Содержание |
2024
Опасные пестициды нашли в чаях «Ричард», «Гринфилд», «Три дружных слона» и «Росчайпром». Роспотребнадзор потребовал срочно изъять их из оборота
23 августа 2024 года стало известно о том, что Роспотребнадзор потребовал немедленно изъять из оборота партии чая марок «Ричард», «Гринфилд», «Три дружных слона» и «Росчайпром». Причиной такого решения стало обнаружение в этих продуктах опасных пестицидов, не предусмотренных гигиеническими нормативами.
Как передают «Известия», опасные вещества были выявлены в чае четырех крупных брендов. В частности, пестициды обнаружены в зеленом листовом чае марки «Ричард», производимом ООО «Май», а также в черном цейлонском чае «Гринфилд» от компании «Орими». Под подозрение также попали два чая от «Рязанской чаеразвесочной фабрики»: черный цейлонский чай «Три дружных слона» и черный чай с чабрецом и цветами мальвы под брендом «Росчайпром».
Проверки были проведены в декабре 2023 года в торговых сетях SPAR и «Светофор» в Республике Татарстан. В результате мониторинговых исследований в указанных чаях обнаружили пестициды, для которых не установлены гигиенические нормативы. В связи с этим Роспотребнадзор выдал предписания изготовителям и поставщикам продукции о необходимости разработать мероприятия по предотвращению вреда, а также уведомил территориальные органы ведомства о необходимости контроля за изъятием этих товаров. Ведомство поручило производителям разработать программу по предотвращению вреда от пестицидов в их продукции.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Ранее подобные нарушения уже были зафиксированы. Например, в 2023 году Роспотребнадзор выявил пестициды в чае «Ричард» в Тульской области, после чего партия продукта была приостановлена в реализации, и потребителям рекомендовалось не употреблять данный чай с определенной датой изготовления.
В федеральном Роспотребнадзоре сообщили, что в первом полугодии 2024 года было проведено более 50 тыс. проверок на содержание пестицидов в пищевой продукции, из которых 0,02% не соответствовали установленным требованиям. Все выявленные партии были изъяты из оборота, и приняты меры административного воздействия.[1]
Под Тверью запустили производство капсульного кофе за 100 млн рублей
Компания «МилФудс», развивающая кофеобжарочное производство в Тверской области, запустила на предприятии новую линию для изготовления кофе в капсулах под брендом Poetti. Об этом пресс-служба регионального правительства сообщила 30 января 2023 года. Подробнее здесь.
2023
Производство кофе в России за 4 года выросло на 62%, до 87,3 тыс. тонн
В 2023 году в России было произведено 87,3 тыс. тонн натурального кофе. Для сравнения, в 2019-м объем выпуска данной продукции оценивался в 54,1 тыс. тонн. Таким образом, за четыре года производство увеличилось на 62%, о чем говорится в материалах BusinesStat, опубликованных в середине октября 2024 года.
В исследовании учитываются жареный и нежареный натуральный кофе. Объемы производства данной продукции в России устойчиво растут, что связано с увеличением спроса. Так, в 2019 году потребление кофе в стране впервые превысило потребления чая. В крупных городах начала формироваться культура потребления кофе в общепите, массово появлялись сети кофеен, стали востребованы крафтовые кофейные напитки. Среди крупных игроков отрасли названы ООО «[[Орими Трейд|Орими», ООО «Май-Брендc», ООО «Штраус», ООО «Славкофе» и др.
В 2019-м объем производства натурального кофе в России составил 54,1 тыс. тонн, показав прибавку на 19,2% по отношению к предыдущему году. В 2020-м последовал рост на 14,9% — до 62,1 тыс. тонн. При этом в сегменте гостинично-ресторанного бизнеса было зафиксировано снижение спроса примерно на 10% из-за ограничений, введенных в условиях пандемии COVID-19. Вместе с тем розничные продажи продолжали расти, что способствовало увеличению производства на крупных кофейных фабриках.
В 2021 году производство кофе в РФ подскочило на 23,8%, достигнув 76,9 тыс. тонн. В 2022-м прибавка составила 1,1% с итоговым результатом 77,7 тыс. тонн. Снижение темпов роста связано с ухудшившейся геополитической обстановкой: российские компании столкнулись с удорожанием логистики, нестабильным курсом валют, изменениями условий оплаты товара и другими сложностями. Ситуация стабилизировалась в 2023 году, когда объем производства поднялся на 12,3%.[2]
Рост продаж кофе на 3,6% до 185,8 тыс. тонн
В 2023 году на российском рынке реализовано приблизительно 185,8 тыс. тонн кофе. Рост по отношению к 2022-му, когда было продано 179,4 тыс. тонн продукции, составил 3,6%. Такие данные отражены в исследовании BusinesStat, результаты которого представлены 27 февраля 2024 года.
Аналитики учитывают реализацию натурального, растворимого и сублимированного кофе. В списке ведущих игроков отрасли значатся ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус», ООО «Орими», ООО «Штраус», ООО «Фес Продукт» и ООО «Орими КФ».
В отчете сказано, что в 2019–2023 годах продажи кофе в России демонстрировали небольшой, но стабильный рост. Так, в 2020-м объём реализации поднялся по отношению к 2019 году на 0,1% — со 178,4 тыс. тонн до 178,5 тыс. тонн. Негативное влияние на спрос оказал спад в отрасли общественного питания, вызванный пандемией COVID-19. Однако сокращения рынка удалось избежать благодаря росту розничных продаж кофе.
В 2021 году продажи увеличились на 0,4%, составив 179,2 тыс. тонн, а в 2022-м прибавка оказалась на отметке 0,1%. Замедление динамики произошло в результате резко выросших (на 27,4%) цен на кофе, что было связано с низким урожаем этой культуры в Бразилии. Кроме того, увеличилась стоимость доставки продукции в Россию, поскольку на фоне ухудшившейся геополитической обстановки крупнейшие западные логистические и страховые компании отказывались работать с отечественными заказчиками.
Отмечается, что в 2023 году темп прироста продаж кофе был наибольшим за пятилетие. Благодаря стабилизации цен долларовая стоимость импорта продукции в Россию снизилась на 1%, тогда как средняя цена продаж поднималась темпами гораздо ниже инфляции — на 4,2%. Вместе с тем в 2022–2023 годах в России наметилась тенденция сокращения продаж чая, что открывает дополнительные возможности в плане увеличения доли сегмента кофе.[3]
Снижение производства чая на 6,2% до 138 тыс. тонн
В 2023 году в России было произведено около 138 тыс. тонн чая, что на 6,2% меньше показателя годичной давности. Об этом в феврале 2024 года сообщили аналитики BusinesStat.
По их словам, спад произошел после того, как в 2019-2022 гг производство чая в России выросло на 32%, до 147 тыс тонн, а снижение объема выпуска в 2023 году отчасти связано с остановкой завода компании Ekaterra (бренды ТМ Lipton и Brooke Bond) в Петербурге. При этом российская компания «Орими» в попытке воспользоваться уходом конкурента с рынка заявила об увеличении выпуска продукции на 5-7% по итогам 2023 года.
Как отмечается в докладе, в России из-за особенностей климата собственного чая крайне мало: в промышленном масштабе он выращивается только в Краснодарском крае, поэтому страна практически на 100% зависит от импорта. При этом порядка 80% импорта приходится на чай, который представляет собой сырье, предназначенное для дальнейшей переработки и фасовки, и лишь 20% – готовая к продаже продукция.
В то же время в 2023 году наблюдалась тенденция к снижению доли готового импортного чая. Это связано с более высокой себестоимостью, а главное, с долгой логистикой, составляющей не менее месяца с даты заказа, отмечают аналитики.
Они добавляют, что наибольшую активность на российском рынке проявляют компании, которые имеют собственное производство на территории страны. Импортный фасованный чай в виде готового продукта к 2023 году был представлен в преимущественно в премиальном сегменте.
Крупнейшими производителям чая в РФ названы следующие компании (без указания долей): «ДобрыняРусь», «Кубань-Ти», «Май», «Орими», «Санти», «Универсальные пищевые технологии», «Фабрика Ахмад Ти», «Фес Продукт» и Яковлевская чаеразвесочная фабрика.[4]
Российский рынок кофе навынос вырос на 21%
Объем рынка кофе с собой по итогам 2023 года достиг 102,7 млрд рублей, что на 21% больше, чем в конце 2022 года (85 млрд рублей). Такие данные приводит компания Smart Ranking. Подробнее здесь.
Число кофеен в России за год выросло на 10%
К концу 2023 года число кофеен (классические заведения и точки с кофе навынос) в городах-миллионниках России составило 15,4 тыс. точек, что на 10% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные «2ГИС», обнародованные 5 февраля 2024 года. Подробнее здесь.
2022: Сокращение продаж кофе на 11% до 86 тыс. тонн
Объем российского рынка кофе по итогам 2022 года достиг 86 тыс. тонн, что на 11% меньше, чем годом ранее. Такие данные в начале мая 2023 года приводит аналитики BusinesStat.
По их словам, продажи кофе в РФ сократились во многом из-за следующих факторов:
- значительный рост цен. Страны, занимающиеся выращиванием кофе, не присоединялись к санкциям в отношении России, однако рост мировых цен на зеленый кофе и отказ ряда крупных контейнерных перевозчиков и страхователей работать с российскими компаниями привели к существенному росту стоимости поставок и к удорожанию логистики;
- снижение реальных располагаемых доходов россиян способствовало сокращению объемов покупки кофе;
- уменьшение числа покупателей кофе вследствие отъезда значительного числа россиян в 2022 году.
По словам исследователей, в 2018-2021 гг. продажи кофе ежегодно росли довольно существенными темпами, на 6-20% в год. Росла популярность кофе, увеличивалось число кофеен, развивались сети быстрого питания. Это позволяет прогнозировать, что по мере стабилизации цен на кофейное сырье, решения логистических проблем импортеров и возобновления роста реальных доходов россиян продажи кофе в стране продолжат рост, говорится в исследовании, обнародованном в начале мая 2023 года.
Согласно отчету, экспорт кофе из России в 2018-2021 гг. ежегодно увеличивался на 17,8-50,2% в год и достиг 15,1 тыс. тонн в 2021 году. В 2022-м поставки кофе из России впервые за пятилетие сократились на 9,7% и составили 13,7 тыс. тонн.
Цена экспорта кофе из России снижалась в 2019-2020 гг. и по итогам 2020-го составила $4,23 за кг. В 2021-2022 гг. наблюдался рост экспортных цен. Однако в 2021 году рост был незначительным (всего на 0,8%), в 2022-м цена увеличилась существеннее – на 29,3% и достигла $5,51 за кг.[5]
2020
По данным Nielsen, в крупнейших розничных сетях РФ с августа 2019 года по июль 2020 года продажи кофе в России выросли на 16,1% в денежном выражении и на 12,8% в натуральном. В Euromonitor International оценивают объем российского рынка кофе в 140,13 тыс. тонн, а оборот — в 224,7 млрд руб. на 2020 год.
Coca-Cola начинает продажу зернового и молотого кофе под брендом Costa Coffee
В сентябре 2020 г стало известно, что Coca-Cola начинает новый бизнес в России — продажу зернового и молотого кофе под брендом Costa Coffee. Потребление этой продукции растет, а розничный рынок в период пандемии COVID-19 почти не пострадал. Но, полагают эксперты и участники рынка, конкурировать с существующими игроками Coca-Cola будет сложно, прежде всего из-за дорогого импорта. Подробнее здесь.
2019: Кофе впервые стал популярнее чая в России
В 2019 году потребление кофе в России достигло 180 тыс. тонн, что на 12% больше, чем годом ранее, а рынок чая за это время вырос со 151,5 до 138,8 тонн. Кофе стал популярнее чая среди россиян впервые. В предыдущие два года жители РФ за год употребляли примерно одинаковое количество чая и кофе — по 160 тыс. тонн, свидетельствуют данные Российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе».
Кофейное потребление росло год от года, начиная с конца 1990-х годов, а чай, в общем, находился в таком стагнирующем положении. И поэтому, в общем, в какой-то момент было очевидно, что это произойдет. Вот это произошло в 2019 году однозначно, — сообщил генеральный директор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. |
Данные Федеральной таможенной службы (ФТС) в целом подтверждают слова Чантурии. В 2019 году Россия завезла 413,3 тысячи тонн кофе основных видов (без учета растворимого) и только 314,2 тысячи тонн чая. По словам главы «Росчайкофе», расхождение в данных объясняется тем, что таможня учитывает поставки сырья, а не готовой продукции.
В исследовательской компания GfK рассказали РБК, что россияне покупают домой кофе чаще чая уже два года. В 2019 году они купили 110,8 тысяч тонн кофе и 90,6 тысяч тонн чая, в 2018 году — 104,7 тысяч и 92,3 тысячи тонн.
Объем потребления чистого чая сократился драматически. Очевидно, что часть потребления замещается ростом популярности травяных и фруктовых напитков, включая иван-чай, однако сейчас впервые можно уверенно утверждать, что значительное влияние на сокращение потребления чая оказал рост популярности кофе, считают в «Росчайкофе»
Также в ассоциации отметили рост потребления зернового кофе: если его доля в 2018 году составляла 52% против 48% у растворимого, то в 2019-м это соотношение составило 44,7% к 55,3%.[6]
Крупнейший игрок — Nestle (марка Nescafe) с долей 19,4% российского рынка кофе в 2019 году.
2018: Потребление чая на душу населения в кг за год
См. также
Примечания
- ↑ С чаем без церемоний: бизнесу поручено исключить наличие пестицидов в напитке
- ↑ В 2019-2023 гг производство натурального кофе в России возросло на 62%: с 54 до 87 тыс т.
- ↑ В 2019-2023 гг продажи кофе в России увеличились на 4,2%: со 178 тыс т до 186 тыс т.
- ↑ В 2023 г выпуск чая в России снизился на 6,2% и составил 138 тыс т.
- ↑ Анализ рынка кофе в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций. Структура розничной торговли
- ↑ В России впервые стали потреблять кофе больше, чем чай