebProduction | Технический директор | Россия | |
Мацыгин Юрий Алексеевич | Т1 Консалтинг (Т1 Инновации) --- | Москва | 3 Управляющий партнёр --- Директор по продуктам | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Макеев Алексей Сергеевич. | Философия.ИТ --- Си Икс Лаб | Москва | 3 Заместитель генерального директора --- Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Маркевич Сергей | X5 Group | Москва | Ведущий менеджер | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Мордвинцев Дмитрий Андреевич | Лаборатория Безопасных Систем (ЛаБС, Advalange, Адваланж) | Москва | Руководитель бизнес-направления | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Медведева Наталья Александровна | Kerama Marazzi (Керама Марацци) | Москва | Руководитель CRM-направления | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Мелешко Максим | Лоялти Лабс (Loyalty Labs) | Москва | Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Макарова Мария Владимировна | Систэм Электрик Завод ЭлектроМоноблок (СЭЗЭМ) ранее Шнейдер Электрик Завод ЭлектроМоноблок | Санкт-Петербург | Владелец продукта CRM | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ |