Электронный бюджет ГИИС
Распоряжением правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р была одобрена концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» Федерального казначейства РФ.Содержание
|
«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами, за создание которой отвечает Минфин РФ.
Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.
Информационные технологии в Федеральном казначействе РФ
Основная статья: Информационные технологии в Федеральном казначействе РФ
Хроника проекта
2024
Как Минфин РФ проводит цифровизацию контроля и управления госсредствами
В начале сентября 2024 года стало известно о том, что Министерство финансов России продолжает активное внедрение цифровых технологий для контроля и управления государственными средствами. Одним из ключевых шагов в этом направлении стало предложение Минфина внести обширные изменения в Бюджетный кодекс, что позволит значительно улучшить процессы администрирования и контроля за государственными финансами. Эти меры направлены на повышение прозрачности и эффективности использования госсредств на всех уровнях бюджетной системы.
Как сообщает «Коммерсантъ», Минфин предлагает закрепить в Бюджетном кодексе отдельную главу, посвящённую информационному обеспечению бюджетного процесса. Это связано с необходимостью унификации и регулирования использования различных информационных систем, уже задействованных в бюджетной деятельности. Среди них особое внимание уделено федеральной государственной информационной системе «Электронный бюджет», которая должна стать основным инструментом для всех участников бюджетного процесса на федеральном уровне. По словам представителей Минфина, данная система предоставит пользователям доступ к унифицированным классификаторам, справочникам, реестрам и отдельным функциональным возможностям в виде сервиса.
Одним из важнейших элементов цифровизации управления госсредствами является интеграция системы «Электронный бюджет» с региональными и муниципальными информационными системами. Такой подход направлен на усиление контроля за использованием государственных средств на всех уровнях — от федерального до регионального. Этот вопрос уже обсуждался в середине июля 2024 года на встрече вице-премьера Дмитрия Григоренко и главы Федерального казначейства Романа Артюхина. Они отметили важность углубления взаимодействия между государственными информационными системами для динамического управления экономикой страны.[1]
Мишустин утвердил концепцию технологической интеграции данных бухгалтерского учета бюджетных организаций. Основные положения
20 июня 2024 года премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил концепцию технологической интеграции данных бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы федерального уровня на единой технологической платформе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Предполагается, что инициатива снизит риски недостоверности информации и позволит повысить эффективность (обоснованность) принятия управленческих решений.
Говорится, что по состоянию на середину 2024 года сложилась практика представления по отдельным запросам государственных органов аналитической информации без использования в качестве источника официальной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это приводит к формированию различных документов на основании данных из различных источников, которые между собой не синхронизированы. Как следствие, существенно увеличивается административная нагрузка на организации бюджетной сферы федерального уровня. Кроме того, повышается вероятность появления неточностей и ошибок.
При наличии информационных систем, электронных баз данных, межведомственного электронного документооборота сложилась практика представления органами, принимающими управленческие решения, одной и той же информации из разных информационных источников без предварительной выверки (синхронизации) таких данных, что не обеспечивает их достоверность, — говорится в концепции. |
В связи с этим создание в системе «Электронный бюджет» модулей, обеспечивающих представление данных о государственных финансах в единую технологическую платформу, является важным направлением в развитии комплексного информационного пространства. Оно обеспечит интеграцию различных ГИС, реализующих ведение бухгалтерского учета, снижение административной нагрузки при создании и представлении бухгалтерской отчетности, проведение анализа и оперативное формирование аналитических отчетов на основе данных о государственных финансах и пр.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
При выполнении технологической интеграции планируется использовать модуль «Сбор данных» подсистемы «Учет и отчетность» платформы «Электронный бюджет». В инициативе примут участие государственные органы РФ, в том числе федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, федеральные государственные учреждения и иные организации. Важным условием обеспечения технологической интеграции данных является стандартизация методологических и технологических требований, а также функциональности информационных систем.
Технологическая интеграция данных обеспечивается по показателям, не содержащим информацию, составляющую государственную тайну, и иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Предполагается унификация механизмов сбора, передачи, обработки и хранения сведений о государственных финансах. Говорится об обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационных систем путем внедрения многоуровневой защиты.
В целом, по итогам создания и развития системы «Электронный бюджет» ожидается формирование единой ИТ-инфраструктуры информационного взаимодействия, а также обеспечение открытости и доступности информации о государственных финансах. Технологическая интеграция данных будет выполняться в четыре этапа в период с 2024-го по 2027 год. Целью является достижение 100% охвата организаций бюджетной сферы федерального уровня, представляющих данные бухгалтерского учета в платформу интеграции системы «Электронный бюджет».[2]
"Сбер" и Минфин внедрят искусственный интеллект в бюджетный процесс
Сбер совместно с Министерством финансов РФ разработал AI-агента в госуправлении для оптимизации бюджетного процесса. Он создан на базе большой языковой модели GigaChat. Пилотное внедрение решения запланировано уже в ближайшем бюджетном цикле. Об этом стороны заявили 6 июня 2024 года. Подробнее здесь.
2023
Федеральное казначейство России удаляет ПО Oracle и переходит на отечественную систему для «Электронного бюджета»
Федеральное казначейство России удаляет программное обеспечение Oracle и переходит на отечественную систему «Смарт Виста» от компании «БПС Инновационные программные решения». Соответствующий тендер был запущен 13 ноября 2023 года. Подробнее здесь.
«Гознак» будет в одиночку развивать ГИС «Электронный бюджет»
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым назначил «Гознак» единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации государственной интегрированной информационной системы управления (ГИИС) «Электронный бюджет» в 2024-2025 гг. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовых актов в начале сентября 2023 года.
В соответствии с правительственным распоряжением, «Гознак» также будет заниматься работами по эксплуатации федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система «Финансы» и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Минфина России.
Согласно документу, «Гознак» может привлекать к исполнению государственных контрактов субподрядчиков, соисполнителей при условии исполнения акционерным обществом не менее 25% совокупного стоимостного объема обязательств по государственным контрактам лично.
Посредством ГИИС «Электронный бюджет» связываются воедино планирование, заключение соглашений на предоставление субсидий, движение денежных средств, исполнение бюджета, закупки, кадровый учет, нормативная база, и пр. Все это обеспечивают составляющие ГИИС подсистемы и модули:
- подсистема ведение реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, являющихся неучастниками бюджетного процесса;
- подсистема ведения базовых (отраслевых), а также ведомственных перечней государственных (муниципальных) работ и услуг;
- подсистема учета и отчетности;
- подсистема управления закупками;
- подсистема управления расходами, в части ведения учета бюджетных обязательств.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2023 № 2373-р
Минстрой создает ГИС для мониторинга госстроек в режиме реального времени
Минстрой создает ГИС для мониторинга госстроек в режиме реального времени. Предполагается, что мониторинг будет организован в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» с 1 января 2024 года, сообщило 4 сентября 2023-го агентство ТАСС со ссылкой на проект постановления правительства, разработанный и опубликованный Министерством строительства и и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Ведомство будет отслеживать строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества при реализации федеральной адресной инвестиционной программы и в некоторых других случаях.
Методику мониторинга должен будет утвердить президиум правительственной комиссии по региональному развитию. В частности, будут определены контрольные точки (сроки того или иного этапа), а в течение 10 рабочих дней после этих дат в систему будут вносить информацию о фактическом достижении или недостижении целей.
Увеличение сроков получения положительного заключения госэкспертизы проектной документации, срока ввода объекта в эксплуатацию или его приобретения допускается только в случаях изменения показателей госпрограмм, при принятии таких решений правительством или в случае сокращения размера субсидий.
Проект разработан Минстроем во исполнение «дорожной карты», утвержденной двумя вице-премьерами — ответственным за стройку Маратом Хуснуллиным и главой аппарата правительства Дмитрием Григоренко. В аппарате последнего «Коммерсанту» пояснили, что «карта» совершенствует систему контроля реализации нацпроектов и госпрограмм — к началу сентября 2023 года она представляет собой автоматизированную систему управления, основанную «на измеримых данных, а не экспертных оценках, то есть в цифровой системе отражены фактические данные о сроках и достигнутых результатах, а также рисках отклонения».[3]
2022: Бюджетная система России сокращает зависимость от Oracle: управление госдолгом переезжает на софт с открытым кодом
В целях снижения зависимости от иностранного ПО, Минфин решил перевести подсистему управления государственным долгом и финансовыми активами системы «Электронный бюджет» на «стек импортозамещающих технологий» в части применяемых СУБД, сервера приложений, операционной системы. Это следует из конкурсной документации тендера Минфина на выполнение работ по развитию государственных информационных систем, оператором которых является ведомство, опубликованного 18 августа 2022 года [4].
Подсистема управления государственным долгом и финансовыми активами предназначена для ведения Государственной долговой книги РФ, планирования и учета операций по заимствованиям и размещению финансовых активов, регистрации договоров о предоставлении государственных гарантий, поручительств.
Стек импортозамещающих технологий, на который требуется перевести эту подсистему, включает: ОС Astra Linux SE, СУБД PostgresPro Enterprise Certified, среду исполнения Java – Liberica JDK (Java Development Kit) и сервер приложений WildFly.
Версии вышеуказанных продуктов предстоит уточнить исполнителю на этапе разработки частного технического задания. При этом исполнителю отводится возможность предложить альтернативные продукты, если они соответствуют установленным требованиям законодательства и технической политике Минфина.
В рамках работ по развитию систем на импортозамещающий стек планируется также перевести внутренний портал «Электронного бюджета» в части применяемых СУБД, сервера приложений и операционной системы. Он включает ОС Astra Linux SE и СУБД PostgresPro Enterprise Certified.
Развитием продукта с открытым исходным кодом WildFly, ранее известного как JBoss Application Server, заявленным в техзадании, занимается американская компания Red Hat. В Минфине заявили TAdviser, что сервер приложения Wildfly, в первую очередь, является свободно распространяемым продуктом с открытым исходным кодом, разработкой которого занимается неограниченное сообщество программистов со всего мира.
Компания Red Hat выступает одним из ключевых интересантов развития продукта в связи с тем, что использует его в основе своего коммерческого продукта. Аналогично тому, как свободно распространяемыми программными продуктами с открытым исходным кодом, разрабатываемыми сообществами программистов всего мира, являются ОС Linux (RedHat - один из ключевых участников в развитии Linux) или система управления базами данных PostgreSQL. На указанных продуктах и созданных на их основе отдельных решениях - так называемые «форки»; например, Postgres PRO, ALT Linux, Astra Linux, проч. - реализуется большинство проектов по созданию и развитию современных отечественных государственных информационных систем в соответствии с принципами импортозамещения, - поясняют в ведомстве. |
Разработчиком Liberica JDK является компания «Беллсофт», созданная выходцами из центра разработок Oracle в Санкт-Петербурге. В России Liberica JDK продаётся под брендом Axiom JDK.
«Электронный бюджет» является одной из основных систем государственного управления и для нас, российского разработчика среды исполнения Java, большая честь, что Axiom JDK Pro (бывшая Liberica JDK Pro) выбрана для целей импортозамещения Oracle Java. Программный продукт Axiom JDK Pro соответствует стандарту Java SE, включен в реестр отечественного ПО (№5493) и имеет сертифицированную ФСТЭК версию Certified (№ 4531). Кроме того, он рекомендован Центром компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ), - говорит Роман Карпов, директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK «Беллсофт». |
Дополнительно в рекомендациях ЦКИТ есть ещё одна разработка «Беллсофт» – сервер приложений Libercat, который является альтернативой Oracle Weblogic, IBM WebSphere и Red Hat Jboss (Wildfly). Роман Карпов отмечает, что, хотя Wildfly является продуктом с открытым исходным кодом, в России отсутствует команда, которая занимается его развитием и поддержкой и имеет возможность добавлять функционал в наиболее актуальную версию проекта, а также и предоставлять обновления безопасности. В этом, указывает представитель «Беллсофт», есть потенциальный риск для «Электронного бюджета».
Изначально в системе «Электронный бюджет» широко использовались решения Oracle, и решение вопросов импортозамещения началось не сейчас. В сентябре 2021 года в интервью TAdviser замруководителя Федерального казначейства Александр Албычев. рассказывал, что было потрачено много времени на создание альтернативного, импортонезависимого стека технологий, на котором уже были построены первые подсистемы «Электронного бюджета». Импортозамещённый стек создан на СУБД PostgresPro, а также компонентах, построенных на открытом ПО семейства Apache, Eclipse, ClickHouse. Казначейство, как и Минфин, тоже является оператором ряда подсистем «Электронного бюджета».
Импортозамещение в части подсистем системы «Электронный бюджет», оператором которых является Минфин, планируется завершить в срок до 2025 года, уточнили TAdviser в ведомстве.
Помимо импортозамещения августовская закупка Минфина предполагает функциональное развитие и модернизацию ряда подсистем, модулей и компонентов «Электронного бюджета». Совокупно за все работы в рамках закупки Минфин готов заплатить до 621,7 млн рублей.
2021
Первая полностью импортозамещённая подсистема начала работать в «Электронном бюджете»
ИТ-интегратор «ОТР» 15 сентября 2021 года сообщил о том, что завершает перевод лицевых счетов юридических лиц в компонент ПУР КС — подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения ключевой государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Подробнее здесь.
ОТР создал и внедрил технологию катастрофоустойчивого резервирования федеральной системы «Электронный бюджет»
ИТ-интегратор «ОТР» 12 августа 2021 года сообщил о том, что разработал и внедрил технологию катастрофоустойчивого резервирования «Электронного бюджета» — интегрированной информационной системы (ГИИС) управления государственными и муниципальными финансами РФ. Подробнее здесь.
2020
Начало работы на ОС Astra Linux
В ФГИИС «Электронный бюджет» Минфина России внедряется модуль формирования бюджетных росписей распорядителей федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, работающий под управлением ОС Astra Linux. Об этом 14 января 2021 года сообщила ГК Astra Linux. Подробнее здесь.
Минфин РФ переводит секретные документы в цифровой формат
В конце декабря 2020 года стало известно о переводе Министерством финансов РФ секретных документов в цифровой формат. Благодаря этому ведомство сможет облегчить документооборот.
22 декабря 2020 года на сайте нормативно-правовых актов было опубликовано дополнение в положение о государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет». Изменения дают возможность Минфину с 2021 года начать переводить секретные файлы в цифровой вид. Ранее эти данные хранились только на бумажных носителях.
Для таких документов предусматривается внедрение механизма электронной подписи, тогда как сейчас документы визируются вручную, рассказали изданию в пресс-службе Минфина. Указанный механизм в соответствии с требованиями безопасности может работать только на специализированных автоматизированных рабочих местах. В связи с этим Минфин планирует централизованно закупить программно-технические средства, которые могут быть переданы федеральным ведомствам и госкорпорациям для работы с секретными документами, уточняется в пояснительной записке.
По мнению юриста Ивана Соловьева, трудности перевода секретных документов в цифру связаны с необходимостью соблюсти все требования по обеспечению сохранности документации и надежного фиксирования фактов ознакомления с ними. Порядок работы с такими документами зависит от грифа, проставленного на документе. Доступ в помещения, в которых находятся такие документы, строго ограничен, что предполагает разрешение на него только руководителю и работникам, которые имеют прямое отношение к ведущимся работам с документами, дополняет руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле.[5]
Обеспечение автоматической загрузки паспортов федеральных и региональных проектов
«БАРС Груп», дочерняя компания Национального Центра Информатизации Госкорпорации Ростех, 17 ноября 2020 года сообщила об обеспечении автоматической загрузки паспортов федеральных и региональных проектов, предоставляемых ГИИС «Электронный бюджет» на Единый портал бюджетной системы РФ, в региональную систему «Управление национальными проектами».
Теперь пользователям не требуется обновлять информацию по проектам вручную. Субъекты РФ в автоматическом режиме получают актуальные данные паспортов проектов с учетом их изменений по плановым ассигнованиям, контрольным точкам, мероприятиям, плановым показателям и результатам. Это позволяет регионам осуществлять корректное ведение региональных и ведомственных проектов в соответствии с их актуальным состоянием в ГИИС «Электронный бюджет».
Следующим этапом работ в рамках интеграции систем запланирована автоматизированная выгрузка в ГИИС «Электронный бюджет» из региональной системы «Управление национальными проектами» сведений о фактическом исполнении региональных проектов, а также о достижении результатов и показателей региональных проектов. На ноябрь 2020 года субъекты РФ дозаполняют в ГИИС «Электронный бюджет» данные сведения информацией, содержащейся в региональных информационных системах.
Данная система — это инструмент оперативного и стратегического управления проектами субъекта РФ. Она оснащена мониторинговыми аналитическими панелями для представления руководящему составу ключевых показателей о ходе реализации проектов, а также максимальной декомпозиции данных на всех уровнях, благодаря чему обеспечивается прозрачность всей проектной деятельности региона, - прокомментировал Тимур Ахмеров, генеральный директор АО «БАРС Груп». |
Решение внедрено в Нижегородской, Калининградской, Новгородской, Псковской, Свердловской областях и Пермском крае.
Трансформация межведомственного взаимодействия в новых условиях: развитие аналитических систем и мобильных приложений
2019
Текущие результаты централизованного ведения бюджетного учёта
«Электронный бюджет» переезжает из ЦОДа «Гознака» в дата-центр ФНС и с IBM на Intel
Как выяснил CNews, государственная интегрированная информсистемы управления общественными финансами «Электронный бюджет» переедет из московского ЦОДа «Гознака» в дата-центр Федеральной налоговой службы (ФНС) в подмосковной Дубне. При этом произойдет принципиальное изменение серверного обеспечения системы — она мигрирует с платформы IBM Power на стандартную архитектуру Intel x86[1].
Это следует из техзадания завершившегося тематического тендера в формате электронного аукциона на эксплуатацию данной системы с начальной ценой контракта в 871,2 млн руб. Непосредственным заказчиком работ выступило Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». Казначейство входит в контур управления Минфина, на который Правительством возложена большая часть регулирующих функций в отношении «Электронного бюджета». Также Минфин управляет и деятельностью ФНС, в чей ЦОД переезжает система.
Осуществлять работы по миграции (в числе других, прописанных в ТЗ) системы станет компания «Организационно-технологические решения 2000» (ОТР 2000). Поданная ею заявка оказалась на тендере единственной, поэтому подряд достался ей без снижения цены лота. Сведения о контракте были опубликованы на сайте госзакупок 2 сентября 2019 г. В соответствии с ними, исполнение контракта рассчитано на период с 1 сентября 2019 г. по 31 октября 2020 г.
«БАРС Груп» создает цифровой инструмент для контроля за исполнением национальных проектов
«БАРС Груп», дочерняя компания Национального Центра Информатизации, ведет разработку для Министерства финансов РФ и Аппарата Правительства РФ подсистемы управления национальными проектами, которая дополнит государственную информационную систему «Электронный бюджет».
Подсистема создается для планирования и контроля достижения целей и задач, озвученных в майских указах Президента РФ. О необходимости создания такой подсистемы обозначено в постановлении, которое было подписано Дмитрием Медведевым в октябре 2018 года.
Мониторинг достижения показателей нацпроектов будет вести учет рисков и позволит руководителям всех уровней принять своевременные меры по недопущению отклонений от плановых показателей. В рамках подсистемы будет организован единый подход к контролю за достижением результатов национальных проектов в рамках выделенных средств из бюджетов всех уровней, а также из внебюджетных источников для их эффективного целевого использования.
В автоматизированной системе «Электронный бюджет», оператором которой является Министерство финансов РФ и частью которой является подсистема «Управление национальными проектами», в настоящее время зарегистрировано 120 000 пользователей федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Проект создается на технологической платформе собственной разработки BARSUP.Net с учетом требований по импортозамещению, обеспечению кроссплатформенности и максимальной скорости разработки функционала.
2016: Как ИТ убивают профессию бухгалтера
Внедрение ИТ для выполнения учетной и финансовой функций государства позволит высвободить рабочие места сотен тысяч бухгалтеров, подсчитали в Минфине РФ. Озвучила эти данные осенью 2016 года первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По словам Нестеренко, в России более 1 млн бухгалтеров заняты в секторе управления государственными и муниципальными финансами на различных уровнях. Фонд оплаты труда для них составляет 500 млрд рублей, а с различными начислениями и эксплуатационными расходами сумма на выполнение этих функций превышает 850 млрд рублей. Ежегодная эксплуатация и доработка локальных бухгалтерских программ и ИТ-инфраструктуры госсектора стоит, по разным оценкам, до 10 млрд рублей, привела данные Нестеренко.
Замминистра финансов добавила, что выполнение указанных функций предполагает хранение тысяч терабайт данных в информационных системах. Несмотря на всеобщую компьютеризацию, данные в системах неструктурированные, они отличаются при сопоставлении и зачастую данные вообще невозможно сопоставить, каждый для надежности создает локальные ресурсы, используя свои локальные справочники, дублируют работу друг друга, отметила Нестеренко. Бюджет России представляется на тысячах страниц печатного текста.
Представитель Минфина пояснила, что организация труда и ИТ-сопровождение системы управления госфинансами завтра – это, прежде всего, государственное финансовое облако. Для этого уже были созданы ЦОДы Минфина и подведомственных служб, сказала она. Для всех участников должны быть также внедрены единые бизнес-процессы, формуляры электронных документов и правила их заполнения. Должны быть созданы единые для всех справочники, реестры и классификаторы, на основе которых и будут заполняться формуляры.
Создание такой модели предполагается в рамках проекта «Электронный бюджет». Она позволит четко и однозначно описать все финансово-хозяйственные операции и сделать их оцифровку, заявила Татьяна Нестеренко. В результате бухгалтерские записи будут формироваться автоматически в момент прохождения экономического события. Главная книга РФ будет формироваться в режиме реального времени, а не в течение нескольких месяцев после завершения отчетного периода.
Эта модель также позволяет часть контрольных и учетных функций централизовать и передать в специализированные организации, заявила представитель Минфина. Ведомство рассматривает для этого Федеральное казначейство, добавила она.
Переход на новую технологическую платформу позволит минимизировать участие человека в процедурах контроля и учета – это можно делать через технологические решения.
Это позволит нам из 1 миллиона человек оставить 600 тысяч, которые будут заниматься более производительным трудом, а именно – трудом, связанным с анализом, выработкой политики, - отметила замминистра финансов. |
Татьяна Нестеренко добавила, что профессия бухгалтера, как она есть сейчас, все больше будет уходить с рынка в связи с тем, что бухгалтеров будут заменять технологии.
Говоря о том, что Минфину предстоит сделать в области подходов к формированию информационных ресурсов, замминистра упомянула отказ от бумажных документов и минимизацию ввода информации с клавиатуры при создании электронных документов. Нужно формировать и использовать данные справочников, классификаторов и данные, которые изначально формировались в других информационных ресурсах.
2015: Запуск Единого портала о госбюджете в промышленную эксплуатацию
С 1 июля 2015 года приказом Минфина РФ Единый портал был введен в промышленную эксплуатацию. В Минфине называют его вершиной архитектуры «Электронного бюджета», аккумулирующей в себе всю информацию этой информационной системы.
По данным ведомства, к моменту запуска портала в промышленную эксплуатацию его посетило 220 тыс. уникальных пользователей из более чем 15 стран мира, осуществивших порядка 2,7 млн просмотров страниц.
2013
Запуск тестовой версии Единого портала о госбюджете
Единый портал бюджетной системы РФ заработал в тестовом режиме по адресу www.budget.gov.ru в конце декабря 2013 года. Любой желающий теперь может узнать объем бюджета в субъектах РФ, статьи расходов в данных регионах, объем средств, направленный на выполнение государственных программ и т.д. В 2014 году ресурс планировалось ввести в промышленную эксплуатацию, сообщалось на сайте правительства РФ.
Передача проекта в Федеральное Казначейство
15 июня 2013 г. председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал постановление «О координации работ по созданию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Документ внес изменения в положения о Федеральном казначействе и об агентстве по техническому регулированию в части передачи полномочий по осуществлению межведомственной координации деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области от Росстандарта к Казначейству России.
Постановление было необходимо для наделения Федерального казначейства полномочиями по осуществлению координации работ в рамках создания государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Цели создания системы
Основные задачи в сфере информатизации государственных финансов:
- Повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии органов власти, государственных учреждений, об их активах и обязательствах;
- Обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой отчетности и иной аналитической информации органов власти и государственных учреждений;
- Усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
- Обеспечение размещения в открытом доступе информации о плановых и фактических финансовых результатах деятельности в сфере управления общественными финансами государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, иных участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, получающих средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не являющихся участниками бюджетного процесса;
Целевыми показателями создания и развития системы «Электронный бюджет» являются:
- достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах, составляющего не менее 70 баллов;
- доведение доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 процентов;
- сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 процентов;
- сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;
- доведение доли информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (http://budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 процентов;
- обеспечение возможности доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 процентам муниципальных образований Российской Федерации;
- доведение количества субъектов Российской Федерации, организации сектора государственного управления которых будут иметь аналогичные с федеральными организациями сектора государственного управления показатели в отношении доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности, а также в отношении сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и сокращения сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности, не менее чем до 20.
Архитектура системы
В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:
- бюджетное планирование;
- управление доходами;
- управление расходами;
- управление долгом и финансовыми активами;
- управление денежными средствами;
- управление закупками;
- управление нефинансовыми активами;
- управление кадровыми ресурсами;
- бухгалтерский и управленческий учет;
- финансовый контроль.
При проектировании системы «Электронный бюджет» был проведен анализ существующих информационных систем, функционально связанных с ее подсистемами, по итогам которого информационные системы были классифицированы на подлежащие замещению подсистемами системы «Электронный бюджет» или интеграции с ней.
Архитектура системы «Электронный бюджет» включает в себя следующие элементы:
- централизованные подсистемы, реализующие основные функции и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;
- сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;
- единый портал бюджетной системы РФ, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.
Управление созданием системы
С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию системы «Электронный бюджет» предлагается многоуровневая система управления таким процессом:
- Координировать работы, утверждать планы и контролировать их исполнение будет Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;
- Министерство финансов РФ - обеспечивает создание и развитие системы «Электронный бюджет», в том числе разрабатывает необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к системе;
- Министерство связи и массовых коммуникаций РФ - обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию системы;
- Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их функциями и полномочиями будут формировать требования к отдельным подсистемам, реализовывать взаимодействие ведомственных информационных систем с системой «Электронный бюджет», а также внедрение сервисных подсистем;
- Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство, обеспечивая реализацию планов по созданию и развитию системы, ее соответствие установленным требованиям;
- Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с системой «Электронный бюджет» на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем.
План проекта
Создание и развитие системы «Электронный бюджет» предлагается реализовать в 2 этапа:
- Разработка и внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет» (2011 — 2012 годы);
- Развитие системы «Электронный бюджет» (2013 — 2015 годы).
В части создания аппаратно-технического обеспечения предусматривается на первом этапе:
- организация центра обработки данных и создание на его базе, а также на базе имеющихся центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти первой очереди технической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование существующих информационных систем Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
- организация интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие и объединяющей вычислительные мощности центра обработки данных и программно-аппаратные комплексы системы «Электронный бюджет».
На втором этапе:
- организация второй очереди технической инфраструктуры центров обработки данных;
- развитие центров обработки данных, а также (при необходимости) имеющихся центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти с учетом реализуемых на втором этапе подсистем, требований информационной безопасности и дальнейшего развития системы;
- развитие интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие всех элементов системы «Электронный бюджет»[2].
Финансирование
На конец 2013 года суммарно на разработку системы «Электронного бюджета» было потрачено более 1,1 млрд руб[3].
В числе подрядчиков, занимавшихся разработкой системы, была компания ОТР. Она, в частности, разрабатывала подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов «Электронного бюджета». Сумма контракта Федерального Казначейства с этим разработчиком составила 410,2 млн руб.
Еще 575,2 млн руб. Федеральное Казначейство заплатило компании «Компьютел», которая в рамках заключенного контракта поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.
80 млн руб. ведомство заплатило за создание и актуализацию нормативной справочной информации, используемой в информационных системах Федерального казначейства в рамках государственной интегрированной системы «Электронный бюджет».
В 2015 году общий объем вложений в «Электронный бюджет», по подсчетам TAdviser, составил 1,17 млрд рублей, в 2016 – 1,08 млрд.
По данным ранкинга TAdviser «10 самых дорогих ИТ-систем в госсекторе России сегодня», опубликованного в 2016 году, «Электронный бюджет» находится на 8 месте.
2011: Проектирование системы
В декабре 2011 г. казначейство объявило тендер на выполнение работ по комплексному проектированию государственной информационной системы «Электронный бюджет». Контракт стоимостью 119,8 млн руб. был заключен с компанией IBS, которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».