2022/12/19 11:41:31

Юрий Дручинин, платформа «Сфера»: Как эффективно управлять задачами разработки ПО при отказе от ИТ-продуктов зарубежных вендоров

В российских компаниях, развивающих собственную разработку ИТ-продуктов, для управления производственными задачами зачастую использовалось иностранное ПО. Уход зарубежных вендоров открыл окно возможностей перед отечественными софтверными компаниями. Что они могут предложить бизнесу, TAdviser рассказал Юрий Дручинин, лидер стрима «Управление» платформы производства ПО "Сфера".

Содержание

Юрий
Дручинин
Мы готовим бесшовный и максимально безболезненный переход с того инструмента, с которым ранее работал клиент, в «Сфера. Задачи»

Легко ли отказаться от использования санкционного таск-трекера Jira

В России одно из наиболее популярных решений для управления задачами (task tracker) в корпоративном сегменте – ПО Jira компании Atlassian. В числе клиентов вендора были крупнейшие банки, телеком-компании и бизнес-лидеры еще множества отраслей. Но Jira в России больше нет. А есть ли достойная замена?

Юрий Дручинин: Уход зарубежного поставщика стал неприятным событием для немалого количества организаций в России. Это объясняется тем, что компании пытались с помощью Jira максимально автоматизировать процесс производства ПО. Несмотря на то, что это точечный инструмент, реализующий 3-4 базовых функции конвейера разработки ПО, большинство крупных игроков дорабатывали его под свои задачи, растягивая до 10-12 функций. Так, с помощью Jira закрывали не только управление задачами и контроль сроков, но и, например, управление релизами и контрольными точками. И это была повсеместная практика.

Представляете, что произошло, когда компания Atlassian и ей подобные ушли из России? Те, кто больше всех вложился в собственное развитие популярных западных инструментов, сильнее всех пострадали и нуждаются в соответствующем замещении.

Впрочем, по поводу Jira есть хорошая новость: отечественная альтернатива имеется. Это продукт «Сфера.Задачи», входящий в платформу производства ПО «Сфера». Бета-версия продукта вышла в декабре, и мы точно знаем, что у него гораздо больше возможностей, чем у Jira из коробки, в плане гибкости конфигурирования под целевой процесс заказчика. Кроме того, использование «Сфера. Задачи» избавляет бизнес от необходимости работать с ломаной версией продукта, выискивать способ оплатить его со счетов в иностранных банках.

Каким компаниям адресован этот инструмент? Есть мнение, что внутреннюю разработку ПО поддерживают только самые крупные компании. Это так?

Юрий Дручинин: С необходимостью разработки цифровых продуктов сталкивается и малый бизнес, и корпорации. И каждая из компаний заинтересована именно в построении конвейера, чтобы можно было бесшовно переходить от постановки задачи к работе с требованиями, далее – связывать задачи с кодом, проводить релизные сборки, оформлять тестовую документацию, осуществлять CI/CD и многое другое.

Изначально наш продукт ориентирован на enterprise-сегмент: технологический стек, архитектура, соответствие требованиям ИБ, подход к интеграциям, возможность развертывания в облаке. Сейчас реализована базовая функциональность и идет активное добавление инструментария, к которому привыкли пользователи таких продуктов. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

При этом «Сфера.Задачи» не просто сразу конфигурируется под процессы заказчика, но и автоматически повышает зрелость процессов. Да-да, именно так: появление «Сфера.Задачи» будет толкать компанию к оптимизации процессов разработки, особенно, если этот продукт будут использовать в комплекте с другими инструментами платформы «Сфера».

Расскажите, пожалуйста, о платформе подробнее.

Юрий Дручинин: «Сфера.Задачи» – один из множества плотно интегрированных друг с другом продуктов платформы «Сфера», которая позволяет управлять разработкой комплексно. Она обеспечивает возможность получить все инструменты на соседних участках конвейера и не терять время на «перенос детали» от одного станка до другого на руках.

Например, значимый синергетический эффект достигается при одновременном использовании продуктов «Сфера.Задачи» и «Сфера.Мониторинг производства», что дает возможность управлять разработкой в полях, а топ-менеджменту – контролировать эффективность команд разного уровня благодаря специализированным дашбордам.

В целом зрелый конвейер подразумевает реализацию примерно 70 (!) функций – от оформления идеи, через разработку и до всех этапов эксплуатации. В части инструментов управления платформа «Сфера» позволяет работать с бэклогом разработки, релизным планированием, прохождением контрольных точек. По сути, это набор автоматизированных проверок, встроенных в DevOps-пайплайн системы, некоторые узловые моменты оценки качества, например, предрелизная проверка и т.д. Там же реализована функция разработки сложных документов, предусмотренных ГОСТом, таких как описания архитектуры информационной системы или требования к информационной системе. Их отдельная разработка и согласование даже в небольших компаниях требует очень много времени и ресурсов.

Об архитектурных и методологических особенностях «Сфера. Задачи»

Можете ли вы назвать конкурентные преимущества «Сфера. Задачи»?

Юрий Дручинин: Во-первых, мы с MVP-версии продукта взяли за основу принцип конструктора. Если в системе появляется какая-то сущность, мы сразу предполагаем, что нам может понадобиться выстроить жизненный цикл объекта, включить его в иерархию и установить взаимосвязи с другими объектами. В Jira реализован ограниченный набор типов задач (issue types), включая: эпик (крупная инициатива в рамках одного продукта), фича (часть инициативы, которая поставляет ценность клиенту), история (описание части функциональности, несущей ценность), задача (один или несколько видов работ), дефект (bug). Сервис предполагает их жесткую иерархию и не позволяет выстроить иерархию проектных областей. Донастройка ПО возможна, но технически ограничена.

Сравните со «Сфера.Задачи», где есть возможность строить иерархии пространств, отражающие функциональную структуру компании: команда – стрим – департамент. Значительно меняется подход и к горизонтам планирования. В Jira все просто – там предусмотрен один-единственный горизонт планирования, который называется «спринт». Это позволяет выстраивать нужный процесс в соответствии с методологией Agile, чего достаточно для небольших компаний. Но крупным компаниям нужно больше – реализовывать организационное управление на принципах Scaled Agile Framework (SAFe). Выручает программный инструмент, который подразумевает сложную иерархию горизонтов планирования, не только спринтов, но и суперспринтов: квартальных, полугодовых или любых других временных отрезков. Причем, внутри одной команды могут быть как задачи уровня суперспринта (эпики, фичи), так и задачи уровня спринта (истории, задачи, дефекты).

У задач любого типа могут быть подтипы, которые внешне не отличаются, но несут дополнительную логику. Еще один пример, задача Технического долга требует подключения к ней, помимо Исполнителя и Владельца, Эксперта Архитектуры или Эксперта ИБ. В Jira такую логику нужно было дополнительно программировать, а в «Сфера.Задачи» – делается без проблем на уровне конфигурации. Кроме того, в «Сфера.Задачи» могут быть учтены даже такие виды линейной деятельности, которые в спринт вообще не планируются. Так, мелкие задачи типа встречи или звонка можно реализовывать на уровне Kanban-доски вне привязки к какой-либо спринтовой активности. И в «Сфера.Задачи» их тоже можно отслеживать.

Про управление бизнес-процессами в «Сфера. Задачи»

До внедрения «Сферы. Задачи» в компании наверняка были налажены некоторые бизнес-процессы разработки. Придется ли их затачивать под какие-либо особенности продукта «Сфера. Задачи»?

Юрий Дручинин: Нет, затачивать ничего не нужно. Управление процессом, которое осуществляется в рамках «Сфера.Задачи», очень точно кроится под текущий процесс заказчика. Не нужен Scaled Agile? Отключаем эти возможности. Не нужны суперспринты? Отключаем суперспринты. И в этом «урезанном» варианте вы получаете аналог коробочной Jira, но не санкционный.

Однако с развитием бизнеса начнут ощущаться технические ограничения «коробки». Если появится желание ввести, скажем, работу с Product Increment (PI) по SAFe или квартальное планирование, то эти возможности надо просто включить. Обратите внимание: вы остаетесь в парадигме ваших командных забегов, у вас не меняется оргструктура, но появляется возможность вести разработку с поэтапной сборкой, планировать крупные фичи и отслеживать их исполнение на больших горизонтах планирования.

Иными словами, вы получаете инструмент, который изначально сконфигурирован под вас, но еще и сильно на вырост. Прямо из коробки вы можете создать процесс любой сложности, хоть enterprise уровня, хоть SMB, но самое главное – то, что он может расти вместе с вами. «Сфера.Задачи» растет и взрослеет вместе с вашим процессом. Отмечу, что в наших планах – создание готовых типовых конфигураций, что сделает жизнь менеджеров разработки еще более комфортной.

Для любого управляющего процесса важна его эффективность. Что можно сказать о возможности реализации именно эффективного управления разработкой в рамках «Сфера. Задачи»?

Юрий Дручинин: Здесь нужно отделить методические аспекты от технологических.

За мотивацию, целеполагание отвечает методология «Сферы», которая может поставляться, как в комплекте, так и отдельно от инструментов. Что же касается инструментальной базы, то в «Сфера.Задачи» есть интересная функциональность: ассистент планирования и ассистент производительности. Так, при планировании и работе с бэклогом система подсказывает пользователю, например, как загружены ресурсы в его команде, как их грамотно распределить, как оценены задачи и т.д. Кроме того, определенным образом подсвечивается профиль спринта. Например, лидеру команды или менеджеру проекта ассистент планирования указывает на то, что в бэклоге лежат дефекты, блокирующие дальнейшее движение разработки. Он же выявляет интеграционные зависимости по задачам между соседними командами и сигнализирует, если один из коллективов рискует сорвать сроки по выполнению задачи, на которые ориентируются несколько других команд.

О моделях пользования инструментом «Сфера. Задачи»

Каким образом ПО «Сфера. Задачи» устанавливается в программном ландшафте заказчика?

Юрий Дручинин: Инструмент «Сфера.Задачи» будет поставляться клиентам в двух вариантах. Для заказчиков enterprise-уровня предоставляется on-premise решение, которое устанавливается на мощностях заказчика: на корпоративных серверах или в частном облаке. В этом случае внедрением и настройкой решения занимается наша компания.

Второй вариант – это SaaS-решение, которое работает на наших вычислительных мощностях. Если заказчику необходимо перейти на «Сфера.Задачи» с какого-либо другого инструмента, то мы обеспечиваем необходимый инструментарий для миграции. В настоящий момент реализованы средства перехода с Jira. Но в нашем бэклоге есть задача на разработку модулей сопряжения с другими таск-трекерами, которые могут стоять у заказчика, в частности, JetBrains YouTrack, Trello, Asana, GitHub. Мы планируем бесшовный и максимально безболезненный переход с того инструмента, с которым ранее работал клиент, в «Сфера.Задачи».

Как реализуется интеграции с источниками исходного кода?

Юрий Дручинин: Мы уже работаем над этими задачами. Но в первую очередь обеспечивается интеграция с другими продуктами «Сферы», которые эти потребности закрывают. Я имею в виду «Сфера.Исходный код», «Сфера.Оркестрация» для организации CI/CD, «Сфера.Дистрибутивы и библиотеки». И, конечно, будем обеспечивать интеграцию с популярными инструментом типа BitBucket, Gitlab, GitHub.

В продуктовой стратегии «Сфера.Задачи» учтено развитие возможности самостоятельно (точнее, вместе с канальным приложением «Сферы») встать в любой конвейер разработки. Если клиент хочет заменить только Jira, но оставить open source Wiki-движок для работы с документами и СПО-менеджер репозитория для управления исходным кодом, то команда интегрирует «Сфера.Задачи» с этими рыночными инструментами.

Что, на Ваш взгляд, является ключевыми признаками ПО таск-менеджера для того, чтобы отвечать требования enterprise-уровня?

Юрий Дручинин: Отдельные таск-менеджеры почти не конкурируют друг с другом в части функциональности: управление бэклогом, Kanban-доски, Scrum-доски, проектные области и, в общем-то, все. Но дьявол скрывается в деталях. Как это приложение масштабируется и конфигурируется под нужды заказчиков? Как оно устанавливается в его среду и соответствует ли требованиям информационной безопасности? Как оно интегрируется со служебными сервисами, которые уже присутствуют в компании?

Наша команда, имеющая многолетний опыт управления задачами в проектах для enterprise-сегмента, во всех этих вопросах разбирается очень активно. Нам помогает солидная фокус-группа со стороны потенциальных пользователей российского таск-трекера (в нее кстати мы приглашаем всех желающих).

Один из актуальнейших вопросов – согласование продуктовых особенностей со службой информационной безопасности компании, ведь нас интересуют не просто формальные вопросы отказоустойчивости или масштабирования по нагрузке. В центре внимания конкретные вопросы ИБ, связанные с размещением ПО в различных контурах, обеспечением безопасности данных и т.д. Далеко не каждый отечественный продукт закрывает эти вопросы, а «Сфера.Задачи» точно сможет пройти все аудиты корпоративной службы ИБ и успешно проинтегрируется с той средой безопасности, которая развернута в каждой средней и крупной компании.

По вопросам организации демонстрации инструмента «Сфера.Задачи» обращайтесь к коммерческому директору платформы производства «Сфера» Максиму Кутузову, mkutuzov@t1-consulting.ru